Музыка, которой он жил

Творческий путь композитора-новатора Бахытжана Байкадамова

Более сорока лет назад ушёл из жизни выдающийся казахский композитор, заслуженный деятель искусств Казахстана Бахытжан Байкадамов. Отечественные СМИ не так часто пишут об этом творческом человеке, а молодое поколение далекое от казахской классической, музыки и вовсе не знает о Байкадамове, не слышало его произведений. А ведь именно благодаря ему в Казахстане начало развиваться хоровое пение, и появилось такое понятие как «хоровой кюй», что означало создание нового жанра в хоровом искусстве.  

Известная педагог и музыковед Нургиян Кетегенова в своей книге «Творческие портреты композиторов Казахстана» называет Байкадамова реформатором отечественной музыки, а его произведения, считает Кетегенова всегда были любимы в народе благодаря своей искренности и легкости. Он был автором таких полюбившихся песен как «Домбыра», «Девушка водовоз», «Айголек» и «Почтальон». Но больше всего он уделял времени созданию вокально-хоровых произведений, среди которых «Вечер на джайлау», также он делал обработки народных песен для хора без аккомпанемента (а капелла) одна из известных «Он алты кыз».

История семьи

Бахытжан Байкадамов родился в Костанайской области в городе Торгае, на родине Амангельды Иманова. Его отец Байкадам Каралдин был служащим в уезде, до революции работал переводчиком. Однако в 1916 году познакомился с революционером Алиби Джангильдиным и одним из лидеров народного восстания Амангельды Имановым. После Каралдин был уездным народным комиссаром Тургая. В 1930 году несмотря на то что он очень многое сделал для родного края, его объявили «врагом народа», после он был расстрелян ни суда, ни следствия при этом не проводилось. Сейчас конечно его доброе имея восстановлено, он реабилитирован.

                         

На фото: Б. Байкадамов.

Семья Бахытжана Байкадамова была творческой: отец хорошо играл на домбре, знал много кюев, мать – Урзипа обладала красивым и сильным голосом. Несмотря на то что Бахытжан из-за болезни поздно пошел в школу, он получал обучение дома, умел читать и писать, играл на домбре и даже сочинял стихи. В 14 лет Бахытжан был определен в школу в Кызыл-Орде, где он выступал в кружке художественной самодеятельности. В эти годы юноша начал проявлять интерес к точным наукам, а именно к математике. После школы он поступил в Педагогический институт на физико-математический факультет. В будущем эта специальность пригодится ему в его музыкальной карьере.

Становление и расцвет творчества композитора

Еще в студенческие годы Бахытжана Баякадмова всегда привлекала культурная жизнь города, частые премьеры, оперы и спектакли вдохновляли его создавать музыку. После института Байкадамов работал учителем математики в одной из школ Алма-Аты и так сложилась судьба, что его учениками были будущие известные музыканты Н. Тлендиев, Г. Жубанова и другие. В школе Байкадамов создал свой коллектив художественной самодеятельности для которого они писал музыкальные произведения. Именно в этот период была написана первая его песня для детей «Айголек», а также песня для пионеров и «Песня радости». В годы Великой Отечественной войны Бахытжан Байкадамов писал патриотические композиции на военную тематику. Среди них были песни, посвященные панфиловцам, а также Маншук Маметовой. Именно в этот период он решился на постановку в сокращенном варианте оперы «Қыз Жібек». В подготовке оперы ему помогли известные тогда исполнители среди которых была К. Байсеитова. За эту постанову коллектив Байкадамова получил первую премию ЦК Компартии, более того ансамбль должен был участвовать в концерте в Москве. Однако из-за начала войны выезд был отменен. Но ансамбль на протяжении нескольких месяцев ездил с гастролями по колхозам с главной задачей – поднять дух народа. Об этом событии подробно написала в своей книге музыковед Н. Кетегенова.

В первые годы войны Байкадамов руководил хором Казахского радио.

В годы войны в семью Байкадамовых были поселены эвакуированная из Киева семья композитора, педагога, автора опер и балетов Михаила Скорульского. С этого момента Байкадамов начал систематически и углубленно заниматься теорией музыки. Ведь на этот момент уже известный в широких кругах композитор еще не имел профессионального музыкального образования. Когда закончилась война Бахытжан Байкадамов поступил в консерваторию в Алма-Ате, на композиторское отделение. Он попал в класс профессора, народного артиста Казахской ССР, автора первых казахских опер Евгения Брусиловского. Годы обучения консерватории стали для Байкадамова очень плодотворными. Им были написаны десятки произведения для оркестров, хора, отдельных инструментов, а также одна опера.

После окончания консерватории Бахытжан Байкадамов становится руководителем Казахской госфилармонии, здесь же возглавляет хоровую капеллу («капелла» - небольшой музыкальный ансамбль, изначально только вокальный, сейчас также инструментальный). Для капеллы он написал сразу несколько песен как патриотического, так и лирического характера. Новым этапом развития мастерства композитора стало создание целой серии так называемых хоровых поэм: «Айтыс», «Думы чабана», «Мечта невесты». Также он сделал новые обработки нескольких народных песен среди которых была всем известная композиция «Илигай». При этом как отмечает в своей книге музыковед Н. Кетегенова, Байкадамов привнёс в народную музыку свежее совершенно новое звучание, обогатив ее новаторскими приемами. Это касалось и подбора тем и инструментов, то есть он расширил диапазон звучания народной музыки. К тому же Байкадамов первый создал профессиональный казахский коллектив, поющий национальные песни без аккомпанемента, то есть а капелла, - подчеркивает музыковед.

Новаторство композитора

В середине 50-годов был образован Казахский государственный ансамбль песни и танца, его художественным руководителем назначили Байкадамова. Для этого ансамбля композитор пишет масштабное произведение, которое включало в себя не только хоровое исполнение, но и хореографию. В последующем за композицию под названием «Саяхатта» («В путешествии») Байкадамов получил звание Заслуженного деятеля искусств Казахстана. Композитор Бахытжан Байкадамов первым адаптировал казахские национальные кюи под исполнение их хором - а капелла. Он использовал самые известные кюи Курмангазы среди которых были «Шалкыма», «Айжан кыз», «Акпай» и другие.  

«Это не было простым переложением кюев для хора, композитор значительно обогатил их мелодическое начало, насыщая многоголосую ткань певучими голосами и подголосками, тем самым добиваясь гибкой плавности и распевности. В результате образуется новый жанр – хоровой кюй. Байкадамов сумел добиться посредством хора имитации домбрового наигрыша, что придавало его произведениям особенный колорит. Каждый кюй стал звучать объемнее, драматичнее, рельефнее», - отмечает музыковед Кетегенова.   

В начале 60-х Бахытжана Байкадамова пригласили работать в Женский педагогический институт в недавно открывшийся музыкальный факультет, где готовили учителей музыки для обычных школ. Байкадамов возглавил этот факультет и сам же преподавал на нем теорию музыки. Где бы не был композитор, везде проявляются его организаторские качества и желание созидать. Так и в институте он создал женский ансамбль «Айгуль». Также для него Бахытжан Байкадамов создает новые произведения, в результате чего коллектив приобретает известность в стране и за ее пределами.  

Благодаря работе Бахытжана Байкадамова, традиционный инструмент домбра получил новое звучание, которое стало более мощным и объемным. Глубокие познания в области физики и математики помогли композитору раскрыть и улучшить акустические возможности домбры. Вообще вопросам акустики (звучания музыкальных инструментов) он уделал отдельное место в своей работе. Композитор делал расчёты не только для казахских инструментов, но и для классических. Но все же Бахытжан Байкадамов своей главной миссией видел создание произведений для вокала, хора. Он очень любил писать песни, особенно для молодежи, - отмечает музыковед Нургиян Кетегенова.  

Преподавал в Женском педагогическом институте в Алма-Ате Б. Байкадамов до последних дней своей жизни. За это время он воспитал много талантливых педагогов-музыкантов.  Сегодня композитора Байкадамова называют основоположником казахского эстрадного исполнительства, в честь него названа Казахская хоровая капелла (Казахская государственная хоровая капелла) которая была организована еще в 1935 году при государственной филармонии. Сегодня коллектив исполняет произведения как казахских, так и зарубежных композиторов на двадцати языках мира.     

#история #Бахытжан Байкадамов #народная музыка #казахские копозиторы

Похожие материалы