Головные уборы: от казахских степей до Европы

24.11.2017

Борик - прообраз головных уборов европейских священнослужителей  

Борик - древний головной убор казахского народа и стран Средней Азии. Носили его и летом, и зимой, как мужчины, так и девушки.  

Для молодых людей шапку шили из 4 клиновидных отрезков, для взрослых мужчин -  из 6. Основу делали из войлока, такие же куски вырезали из тонкой ткани. Детали состыковывали и сшивали. Снаружи головной убор обшивали дорогой тканью. При этом обязательно соблюдали правило - сколько фрагментов внутри, столько же должно быть и снаружи. К нижней части борика пришивали ценный мех или каракуль.  

Девичий вариант имел конусообразную форму. Верхушку борика украшал пучок из перьев хищных птиц. Шапку также обшивали шелковой бахромой, позументами, жемчугом, кораллами, золотыми или серебряными пуговицами.  

Археологи в древних захоронениях обнаружили высокие конусообразные борики. Такие шапки были очень распространены у сакских племен, живших на территории Казахстана в   VII-IV веках до нашей эры. Один из ценных экземпляров шапки найден в захоронении Иссык, где был найден первый «Золотой человек». Борик царственного сака был украшен сложными узорами, его высота составила 65 см. Найденные в захоронениях шапки ученые подразделяют на три вида: загибающиеся назад, согнутые в сторону,  и с овальным концом. Ученый  ЗейноллаСамашев отметил, что в сакский период высокие головные уборы носили культурные и религиозные деятели. По его словам, в дальнейшем сакские шапки стали прототипом головных уборов священнослужителей Западной Европы.

Казахи относили борик к священным предметам - его никогда не бросали на землю, и старались вешать как можно выше.   

Сегодня старинный головной убор является неотъемлемой частью казахской национальной одежды.

Малахай - прародитель буденовки и ушанки 

Малахай (по-монгольски – малгай) - древний головной убор, пришедший в казахские степи во времена монголо-татарского нашествия.

Малахай монгольской эпохи представлял собой конусообразный колпак, сшитый из овчины. Широкие отвороты головного убора, спускающиеся по всем сторонам, прекрасно защищали лицо и голову воинов от пронизывающего зимнего ветра и морозов. Позже отвороты разрезали по бокам, что позволило поднимать и завязывать их на затылке. В итоге, шапка получилась в форме креста. Носили малахай поначалу только мужчины.

В казахской степи, наряду с овчиной, стали использовать меха куницы, соболя, бобра, енота, лисы, волка, ондатры, сурка, а также шкуры жеребенка, теленка и ягненка.

В зависимости от размеров головы владельца, казахский малахай шили из 4 или 6 равных частей кожаного верха, с ворсом наружу. В качестве подкладки использовали сукно, шелк, хлопчатобумажную ткань. Утепляли малахай шерстью. Позже стали пришивать хвост, который использовали как шарф.  

Аналогичным образом, малахай шьют и сегодня. Кроме того, его стали носить и женщины.

В середине XVIIIвека русские позаимствовали малахай у калмыков и башкир. Спустя век он стал обязательным мужским головным убором в Сибири и европейской части России.

На основе малахая был создан русский треух, распространившийся среди крестьян. В отличие от оригинала он не имел переднего откидного отворота.

Близкими по стилю к малахаю являются шапка-кабардинка и бурка вильчура, которые носили запорожские казаки.

После революции 1918-1919 годов в Белой армии адмирала А. Колчака носили колчаковку, прообразом которой стал малахай. Колчаковку шили из сукна, у нее было три отворота и козырек. Считается, что этот головной убор является аналогом шапки Нансена, норвежского исследователя Арктики.

После победы Красной армии, колчаковку немного изменили и стали называть буденовка.

В 1934 году в Красной армии появилась ушанка, еще одна копия малахая. Ушанку шили из черного сукна, комбинировали с мехом. Она состояла из отложного козырька, назатыльника и наушников.  

Читайте также