Вехи независимости Казахстана

27.11.2017

В наши дни довольно часто можно встретить такую картину, когда какой-нибудь человек часто бывает за границей, говорит на иностранных языках, неплохо разбирается в моде... Но когда речь заходит о своей, отечественной культуре, истории, языке, то некоторые впадают в растерянность. Например, оказавшись в кругу зарубежных сверстников, они не могут толково рассказать об историческом своеобразии своей страны, какие великие люди были в их народе и какой вклад внесла их Родина в развитие планетарной цивилизации.

Обвинять таких в невежестве было бы не совсем справедливо: скорее всего, в школе, в семье, в обществе они недополучили тот элементарный багаж знаний, который должен отличать современного образованного человека. Следует отметить, что людей, плохо сведущих в родной культуре, литературе, языке, немало не только среди молодежи, но и среди представителей старшего поколения. Именно такой благородной и важной задаче — возвращению к корням - посвящена предложенная Н.А. Назарбаевым государственная программа «Культурное наследие», которая успешно осуществляется в Казахстане с 2003 года.

Обосновывая эту идею, Лидер Нации сказал: «Культура — это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшим огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нации становится известной». К выполнению программы были привлечены лучшие отечественные ученые и специалисты. Их коллективным трудом было организовано системное изучение огромного культурного наследия казахского народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев.  Государство выделило средства на воссоздание многих историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории. На основе обобщения многовекового опыта национальной литературы и письменности были изданы развернуты художественные, научные, биографические серии книг. На государственном языке создан полноценный фонд гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы. Программа «Культурное наследие» является одним из основных документов в сфере развития и образования, стратегическим национальным проектам.

Самым успешным национальным проектом независимого Казахстана по праву считается перенос столицы в Акмолу и возведение в неимоверно короткий исторический срок суперсовременного мегаполиса –Астаны.

Хотя и этому детищу Президента еще на стадии замысла пришлось пережить немало проблем, главной из которых стало раздражение, подчас враждебное непонимание проекта и неверие в его состоятельность.

Сегодня все былые страхи и опасения развеяны самой жизнью. Астана стала подлинным символом и реальным показателем успехов нашего молодого государства. Все казахстанцы, и особенно молодежь, гордятся своей столицей, любят ее и стремятся в нее, а иностранные гости и партнеры не перестают восхищаться ею. Появилась даже такая поговорка: «Не бывавший в Астане хочет ее посмотреть, а посмотревший на Астану не хочет из нее уезжать». За всем этим стоит талантливый труд казахстанцев, а еще – личный подвиг Первого Президента, увлекшего народ идеей строительства новой столицы, устремленной в будущее.

Размышляя о перспективах Астаны, ее главный архитектор и строитель Нурсултан Назарбаев сказал: «Столица - это не только здания, улицы или парки. Столица - это, прежде всего, люди. Столичному человеку должны быть присущи особый внутренний мир, высокая культура, безупречные образование и воспитание. Счастье созидания новой столицы своей Родины выпадает на долю не каждого поколения. О вашем труде будут говорить будущие поколения. Они будут гордиться тем, что этот город строили их отцы и деды. Но Астана будущих поколений будет такой, какой мы построим ее сегодня. Вся основная работа будет сделана нами. Астана должна стать примером для других городов Казахстана. Конечно, у нее учатся и сейчас. Но к настоящему столичному уровню еще нужно стремиться».

Еще одним свидетельством прозорливого государственного мышления Нурсултана Назарбаева является создание им Национального фонда. Как рачительный хозяин он с первых дней независимости вынашивал идею: по примеру ряда передовых стран Запада, создать в Казахстане отечественный «фонд будущих поколений», чья задача – накапливать денежные поступления от продажи полезных ископаемых. Одновременно с этим фонд должен был cтать своего рода «страховой суммой» - на тот случай, если страна начнет испытывать финансовые затруднений. В середине 90-х годов такой фонд удалось учредить. Правота подобной предусмотрительности Президента подтвердилась в конце 2000-х годов, когда именно средства Национального фонда помогли Казахстану отразить губительное воздействие мирового финансового кризиса.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», - гласит народная мудрость. Это высказывание вполне применимо к стилю Нурсултана Назарбаева в качестве государственного деятеля, который, словно вдумчивый и опытный конструктор, сначала разрабатывает теоретический план своих действий, а затем последовательно исполняет его. Причем подтверждение правильности своих подходов он ищет и в истории мировой политической мысли. «...Знакомясь с опытом других стран, успешно преодолевших кризисные периоды своего развития, я заметил одну особенность: все они скрупулезно планировали ход своего движения, четко распределяли свои ограниченные ресурсы, объективно оценивали свои слабые и сильные стороны, ясно формулировали конечные цели», — пишет он в своей книге «Казахстанский путь».

В истории строительства независимого Казахстана такими  основополагающими  документами стали разработанные Н.А. Назарбаевым, а затем одобренные обществом и принятые как руководство к действию «Стратегия ресурсосбережения и перехода к рынку»   и «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Их логическими продолжениями в последствии стали его Стратегическая программа «Казахстан-2030» и Стратегическая программа «Казахстан-2050».

Нурсултан Назарбаев широко признан в мире как инициатор и последовательный поборник международной интеграции процесса - политического сближения разных стран интересах взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Таможенный союз, Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство таков далеко не полный перечень ныне успешно воплощенных в жизнь проектов межгосударственного сотрудничества, у истоков которых стоял Нурсултан Назарбаев. В составе всех интеграционных объединений Казахстан всегда ведет себя как ответственный и надежный партнер, честно выполняющий взятые на себя обязательства, но при этом действующий на условиях равноправия и взаимного учета национальных интересов. Не случайно за короткое время Казахстан стал страной, уважаемой мировым сообществом.

Об одной из интеграционных инициатив, явившихся подлинным детищем Н.А. Назарбаева и взлелеянных им со стадии теории до практической реализации, есть смысл рассказать подробнее.

Еще в начале 90-х годов прошлого столетия, когда стремительно распадался Советский Союз, Нурсултан Абишевич понимал, что наступающий XXI век - не время одиночек, и единственно верный путь развития лежит через интеграцию. Свое видение этого пути он концептуально изложил на открытой лекции, прочитанной им весной 1994 года в стенах Московского государственного университета имени М. Ломоносова. Если некоторые люди восприняли его идею с недоверием, то наиболее прозорливые не могли не признать, какой неисчерпаемый потенциал для уверенного развитию открывается за нею.

Став последовательным поборником интеграции на постсоветском пространстве, Нурсултан Назарбаев приложил немало сил для образования Содружества Независимых Государств (СНГ), учрежденного в 1991 году в Алматы, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), созданного в 2000 году в Астане, а в последующее десятилетие — также Таможенного союза и Единого экономического пространства. Закономерным итогом развития этих интеграционных объединений стало торжественное подписание президентами Казахстана, России и Беларуси 29 мая 2014 года в Астане договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года.

Эпохальную миссию и далеко идущие цели этого союза обозначил его инициатор - Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Сегодня важно смотреть за горизонт, определив стратегию наших дальнейших действий как минимум на 15-20 лет вперед. Важно понимать, что главная миссия нашего союза в первой половине XXI века заключается в двух важных аспектах. Во-первых, стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира, что дает нам преимущества в качестве «экономического моста» между Востоком и Западом, Европой и Азией, обеспечивать вхождение каждой из стран в число развитых государств мира». Тем самым страны-члены союза совместно создают мощный региональный рынок экономического развития, крупный региональный рынок, объединяющий свыше 170 миллионов человек.