Жаңалықтар

Искусство турецких ашугов в Казахстане

Искусство турецких ашугов в Казахстане
01.03.2014 10:18 9372

Искусство турецких ашугов в Казахстане

(по материалам поездки в ЮКО)

 

Музыка турок ахыска, проживающих в Казахстане, является составляющей частью культурной жизни полиэтнической страны. Пройдя в первой половине ХХ в. тяжелый и трагический путь с лишениями и трудностями, турки сегодня представляют собой процветающую дисапору, численность которой составляет около 200 тыс.человек (не официально – 300 тыс.). Вместе с тем, это народ, сохранивший и достойно несущий родной язык, обычаи, традиции, культуру, искусство. В этом плане следует особо отметить деятельность Турецкого этнокультурного центра (ТЭКЦ) «Ахыска» под руководством Касанова З.И. Функционируя в разных областях страны, центр занимается поддержкой творческой интеллигенции (писатели, поэты, музыканты, ашуги), молодежных культурных организаций, мастеров прикладного искусства и т.д.

 

Южно-казахстанская область является регионом наиболее компактного проживания турок, численность которых на сегодняшний день составляет около 70 тыс. человек. Именно эта область является той зоной в Казахстане, куда изначально была депортирована часть турков[1], откуда впоследствии они были распространены в другие регионы республики. Областной этнокультурный центр здесь функционирует под руководством Асанова Л.К., с приходом которого по области открылось 16 офисов. Данный центр способствует развитию в регионе не только промышленности, экономики, но также национальной культуры: искусства, языка, традиций и т.д.

 

Так, в Южно-Казахстанской области на сегодняшний день проживает большое количество интеллигенции турецкой национальности. Авторы многочисленных книг по истории турок Казахстана – писатель, историк Садыр Хасанов, историк, писатель, драматург, поэт и журналист Ибрахим Турки, писатель, председатель комитета СМИ ТЭКЦ Толебийского района ЮКО Темирхан Исаев, преподаватель ЮКГУ, кандидат филологических наук Алыпашия Курбанов, зам.дир. по военно-патриотическому воспитанию СШ№13 г.Шымкент, преподаватель колледжа при ЮКГУ, автор методики преподавания в школах РК приемов стрельбы «Атыс қаруынан атыс жүргізу ережелері мен тәсілдері» Байрам Бегалы, филолог, директор СШ им.Сапарбаева с.Карасу Сайрамского района ЮКО Рамазан Ламаев, директор МКО «Демирель кредит» Раис Караибрагимов и мн.др.

 

В результате многолетнего пренебрежительного отношения советской власти к этому народу, который после депортации многие годы находился в комендатуре, и на сегодняшний день до конца не реабилитировался, в плане музыкального искусства сумел сохранить традиции предков. Однако важно отметить отсутствие процесса модификации и эволюции творчества. Как указывают сами представители культуры, именно в Казахстане сохранены те музыкальные образцы, которые уже не бытуют в Турции. Вследствие долгого пребывания в советском государстве и других исторических фактов, а также культурной и генетической близости двух этносов, турки Казахстана испытали на себе мощеное влияние азербайджанской культуры, даже существует факт того, что они именуют себя  азери турклер. Как нация турки, разумеется, имеют свое своеобразие и отличаются от азербайджанцев, но также они отличаются от турок Турции. Несмотря на идентичность инструментария, мелодических напевов по ладо-интонационному, метро-ритмическому строению, типов исполнительства (например, ашуги в обеих культурах) [2] и др., турки Казахстана являются носителями древней турецкой традиции, а самобытное искусство ашугов является вершиной их устно-профессионального музыкально-поэтического творчества.

 

На интернет-форуме ахыска-турок этому явлению дается следующее определение: «Суть ашугского творчества – умение увлекательно рассказывать различные истории под аккомпанемент своего саза. Собственно, именно этим и занимались ашуги на … собраниях и в ходе выступлений перед публикой. Истории эти были либо модифицированным пересказом народных былин, либо сказаниями, сочиненными непосредственно исполнителями» [1]. Из этого же источника ясно, что именно Ахыска можно считать родиной большинства турецких ашугов. А тем местом, где проходили состязания и провозглашались победители, является чилдыр. В народе сохранились имена таких мастеров, как Чеври, Черкезоглу, Чиркини, Эмрах, Гюлали, Хаста Хасан, Хашими, Исмаил, Иззет, Корхан, Нихани, Нури, Шейдаи, Шехри, Таштемир, Таяри. Как отмечает автор данной статьи[3], наследие указанных ашугов не было в полной мере сохранено из-за различных, и не всегда положительных, исторических ситуаций. А с конца 50-х годов их произведения стали записываться на пленках и, таким образом, они дошли до сегодняшних дней [1].

 

Южно-Казахстанская область является пристанищем многих известных ашугов. Родившись на Кавказе, депортированные в Казахстан, многие из них нашли родной дом и очаг именно в этом округе. И именно здесь в настоящее время живут и творят такие ашуги, как Гулалы Курбанов, Башат Алиев, Мамед Мусаев и др., считающие своими Учителями (Устад) таких известных поэтов, как Шельних, Аббас, хаста Хасан, Юнус Эмре, Айдын Чубаноглы, Вейсал, также являясь непосредственными продолжателями искусства Алиева Ильяса, Курбанова Оруша, Курбанова Сейфата, Алиева Пилоша, Ахметова Маулюта и др.

 

Так, одним из аксакалов искусства ашугов по ЮКО по праву считается Гулалы Курбанов[4]. Исполнитель таких сугубо турецких сказаний, как Османны Гюзеллемесы, Османы диван-намэ, Джелалы, общетюркских «Короглы» и мн.др., в 2010 году он выпустил альбом, в который входят шедевры турецкого ашугского искусства: «Саманд Вургун», «Герайлы мелул ахыска», «Диваны Авасы Хаста Хасан», «Ехмеди Керем шайсмейл», «Тифили» и др. Потомственный ашуг Гулалы Курбанов учился мастерству у известных ашугов – дяди Оруша, двоюродного брата Сейфата, Пилоша, Мавлюта, Гойгоза, слушал произведения поэтов ранних веков, шлифовал свое мастерство как исполнитель. Так, он постепенно завоевал признание народа, и на сегодняшний день является уважаемым отцом, дедом, заслуженным в народе мастером своего дела. Работавший долгие годы в области здравоохранения Г.Курбанов в составе ансамбля «Севги» часто выступал на различных пирах, народных сборищах. Широкий диапазон и сильный голос (следует отметить, что ашугу 80 лет!), живой артистизм, проникновенность исполнения до сих пор позволяют ему оставаться одним из признанных мастеров турецкого ашугского искусства в Казахстане.

 

Следует отметить, что сын Гулалы Курбанова Алыпашия Курбанов – кандидат филологических наук, преподаватель университета, а его сын – Темур Курбанов, в свою очередь, тоже посвятил себя музыке, обучаясь на 4-ом курсе музыкального факультета «Казахско-турецкого университета». Продолжая преемственность поколений (Темур – представитель 4-го поколения музыкантов в роду), он получает высокую оценку и призовые места в различных музыкальных состязаниях, в том числе на республиканском  конкурсе талантливых и одаренных детей и молодежи «Ahiska-star».

 

Еще одни музыканты, сумевшие вызвать всеобщий восторг у публики и жюри в «Ahiska-star» – артисты семейного ансамбля «АБО» (расшифровывается как «Ата, баба, оғуллары» – «Деды, отцы, сыновья»). Он был создан ашугом Башатом Алиевым вместе с его старшим братом, знаменитым ашугом Пилошом Алиевым в 1976 году. Так, ансамбль функционирует по сей день, исполняя как традиционные сочинения, так и современные. Его творчество признано народом и отмечено высокопоставленными личностями. В настоящее время им руководит Мамет Алиев – сын Башата Алиева, специализированный музыкант, преподаватель музыки в Казахско-турецком лицее для одаренных детей. В составе – наряду с ним и его отцом, дети – Нурсултан, Елсултан, Бексултан и Шахсултан. Трое старших также имеют музыкальное образование. Исполняя сочинения разных народов – турецкие, азербайджанские, казахские, русские – музыканты играют на разных инструментах: как национальных (сааз, баламан, даул, зурна и др.), так и европейских (кларнет, аккордеон, клавишные, в частности, синтезатор и т.д.).

 

Что касается творчества Башата Алиева[5], то следует отметить, что он также является потомственным ашугом. Брат его отца Ильяс Алиев был известной в народе личностью – поэтом, шаиром. Он за собой водил и обучал старшего брата Башата – Пилоша Алиева[6], который уже в 15-16 лет обрел популярность среди турок ахыска как выдающийся ашуг, а далее – как Учитель, пропагандист национального искусства. Он, в свою очередь, обучил младшего брата. Так, Башат Алиев своими непосредственными Учителями по праву считает шаира Пилоша и Маулюта[7] Алиевых. Работавший долгие годы в органах МВД Башат передал свое искусство своим детям, и, таким образом, носителями этого искусства на сегодняшний день являются дети Нурсултан, Елсултан, Бексултан и Шахсултан – представители 4-го поколения. Исполняя произведения шаиров давних времен, составляющих золотой фонд турецкого национального искусства, а также сочинения более современных авторов – Пилоша, Маулюта и др., Башат Алиев своим творчеством способствует сохранению и передаче молодому поколению духовного наследия предков.

 

Большой знаток народного творчества, имеющий богатый музыкально-поэтический багаж, Мамед Мусаев[8] также является известным среди казахстанских турков ашугом. Он вырос в атмосфере традиционного искусства, впитывая в себя живительную влагу родной поэзии и музыки, так как его отец, ветеран войны, обладавший феноменальной памятью, читал наизусть дастаны. Именно эти уникальные парадигмы откладывались в памяти ребенка, затем подростка и зародили любовь к национальному искусству. Так, обладатель глубокого баритона, мастерски с ювелирной точнотью опевая каждую интонацию расцвеченной мелизмами и другими украшениями сугубо национальной мелодии, передавая образ благодаря уникальному артистизму, Мамед Мусаев стал впоследствии признанным в народе Мастером ашугского искусства. Воспитывая учеников, передавая им свои знания, он также способствует дальнейшему развитию данного вида искусства.

 

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие национальной композиторской школы, жанров письменной музыки европейской ориентации турки Казахстана на должном уровне сумели сберечь традиционное искусство. Так, в народе широко распространены фольклорно-обрядовые песни, инструментальные произведения, широко распевные песни лирического содержания и музыкально-поэтические состязания ашугов. Что касается творчества последних, то 1-ый заместитель председателя отдела культуры ТЭКЦ «Ахыска» И.А.Муштаков отмечает: «Действительно ашуги – это носители музыкально-поэтического искусства устной традиции. Это, как правило, мастера высокого уровня, с незаурядными исполнительскими возможностями, носители большого природного таланта. Так, в Казахстане нередко проводятся различные концерты народной музыки, где они исполняют как произведения традиционной культуры, так и собственного сочинения. Причем носителями этого искусства являются представители нескольких поколений. Недавно на одном концерте выступали ребята, которым по 18-19 лет, в то же время живут и творят ашуги более преклонного возраста – до 85 лет. Вместе с тем, турки устраивают аналогичные казахскому айтысу импровизационные музыкально-поэтические состязания, на Кавказе их называют дейишме. Как раз на подобных мероприятиях ашуги демонстрируют свою виртуозность довольно ярко»[9].

 

Так, творчество ашугов, проживающих в Южно-Казахстанской области, является ярким доказательством современного бытования этого вида искусства в Казахстане. В Турции функционирует Союз ашугов, и на организованные им концерты и вечера нередко приглашаются и отечественные мастера, в том числе и те, о которых шла речь выше. Известные в своих национально-этнических и профессиональных кругах ашуги Казахстана являются хранителями культурного наследия предков, продолжая передавать и развивать эту уникальную духовную сокровищницу.

 

З.Касимова, кандидат искусствоведения,

научный сотрудник Института литературы

и искусства им.М.О.Ауэзова

 

 

 

Список использованных источников:

 

1.      http://forum.ahiskaliyuh.biz/viewtopic.php?f=75&t=903

2.      Караев К. Гулалы 80 яшында – һәлә уҹа сәсиндәди! // Ахыска: Междунардная газета Турецкого этнокультурного центра РК. – 30 ноября, 2012. – с.10.

3.      У музыки нет национальности. Ее язык понятен каждому // Шаңырақ. Тематический раздел газеты «Южный Казахстан». – №35(19.057). – 29 марта 2012. – с.1, 3.

4.      Исаев Т. Переплетенные судьбы (Исторические справки, очерки, воспоминания и родословные кланы). – Шымкент, 2012. – 228 с.

5.      Ахыска түрктерінің тарихы. Ислам және жанұя туралы энциклопедия. – Шымкент: «Кітап» ЖШС-і, 2009. – 224 б. (түрік тілінде).

6.      Турции музыка // Музыкальный энциклопедический словарь./ Гл.ред.Г.В.Келдыш.– М.: «Советская энциклопедия», 1990. – 672 с. – С. 557-558.

 


[1] Известно, что другая часть выслана в Узбекистан, Кыргызстан.

[2] Некоторые музыканты даже называют исполняемые ими композиции турко-азербайджанскими.

[3] Имя автора на сайте обозначен как ник Aladdin.

[4] Гулалы Курбанов родился в 1932 году в Грузии в Аспидзинском районе.

[5] Башат Алиев родился в 1948 году в к-зе «Ленин жолы» Сайрамского района Чимкентской области, долгие годы работал в органах МВД РК, в настоящее время на заслуженном отдыхе.

[6] Ашуг Пилош родился в 1923 году, умер в июне 2012 г.

[7] Маулют Алиев – двоюродный брат Башата Алиева. В настоящее время живет в Алматы.

[8] Мамед Мусаев родился в 1946 году в с.Орджаникидзе Сайрамского района Чимкентской области. Окончил машиностроительный техникум в г.Шымкент, работал в сфере общепита.

[9] Из личной беседы с И.А.Муштаковым.

 

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға