Жаңалықтар

Особенный

Особенный К женской красоте и вообще красоте Тулеген был очень пристрастен: он замечал ее, восхищался. Он же – художник. Если уж не лепил руками, то глазами все лепил, конечно. Это было подспорьем в его работе. И ничего удивительного, что он любил, ценил красоту, пластику. Даже первая его работа – Амангельды – это чистейшая пластика. Еще когда работал в училище, он вылепил Мухита Калимова – не то как восточное лицо, не то как тюрк. Эта работа есть в галерее (Музей искусств им. А.Касте-ева). Очень интересный типаж. Туляш в то время увлекался бал-балами, каменной скульптурой древности. И в этом духе вылепил Мухита. Позже Гуля рассказывала, что он буквально за 10 дней вылепил Сатпаева. Очень много работал. Он буквально сгорел… Тулеген, конечно, особенный. Его ни с кем не спутать, не сравнить! Самородок… Чистейший интеллигент, профессионал чистейший… Акрам Кудайбергенович надолго замолк, опустив голову… Пальцы его подрагивали. Мне почудилось в тот миг, что Тулеген Досмагамбетов, такой знакомый и близкий, промчался, как всегда, спеша, мимо нас, одарив своей ослепительной улыбкой. И не прощаясь… Воздух своей земли Боль потери рождает открытия, неведомые прежде в человеке. Внезапно все перипетии его судьбы складываются в единую мозаику, представляя не жесты, поступки, слова, но цельный портрет жизни. Так случилось у меня с художником, знакомым с юношеских лет, старшим другом и наперсником, художником с именем и вместе с тем как бы не столь великим, чтобы преклоняться… Словом, повседневность, суета плотно закрывали его подлинное лицо. Судьбе было угодно свести нас в стенах Казахской академии искусств в 2000-м году. Тулеген Сабитович Досмагамбетов преподавал там на кафедре скульптуры. Весной 2001-го мы наконец поговорили по душам… о его детстве, родных – любимой матери и брате, его вырастившем, о друзьях, и, конечно же, о творчестве последнего десятилетия XX века. Этот разговор-исповедь оказался последним. Тулеген признался взволнованно, с огромным воодушевлением, что “открыл для себя через тысячелетия искусства древнего Востока и гений европейских мастеров единственную истину творчества – синтез искусств”. В контрасте с юношеским максимализмом здесь выступило спокойное и ясное убеждение зрелости, что “все приходит со временем – при условии страстного стремления и неустанного труда, поисков, ошибок и открытий, и закономерной твердой уверенности в возможности достижения поставленной цели, именно это дает силы и рождает нечто новое и только свое”. Собственное открытие Тулеген назвал “секретом творчества”, что прозвучало как обещание, открыв мощный потенциал ближайших будущих свершений. А залогом стало предшествующее десятилетие творчества – спонтанного, яркого, открывшего незнакомого прежде мастера, влюбленного в свое Отечество, познавшего вкус истинной любви к Родине, ее истокам и вершинам. Тулеген Досмагамбетов именно в это десятилетие создал образы гениальных сыновей своего народа – Ахана-Сере и Биржан-Сала, Ильяса Жансугурова и Ахмета Байтурсынова, Каныша Сатпаева в монументальных памятниках по всему Казахстану, украсил центр столицы – Астаны – скульптурами, ставшими символами города и страны (“Барсы”, комплекс фонтанов с фигурами “Первого тюрка”, “Волчицы” и детей), исполнил галерею станковых произведений (“Томирис”, “Адам”, “Акбора Абылай хана” и др.). Образ сакской царицы, летящей на коне, воплощен со всей страстью и любовью подлинного кочевника-евразийца. Он стал собственностью первого Президента Казахстана Н.А.Назарбаева. Бесспорно, всякое растение дышит воздухом своей земли, питает корни ее соками, а плоды приносит в дар как знак благодарности в постижении извечных законов Природы. Будучи одаренным ею от рождения, придя в мир на земле Кокшетау – благословенной и животворной, славной поэтическими и песенными традициями, Тулеген нас в себе этот код генофонда, чтобы в зрелом творчестве подарить родному народу и всему человечеству все, что вложила в него эта земля. И, взметнувшись ввысь, эта песня-признание увековечила его имя. В этом нет сомнений. И звучат во мне его слова: “Скульптура – память тысячелетий. И каждый должен сказать, открыть что-то свое, новое. Я для себя это открыл”. Словно заповедь для идущих следом.   Сауле Беккулова, кандидат искусствоведения Источник http://biografia.kz/famous/1665#ixzz2a2saSrcH
25.07.2013 08:44 3181

Особенный

К женской красоте и вообще красоте Тулеген был очень пристрастен: он замечал ее, восхищался. Он же – художник. Если уж не лепил руками, то глазами все лепил, конечно. Это было подспорьем в его работе. И ничего удивительного, что он любил, ценил красоту, пластику. Даже первая его работа – Амангельды – это чистейшая пластика. Еще когда работал в училище, он вылепил Мухита Калимова – не то как восточное лицо, не то как тюрк. Эта работа есть в галерее (Музей искусств им. А.Касте-ева). Очень интересный типаж. Туляш в то время увлекался бал-балами, каменной скульптурой древности. И в этом духе вылепил Мухита.

Позже Гуля рассказывала, что он буквально за 10 дней вылепил Сатпаева. Очень много работал. Он буквально сгорел…

Тулеген, конечно, особенный. Его ни с кем не спутать, не сравнить! Самородок… Чистейший интеллигент, профессионал чистейший…
Акрам Кудайбергенович надолго замолк, опустив голову… Пальцы его подрагивали. Мне почудилось в тот миг, что Тулеген Досмагамбетов, такой знакомый и близкий, промчался, как всегда, спеша, мимо нас, одарив своей ослепительной улыбкой. И не прощаясь…

Воздух своей земли

Боль потери рождает открытия, неведомые прежде в человеке. Внезапно все перипетии его судьбы складываются в единую мозаику, представляя не жесты, поступки, слова, но цельный портрет жизни. Так случилось у меня с художником, знакомым с юношеских лет, старшим другом и наперсником, художником с именем и вместе с тем как бы не столь великим, чтобы преклоняться… Словом, повседневность, суета плотно закрывали его подлинное лицо.

Судьбе было угодно свести нас в стенах Казахской академии искусств в 2000-м году. Тулеген Сабитович Досмагамбетов преподавал там на кафедре скульптуры. Весной 2001-го мы наконец поговорили по душам… о его детстве, родных – любимой матери и брате, его вырастившем, о друзьях, и, конечно же, о творчестве последнего десятилетия XX века. Этот разговор-исповедь оказался последним. Тулеген признался взволнованно, с огромным воодушевлением, что “открыл для себя через тысячелетия искусства древнего Востока и гений европейских мастеров единственную истину творчества – синтез искусств”.

В контрасте с юношеским максимализмом здесь выступило спокойное и ясное убеждение зрелости, что “все приходит со временем – при условии страстного стремления и неустанного труда, поисков, ошибок и открытий, и закономерной твердой уверенности в возможности достижения поставленной цели, именно это дает силы и рождает нечто новое и только свое”. Собственное открытие Тулеген назвал “секретом творчества”, что прозвучало как обещание, открыв мощный потенциал ближайших будущих свершений. А залогом стало предшествующее десятилетие творчества – спонтанного, яркого, открывшего незнакомого прежде мастера, влюбленного в свое Отечество, познавшего вкус истинной любви к Родине, ее истокам и вершинам. Тулеген Досмагамбетов именно в это десятилетие создал образы гениальных сыновей своего народа – Ахана-Сере и Биржан-Сала, Ильяса Жансугурова и Ахмета Байтурсынова, Каныша Сатпаева в монументальных памятниках по всему Казахстану, украсил центр столицы – Астаны – скульптурами, ставшими символами города и страны (“Барсы”, комплекс фонтанов с фигурами “Первого тюрка”, “Волчицы” и детей), исполнил галерею станковых произведений (“Томирис”, “Адам”, “Акбора Абылай хана” и др.). Образ сакской царицы, летящей на коне, воплощен со всей страстью и любовью подлинного кочевника-евразийца. Он стал собственностью первого Президента Казахстана Н.А.Назарбаева.

Бесспорно, всякое растение дышит воздухом своей земли, питает корни ее соками, а плоды приносит в дар как знак благодарности в постижении извечных законов Природы. Будучи одаренным ею от рождения, придя в мир на земле Кокшетау – благословенной и животворной, славной поэтическими и песенными традициями, Тулеген нас в себе этот код генофонда, чтобы в зрелом творчестве подарить родному народу и всему человечеству все, что вложила в него эта земля. И, взметнувшись ввысь, эта песня-признание увековечила его имя. В этом нет сомнений. И звучат во мне его слова: “Скульптура – память тысячелетий. И каждый должен сказать, открыть что-то свое, новое. Я для себя это открыл”.

Словно заповедь для идущих следом.
 

Сауле Беккулова, кандидат искусствоведения


Источник http://biografia.kz/famous/1665#ixzz2a2saSrcH

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға