Святые места Шымкента

27.02.2017 23402

Истории и самые распространенные легенды о святых местах Шымкента

Южно-Казахстанская область славится своими святынями. Паломники со всей страны, а то даже и заезжие иностранцы, приезжают в эти места. Кто-то просто из праздного любопытства, но большинство из них – излечить недуг или попросить потомство. В одном только Шымкенте и близ него святых мест найдется немало.

Мавзолей Арыстан баб

Арыстан Баб является проповедником Ислама и духовным наставником Ходжи Ахмета Яссави. Жил Арыстан Баб в XII веке. Мавзолей над его могилой выстраивали четырежды. Впервые его возвели XIV-XV столетиях. Но простоять ему суждено было пару веков – строение разрушило землетрясение. На его месте в XVIII веке выстроили двухкупольное сооружение с айваном. Но и это здание простояло до XIX века. В 1909 году на его развалинах построили новый мавзолей. Вскоре эту очередную постройку стали подмывать грунтовые воды. В 1971 году мавзолей снесли и отстроили заново. Хотя нынешний мавзолей Арыстан Баб назвать историческим сооружением можно с натяжкой, оно все равно имеет большое значение для Казахстана - как архитектурная и духовная ценность. Ведь самое главное в мавзолее – усыпальница, которая сохранена с самых ее истоков.

Мавзолей Домалак-ана

В долине реки Балабоген, к югу от горы Каратау, возвышается величественный мавзолей Домалак-ана, памятник архитектуры XI века. Сооружен он над захоронением Нурилы Али Сыланкызы, больше известной как Домалак-ана. Эта женщина приходилась третьей женой батыра Байдибека Карашаулы, правителя Семиречья. Славилось она своей прозорливостью, добротой и даром предвидеть будущее. Много сложилось добрых легенд, связанных с Домалак-ана, которые, если судить по фактам, больше похожи на правду, чем на вымысел. Когда эта удивительная женщина скончалась, по распоряжению ее внука Дулата, бухарестский мастер Абдулла Шери возвел купольный мавзолей с четырьмя ярусами в 1456 году. За многие века, что стоит мавзолей, сооружение неоднократно реставрировалось и перестраивалось. Так что судить о его первоначальном облике мы не можем. Нынешний вид здание приобрело в 1996 году после очередной реконструкции. Этот мавзолей является одним из самых почитаемых среди верующих. Со всех уголков Казахстана сюда приезжают, чтобы поклониться этой великой женщине и попросить потомство.

Горный массив Казыгурт

В 40 километрах от Шымкента протянулся горный массив Казыгурт. Все, что связано с этой горой, покрыто тайнами и легендами. Самая распространенная из них связана с Великим потопом. В легенде говорится, что Казыгурт была самой высокой горой из всех, что существовали на земле. Когда Всевышний послал на землю Великий потоп, весь мир скрылся под водою. Лишь пик Казыгурта остался незатопленным. К нему и причалил Ноев ковчег. Верить в легенды или нет – дело каждого. Но люди верят, что как на самой горе, так и у ее основания, существует много святых мест: могила Казыгурт-ата, Кеме калган, Тамшы бастау, Ак-бура. Священными являются и пещеры Казыгурта, его воды. Паломники сюда прибывают немалыми потоками, чтобы исцелиться. Особенно почитаема гора среди бездетных женщин, которые, по преданию, могут после посещения этой земли обзавестись детьми.

Минарет Хызыра

В 10 километрах от Шымкента находится село Сайрам, на месте которого в средние века было расположено одноименное древнее городище. Веками ранее территорию Сайрама занимал город Испиджаб – крупный торговый город, входивший в состав Великого Шелкового пути. Сейчас от этих городов на территории села остались лишь редкие вещественные свидетельства. Один из них – Минарет Хызыра, датируемый историками ІХ-ХII веком. Когда-то здесь стояла и мечеть Хызыра Пайгамбара, которая была очень почитаема в древнем Сайраме. Строение не пережило свои века, посодействовали этому и природные катаклизмы, и человеческий фактор. Но минарет, не смотря ни на что, уцелел и собирает вокруг себя немало паломников. Когда-то он был в высоту 10,5 метров. Но сейчас это пятиметровое строение, в диаметре – 2,5 метра. Хызыр Пайгамбара был пророком. Кто знаком с Кораном, те знают имя Хызыра по этому священному писанию. Там он упоминался как спутник Мусы. Этнограф Александр Гейнс в своем дневнике «Путешествие в Туркестан» (1866 год) упомянул и мечеть Хызыра, которую еще во время своего этнографического тура застал в целости и сохранности. В дневнике говорилось: «Здесь спасался в созерцании величия Аллаха Хазыр, не выходя на свет Божий шестьдесят лет, а потом, прожив еще очень многие годы, взят живой на небо». Согласно поверью, пророк Хызыр каждую пятницу после заката солнца посещает мазары своих родителей – матери Бибигияс-аны и отца Сылык Ходжи, чтобы почтить их прах.

Мавзолей Ибрагим Ата

В селе Сайрам находится святыня – Мавзолей Ибрагим Ата. Предположительно, возведен он был в XI-XII веках. Ибрагим Ата был отцом Ахмета Яссави, а также известным проповедником тех времен. Мавзолей, находящийся у могилы Ибрагим Ата, также несколько раз перестраивался. Первый разрушило его время, затем, в 50-х годах, его частично обрушило землетрясение. Мавзолей восстановили, но его первоначальный вид был утерян.

Мавзолей Карашаш Ана

В селе Сайрам есть еще один мавзолей – матери Ходжи Ахмета Яссави. Ее настоящее имя – Айша Биби, но в народе ее называли Карашаш Ана. Так как Айша Биби была дочерью знатного мусы, она получила хорошее образование, сообразное тому времени, и светское воспитание. Но, не смотря на свой статус, Карашаш Ана всегда помогала бедным и страждущим, чем и заслужила всенародную любовь. После ее кончины в XIII век, в ее честь воздвигли мавзолей. Но как и все монументальные постройки того времени, мавзолей много раз разрушался и снова возводился. К тому же расположен он в сейсмоопасной зоне – землетрясения в этом регионе снесли много строений. Последний раз мавзолей выстраивали в середине XIX века. Благодаря тому, что при его строительстве были использованы качественные материалы, мавзолей простоял до наших дней. Он подвергался лишь реставрации. Недалеко от могилы Карашаш Ана захоронили и ее родню: Ибрагим-ходжи, Сулеймен-ходжи, Салим-ходжи и Даут-ходжи.