Герои среди нас: добрые поступки казахстанцев 

15.05.2017

Мы каждый день сталкиваемся с непредсказуемой природой человека. Мы узнаем в новостях о страшных происшествиях с неисправимыми последствиями, всему виной которых являются алчность, глупость и жестокость людей. Неблагоприятные события в мире и перевернутые трактовки людей о морали сегодня заставляют многих из нас относиться к людям с опаской и недоверием.

И все же, несмотря на мировой экономический кризис, который, так или иначе, влияет на все сферы деятельности человека, и разрозненное представление людьми понятия морали, в обществе всегда найдутся неравнодушные люди. Как и раньше, так и сегодня мир перед нами оказывается не без добрых людей. Этот материал посвящается доброте и добродетелям нашей страны, а также профессионалам своего ремесла, которые отличаются своей незаурядностью и умением вдохновлять других на прекрасные поступки.

Говорят, что доброе дело в воде не утонет. Учеными доказано, что, когда мы делаем кому-то добро, в нашем организме повышается уровень дофамина, гормона счастья. Помогая другим, мы помогаем своему организму. Ведь, добро – это еще один повод улыбнуться, посмеяться и чувствовать себя хорошо здесь и сейчас. «Жизнерадостный смех, доброта и желание жить способны творить чудеса», - такое открытие сделал для себя Патч Адамс, главный герой потрясающего фильма «Целитель Адамс» - одно из кинопособий добрых дел. После того, как доктор Хантер Адамс, находясь в жуткой депрессии, ложится в клинику, его отношение к жизни кардинально меняется.

Он находит помощь там, где в ней нуждаются: в беспросветных палатах одиноких людей. Пробыв в клинике некоторое время, Патч понял, что «классическое» лечение тяжелобольных людей не поможет улучшить их состояние, и нашел другой метод – смехотерапия или лечение душевного состояния человека жизнерадостным смехом. Словом, фильм достоин внимания одним участием неподражаемого Робина Уильямса, творчество которого сшито из его жизнелюбивых героев.

Показать добро на кинематографической ленте удалось многим режиссерам с мировыми именами. «Амели» сценариста Жан-Пьер Жене, «1+1» Оливье Накаш и Эрик Толедано, «Заплати другому» Мими Ледер и еще тысячи кинокартин – это коллекции реальных событий людей. Режиссеры лишь показали зрителям через их объектив, насколько может измениться жизнь людей, если им протянуть руку помощи.

Реальные герои живут и среди нас. Может быть добрые поступки жителей Казахстана вдохновят и наших отечественных режиссеров снять картину о человечности, но пока об этих неравнодушных людях говорят в узких кругах казахстанского социума. 

В прошлый раз мы рассказали читателям о «Клубе добряков» - один из самых крупнейших волонтерских движений в Казахстане. Сегодня мы познакомим вас с еще интересными людьми, добряками и профессионалами своего дела, которые душой не стареют, потому что работают во благо общества.

«Светоч» материнского сердца

В поселке Малотимофеевка Акмолинской области живет необыкновенная женщина, которая подарила семью 173 детям. Лилия Соловьева Виниаминовна, которую в поселке знает и стар, и млад, сама себя необыкновенной не считает, а в свои 59 лет людям помогает без оглядки. 

Сегодня детский дом «Светоч», расположенный в той же Малотимофеевке, это целый комплекс, куда входят благоустроенный приют из двух частных домов для девочек и мальчиков, школа, столовая, баня. На небольшом участке земли Лилия Виниаминовна вместе с детьми даже развели скромное, но пригодное хозяйство: огород и маленькая ферма. А начиналось все не так радужно.

«18 лет назад я не думала, что сегодня буду жить так и стану мамой для всех этих детей. 18 лет назад - это 1999 год. Тогда я была моложе и меня интересовали материальные ценности. Но в скором времени со мной случилась беда, которая перевернула мою жизнь. После этого случая я поняла, что живу неправильно. Я думала об этом днем и ночью. На фоне этих переживаний я заболела. Это была онкология. Врачи диагностировали рак. С тех пор, я решила помогать людям, пока у меня есть силы».

Первые шаги Соловьевой к изменению своей жизни проявились тогда, когда она вместе с неравнодушными людьми в столовой общежития медицинского института кормили 160 детей из малообеспеченных, нуждающихся семей. Вскоре Лилия Виниаминовна приютила у себя дома детей разных национальностей.

Поскольку в квартире кроме детей жила семья Соловьевой и было очень тесно, всем им пришлось переехать на дачу, купленную на подаренные деньги одного хирурга. Но на этой  даче большая семья прожила недолго. Спустя некоторое время им снова предстояло переехать в новый дом, в котором они прожили 8 лет. А сейчас в этом доме живут уже взрослые дети – выпускники приюта. 

Приятные хлопоты большой семьи на этом не заканчивались. Благодаря областному акимату, который дал семье 4 гектара земли, и неравнодушному человеку общими силами все вместе построили на участке баню, административное здание, школу, столовую и библиотеку. 

«Я постоянно провожу работу с детьми, учу их нравственности, духовности. Все детки трудолюбивые. В хозяйстве дети ухаживают за курами, свиньями, телятами, коровами. Огород у нас есть. За один сезон мы закручиваем по две-три тысячи банок салатов, соленья из огурцов и помидоров. Девочки сами маринуют овощи, пекут хлеб и учат этому младших.

Говоря о помощи, то все, что мы сейчас имеем – это помощь добрых людей. Мы никогда не оставались без внимания. Дома, в которых жили и сейчас живем – все это общий труд и милосердие людей. Это Божьи люди. У нас есть 65 семей, которые постоянно помогают нашим детям».

Слишком просто говорить о чужих судьбах, не представляя страх и тоску каждого ребенка этого приюта. Этой очень долгой и удивительной истории отважной женщины хватит на целую книгу. Остается надеяться и верить, что воспитанники «Светочи» вырастут достойными людьми, и каждый из них найдет свое место под солнцем. А поступок жительницы Акмолинской области, педагога по образованию, Лилии Виниаминовны Соловьевой несомненно заслуживает восхищения.

Исцелись сам: медицина с энтузиазмом

Врачи – это пожизненные студенты. Им всегда приходится учиться, читать, тренировать свою психику и развивать мышление. Врачи не обходятся без книг, без практики, потерь и критики. Но именно этот опыт приводит их к новым открытиям в медицине. Наука и материя, теория и практика, учителя-врачи и их студенты – эти понятия всегда шагают рука об руку. Но умение преподавать молодым специалистам уроки спасения жизни дается не каждому.

Врач-терапевт, высококвалифицированный методист Айнабекова Баян Алькеновна знает подход к каждому из своих студентов. Под ее попечительством несколько десятков интернов столичного медицинского университета. И каждый из них, как и выпускники, говорят о ней с теплотой, хотя признаются, что педагог она строгий и требовательный.

Образовательной деятельностью Баян Алькеновна занимается 40 лет. За это время сменились и специалисты, и программа обучения, но в коллективе всегда присутствовал энтузиазм педагогов, признается врач.

«Честно признаться, врачи, с кем я работаю, все – энтузиасты. Несмотря на то, что зарплата у врачей не самая высокая, мы выкладываем все силы для того, чтобы вырастить хороших терапевтов. Я свою профессию люблю. Со своими студентами бываю чаще строгой, они меня побаиваются. Во многих случаях именно этот прессинг во время учебы позволяет дать хоть-какие-то шансы на то, что сегодняшние решения молодого специалиста будут верными».

Под руководством Баян Алькеновной защищено 15 кандидатских диссертаций, напечатано свыше 200 научных и методических публикаций, не говоря уже о многочисленных работах в международных проектах клинических исследований, куда профессора Айнабекову приглашают с огромным удовольствием.

Несмотря на всю нагрузку, которая прилагается к профессии врача, профессор признается, что даже пробелы, которые имеются в системе отечественного медицинского образования, не должны мешать врачам выполнять свою работу, а студентам – учиться. 

«Стандарт, по которому обучаются студенты медицинских вузов страны, изменили в 2006 году. Сократили терапию. Для оценки уровня знаний специалистов внедрили тестирование. Тестирование для врача не приемлемо. Врач должен мыслить, должен уметь анализировать. А введенный стандарт создает барьеры для субъективного отношения к специальностям.

И опять же, такие факты, которые известны всем: зарплата низкая, ответственность высокая, критика со стороны СМИ и общества трудно оспорима, не всегда, но на 20% играют роль в том, что не все остаются на этом пути. Но рассуждать с материальной точки зрения в корне не верно. Когда ты погружаешься в профессию, ты не думаешь о зарплате. Ты о ней вспоминаешь, когда приходит время ее получать. Все специалисты на нашей кафедре любят свою работу, любят своих пациентов».

«Студенты изменились. Раньше было больше энтузиазма. Среди моих подопечных стало больше тех, кто требуют повышения оценки; они не критичны к своим знаниям. Раньше студенты не оспаривали решение преподавателя, потому что, прежде всего, высоко уважали старшее поколение. Но в целом, эти ребята хорошие. Они все разные, но все они здесь с одной целью, с одной мечтой. Поэтому, как учитель, ты просто обязан находить подход к каждому из них. Если подходить к учебе неформально, то студенты, конечно, лучше всего усваивают информацию».

Пока Баян Алькеновна рассказывала врачебные истории, из соседней аудитории к нам спешили ее студенты, неоднократно прерывая наш диалог. Профессор тут же перекинула всю роль интервьюера на будущее медицины: «Спросите у них, какой я педагог: они не солгут». Но поскольку данный материал не только о профессионализме, но и о доброте и милосердии, было интересно узнать, отличается ли заведующий кафедрой внутренних болезней по интернатуре этими качествами. 

«Сколько мы ее знаем, она никогда не отказывала в помощи людям, своим коллегам, друзьям. Ее часто просят приехать на другой конец страны и дать консультацию по поводу какой-либо проблемы медицинского характера. В этом плане она многорукий человек: протягивает свою руку помощи всем, кто в этом нуждается по мере своих возможностей», - без ложной скромности ответила на вопрос один из студентов Баян Алькеновны.

Тем временем, профессор признается, что она далеко не единственный пример профессионализма казахстанских врачей-пропедевтиков, и утверждает, что главное – направить и вдохновлять примером, а значит постоянно работать над собой. 

Язык души юных талантов

Спросите у любого танцора, кто такая Марта Грэм, вам ответят, что она была матерью современного танца. Многие историки утверждали, что ее вклад в искусство 20 века сопоставим с тем, что сделали Пикассо, Нижинский и Стравинский. Она разработала технику современного танца, тем самым изменив танцевальный мир. Прожив насыщенную жизнь, Марта Грэм ушла из жизни в возрасте 96 лет, и до своих самых преклонных лет она оставалась искусным хореографом с возвышенной красотой.

Познать тайный язык души и наложить отпечаток в танцевальном искусстве подобно мэтрам сцены решаются танцевальные коллективы Центра Десткого Творчества «Балдаурен» в городе Талдыкорган под руководством хореографа с 18-летним стажем Оспановой Гульнар Килашевны. За эти годы танцовщица прошла путь от артиста ансамбля народных танцев «Алтынай» до его художественного руководителя. В 2011 году Гульнар переезжает в Талдыкорган и через некоторое время берет под свое руководство танцевальную группу государственного фольклорно-этнографического ансамбля «Талдықорған әуендері».

В 2014 году ее труды оценили в Министерстве культуры, наградив казахстанскую артистку нагрудным знаком «Мәдениет саласының үздігі» (Отличник культуры).

«Танец- это моя жизнь. Это то, чем я дышу. Я танцевала до 42 лет, пока позволяло здоровье. Я всегда помнила и буду помнить коллег, с которыми работала. Помню поездки и гастроли с ансамблем «Алтынай». Я благодарна судьбе за то, что была возможность обучаться и работать с мастерами казахского танцевального искусства. Я дорожу воспоминаниями. Я счастлива и горда тем, что моя жизнь была связана с ансамблем «Алтынай». Пройдя творческий путь, я приобрела багаж знаний и хочу оставить след в танцевальном искусстве».

Сегодня, одновременно работая с вышеупомянутым танцевальным коллективом, Гульнар преподает хореографию детям с ограниченными возможностями, а именно глухим и слабослышащим.  Несмотря на нелегкие судьбы детей, в танцевальных кругах ребята являются юными дарованиями, упорно стремящиеся к своей мечте.

За короткий период были достигнуты определенные результаты, это участие в конкурсе «Жұлдызай» г. Талдыкорган среди детей с ограниченными возможностями, где ученики Гульнар Килашевны заняли І и ІІ призовые места, утверждает хореограф. Совсем недавно ребята приняли участие в І региональном конкурсе искусств «Үміт керуені» г. Алматы, где дети из старшей и средней групп стали лауреатами І степени. Конечно же, юных артистов наградили дипломами и кубками,-рассказывает Гульнар.

«Не передать чувства видя радостные лица детей во время награждения за І призовые места. Ведь конкурс проходил среди танцевальных коллективов Алматинской области и г. Алматы и дети, участвовавшие в конкурсе без каких-либо ограничений.

Я считаю, это большое достижение для меня и для моих детей, значит они владеют мастерством, что могут выступать наравне с другими детьми. Я горжусь за детей, за себя, за наш общий нелегкий труд, что способствует самоутверждению детей с ограниченными возможностями в жестких реалиях нашей жизни».  

Только представьте, как ребенок, который не слышит музыку, выражает свои движения так, словно это танец делает музыку видимой и ощутимой. Их движения не лгут; в танце они обнажают свои сердца. И они не одиноки. За последнюю десятилетку в Казахстане зарегистрировано несколько сотен танцевальных коллективов.

Для них и для любого желающего научиться отражать действительность движениями сегодня в стране создаются условия: открываются театры балета, студии танца, проводятся семинары, а алматинское хор.училище имени Александра Селезнева каждый год принимает абитуриентов, дабы начинающие артисты имели академическое образование.

При таком раскладе справедливо говорить о том, что и на наших казахстанских просторах «пекутся» таланты, на которых возлагается огромная миссия – повысить ценность и культурный интерес к выразительным видам искусства. 

«В нашей стране очень много талантов. Молодые артисты работают как здесь в Казахстане, так и за рубежом. Уезжают по приглашению. Участвуют в международных конкурсах и завоевывают призовые места».  

    

Совсем нестрашно проходить путь к заветной победе, если твоим спутником является надежный человек, каким является Гульнар. Сильная и невероятно трудолюбивая, испытав нелегкие времена в своей жизни, она сегодня без всякого сожаления, с гордостью отзывается о своей любимой работе.

«Я взяла на себя обязательства и ответственность за детей с ограниченными возможностями. На данном этапе жизни я Педагог. Я горжусь и счастлива. Творческий путь не окончен, он продолжается и дальше эстафету понесут мои ученики». 

Хватит тихой музыки, да здравствует оркестр!

Что вы слышите, когда слушаете вашу любимую классическую композицию в исполнении симфонического оркестра? Различаете ли вы звучания скрипки и виолончели? Ведь не так сложно сидеть в ложе зрителей и видеть оркестр, нужно его еще и услышать, уловить момент, когда каждый из 60-ти музыкантов сыграет свою партию. Уловив дыхание всего исполнения, оркестр для вас станет живым организмом со своими клавишами, на которых играет дирижер. Наверняка, каждый, кто по-настоящему ценит классическую музыку в исполнении оркестра, ощутил невероятную энергетику. 

Если для слушателей и зрителей – это отличный вариант культурно отдохнуть, то для самих музыкантов оркестр – это семья. Так, например, вся жизнь талантливого композитора, дирижера Шолпан Корганбековой проходит на сцене, от репетиции до концертов, в беспорядочном ансамбле нотных пультов. Вот и совсем недавно, 30 апреля с успехом прошел концерт, посвященный творчеству Шолпан.

29 лет в руководящей деятельности, десятки музыкальных коллективов, еще несколько десятков наград от городских до международных, сотни записанных композиций и миллионы слов благодарности и восхищения были оправданы в еще один творческий вечер, который тоже сохранился в большой копилке под названием опыт. Проделанной работы оказалось в таком большом количестве, что мы решили оставить здесь рассказ музыканта в полном объеме.

«Я благодарна судьбе, что посвятила свою жизнь музыке. Учась в музыкальном училище на 3 курсе, в 1988 году при Дворце культуры г. Аркалыка я уже руководила домбровым ансамблем. Этот коллектив был стартовой площадкой для дальнейшей деятельности. После окончания консерватории я всегда создавала коллективы. Много было сделано за эти годы. Начинала я с преподавательской деятельности, так получилось, что, будучи молодым специалистом я преподавала виолончель, и мои ученики успешно поступили в Магнитогорскую консерваторию в 1998 г. Но я поняла, что мне больше нравится работать с коллективами. 

С 1995-2000 г. при музыкальном училище я создала фольклорно-этнографический ансамбль «Казына», который был очень популярен в городе. Мы выступали практически на всех мероприятиях города. В 2000-ом в г. Костанай я создала оркестр из 60-ти исполнителей при школе-интернате им. И.Алтынсарина. За Умирзакова я создала ансамбль кобызистов. Работа с коллективами вдохновляла меня, я всегда была в процессе поиска, новаторства. И, конечно, профессиональные амбиции являлись двигателем деятельности. Все, что я делала должно быть лучше. Это мое природное качество по молодости проявлялось во всех сферах. За короткий срок они завоевывали призовые места на международных фестивалях. 

В 2002 г меня пригласили в столичную филармонию в качестве концертмейстера бас-кобызовой группы. Но, зная мои способности создавать коллективы, мне предложили возглавить фольклорно-этнографический ансамбль Президентского центра культуры, который успешно представлял наше государство за рубежом».

«Также интересное предложение поступило мне в 2005 году в Детской музыкальной школе № 4 (ныне №1) создать детский оркестр народных инструментов. Этот коллектив, известный как оркестр «Астана» существует до сих пор. Много интересного было сделано с детьми, это и международное признание, зарубежные поездки, но самое главное для меня, это то, что через оркестровое исполнительство, концертные выступления дети развивали в себе самые лучшие личностные качества.

Я видела в разные годы, как дети менялись в лучшую сторону, становились увереннее, ярко проявляли свои способности, и самое главное с удовольствием играли в оркестре. Моим воспитанникам есть что вспомнить. 

В 2012 году по просьбе известного мецената Сапара Искакова, под моим руководством начал свою деятельность известный коллектив «Көк түріктер». Очень много было сделано, это и новый репертуар, новые жанры, выпуск двух дисков, клипов, зарубежные поездки, мероприятия государственного уровня. В общем, интересная и захватывающая работа была.

В 2015 по приглашению Государственной академической филармонии г. Астаны, так под моим руководством родился новый ансамбль традиционной музыки, "Қорқыт"».

Дильдабековна Шолпан уверена, что профессионализм заключается в преданности своей профессии. «Искать что-то новое, неординарное, и самое главное интересное слушателям, это, наверное, и является стимулом для моей творческой деятельности», - признается музыкант. 

«Мне нравится, что сейчас большое количество музыкантов, особенно молодых, имеет возможность проявлять себя в качестве композиторов и исполнителей, они находятся в постоянном творческом поиске»

Сегодня ученики композитора – успешные исполнители. Султанбеков Д, Бошимова А., Саленова К., Арзамасулы Н. – их имена знают в музыкальных кругах, известность которых пришла под покровительством Корганбековой.
Доброта, о которой мы пишем в этом материале, проявляется и с музыкой. Шолпан Дильдабековна уверена в том, что доброта присуща каждому из нас, и можно помочь человеку одним лишь словом, одной лишь музыкой.

«Меня воспитывала мудрая, любимая бабушка. Она очень много говорила о том, чтобы я в жизни делала много добра людям. Я это впитала в себя. Будучи руководителем много видишь в людях, особенно в детях. По мере своей проницательности стараюсь помогать людям, где добрым словом, где реальную помощь оказываю. Всегда можно найти возможность пойти навстречу человеку». 

Автор статьи - Дина Ермаханбеткызы Фотографии: amu.kz, tengrinews.kz, http://kinofilms.me, http://weproject.kz
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также