Кандастар Ассамблея

Художница Жанна Сулейменова: «Ветер перемен» вселяет надежду

25.11.2021 424

Художница Жанна Сулейменова всегда любила рисовать, но в юности выбрала профессию, далекую от искусства. Впрочем, это не помешало ей прийти в мир творчества спустя много лет. Жанна получила второе высшее образование в творческом вузе столицы, и теперь строит планы в новой профессии. Мы познакомились с ней на выставке «Время перемен», где ее работы нашли большой отклик у посетителей. 


- Жанна, почему для вас было важно участвовать в выставке?

- Для людей искусства очень важен зритель, всегда нужна обратная связь. Я благодарна председателю молодёжного объединения художников Гульдане, что она помогает, сама проявляет инициативу, продвигает, создаёт условия для работы, творчества. Мне интересна тема выставки, в ней очень много смыслов, надежд. Для каждого из участников было важно не только показать свои работы, но и узнать, о чем думает молодёжь сегодня, как воспринимает мир. Думаю, что организаторам удалось затронуть важные тенденции нынешнего непростого времени. Очень удачно вписались в контекст темы карантина, пандемии, влияния социальных сетей.

- Расскажите о вашей работе «Первый кюй».

- Я поднимаю вопросы воспитания этнической самобытности в детях. Наш мир очень космополитичен, европеизирован. Но важно в этих реалиях сохранить себя, чтобы наши дети, уехав обучаться куда-нибудь за границу, понимали, что они казахи, что их корни здесь, что за ними целая история их народа. Важно изучать обычаи, традиции, фольклор. В своей работе я отразила, как ребёнок учится играть на домбре, играет для бабушки и брата первый свой кюй. Возможно, он не станет знаменитым кюйши, быть может даже, что он не станет музыкантом, но в детстве, держа в руках домбру, он впитывает вместе со звучанием струн что-то очень для себя важное, ценное, что останется с ним на всю жизнь, станет его духовной силой. В этом преемственность опыта поколений, философии жизни народа. 


- Что вы думаете о работах ваших коллег?

- Каждая работа на выставке особенная. В этом заслуга и организаторов, кураторов, сумевших так удачно поработать над подбором тем и стилей. Я бы еще отметила мастерство скульпторов. Они передают энергию нашего народа, сконцентрированную в молодом поколении. Был еще представлен поп-арт, абстракция. Это очень актуальные направления, хотя сама я сторонница более традиционных направлений. Вообще, я считаю, что абстракция требует более серьёзного подхода, нежели её сейчас практикуют все, кому не лень. Если нет чётких линий, каких-то форм, пропорции, это ещё не значит, что нет необходимости быть профессионалом, чтобы написать работу. Смешивание цветов, их сочетание тоже требуют определённого профессионализма.

- Вы планируете работать в других направлениях?

- Есть такой соблазн. Современные направления более раскрепощённые, а академический рисунок и живопись загоняют в определённые жёсткие рамки, там много законов и правил, которые нужно соблюдать. Абстракция или поп-арт раздвигают эти рамки, автор свободен, но эта свобода требует ответственности и очень большого мастерства. В будущем, я думаю, решусь попробовать.

- Расскажите, как вы пришли в свою новую профессию?

- В детстве я училась в художественной школе, поэтому меня всегда привлекала сфера искусства. Как-то раз, я просматривала соцсети и увлеклась страницей одной московской художницы-пастелистом. Пастель - это моя страсть, у нас в Казахстане мало пастелистов. Подписавшись на её Инстаграм, я узнала, что она проводит онлайн-курсы, потом прошла обучение. Мне всё понравилось, но все равно чувствовала, что это курсы для новичков, любительские, для домохозяек. Я решила, что мне нужен более высокий уровень, и сдала документы в университет. Вообще, я больше склонна к графике, но, когда поступала, там не оказалось кафедры графики, только скульптура, живопись станковая или монументальная. Поэтому я выбрала станковую живопись – это написание картин. Так, в 34 года, я стала студенткой.


- Вам не страшно было снова садиться за парту?

- Честно говоря, было страшно в самом начале, да и многие вокруг меня не очень понимали. Самая я тоже внутри была не совсем уверена, смогу ли совмещать семью, дом, дети еще были маленькими. Но меня поддержал супруг, я очень благодарна ему за это. Он подтолкнул, сказал, что время уходит, нужно поступать и учится. Его поддержка придала мне уверенность. Это был осознанный выбор профессии, и я рада, что приняла решение. Годы студенчества пролетели незаметно. Я училась с более молодыми, и почувствовала себя молодой, будто мне снова 18. Это ни с чем не сравнимые ощущения. Меня освободили от всех общеобразовательных предметов, посещала только творческие дисциплины: живопись, рисунок, историю искусств, композицию. Я приходила рисовать, и 5-6 часов пролетали мгновенно. Я забывала обо всём на свете, о рутинных делах, каких-то проблемах... Желаю такой опыт пережить каждому. В этом году я окончила университет, защитила дипломную работу.

- Что было после учебы, и над чем вы сейчас работаете?

- Еще учась в университете, я занималась преподаванием в частной художественной школе, потом был перерыв во время карантина. Я преподавала также в частной галерее маленьким детям, подросткам и взрослым. Сейчас думаю отойти от преподавания и погрузиться в творчество. Очень люблю рисовать этюды, постепенно готовлюсь к персональной выставке. Планов очень много. Надеюсь, будет повод рассказать вам о них на других творческих площадках.