Познавая Китай

19.09.2018 4297

Путешествие по пяти крупным городам Поднебесной

Пять крупных городов Китая за неделю. А еще несколько небольших с древней архитектурой и историей, куда бурным потоком направляются туристы из разных стран. В результате наша группа преодолела расстояние в несколько тысяч километров. 8 авиаперелетов, 2 поездки по скоростной железной дороге, часовые маршруты на авто в каждом городе и более 68 километров пройденных дорог. Сумасшедший темп познания Китая при поддержке посольства КНР в Республике Казахстан помог нам не просто окунуться и почувствовать культуру и традиции Поднебесной, но даже прийти в форму, загореть и обзавестись знакомыми.

Пекин.

Площадь Тяньаньмэнь называют "сердцем Пекина". Она считается самой большой городской площадью в мире: 500 метров в ширину и 800 метров в длину. Здесь проходят военные парады, что бывает не так часто. Но зато каждое утро можно наблюдать церемонию поднятия флага страны.

Площадь уже с раннего утра (а на часах было 6.30, когда наш автобус доставил нас на место) заполнена туристами. Большие очереди выстраиваются в мавзолей, где покоится основатель социалистического Китая Мао Цзэдун. Говорят, что он устроен также, как и мавзолей Ленина в Москве. Вход туда бесплатный, но работает только 4 часа, с 8.00 утра. Рядом с мавзолеем можно увидеть главный памятник - монумент народным героям. Кстати, провозглашение новой Китайской народной республики произошло именно на площади Тяньаньмэнь в 1949 году. Здесь же можно посетить Национальный музей и Зал народных собраний.

Прогуляться по площади не получилось из-за нехватки времени. Но зато нам дали возможность посетить Храм Неба.

Храм Неба - это культовое сооружение. Притягивает своей древней историей и божественным началом миллионы паломников. Он был построен в 1406 году. Два раза в год, зимой и летом императоры молились и просили богов о богатом урожае, о процветании и благополучии для страны. Здесь же проводили церемонии жертвоприношений.

Площадь Храма внушительных размеров, составляет около 467 гектаров. Здесь есть отдельная кухня и спальные покои императора. Вход туда для посетителей закрыт. Но зато мы увидели места, где проходили обряды. Император мог молиться как под открытым небом, так и в закрытом помещении. Церемонии проходили в полном одиночестве. И от того, как пройдет обряд, услышат ли высшие силы просьбы «сына» Бога, зависела и судьба самого императора.

Храм обладает удивительной энергетикой, можно бесконечно любоваться красотами сооружений, каждое из которых имеет свою философию и предназначение. Все они украшены богато. Крыши покрыты яркой глазурью, украшены фигурками главного символа Поднебесной - драконов. И что забавно, у входных групп всегда собираются пожилые китайцы. Они так эмоционально играют в карты и китайские настольные игры, что никого не оставляют равнодушными. Они тоже своего рода экзотика, к которой хочется прикоснуться и обязательно оставить фото на память.

Ланьчжоу.

Ланьжоу - древний город с 3-тысячилетней историей. Расположен на западе Китая в провинции Ганьсу. В городе проживает 5,5 миллионов человек, которые представляют 56 национальных меньшинств. Такое разнообразие ранее приводило к межэтническим конфликтам, что отрицательно сказалось на памятниках истории. Их осталось крайне мало. Но тем не менее сейчас, когда люди живут в мире и согласии, к истории здесь относятся, как и во всем Китае, очень трепетно.

Наша первая официальная встреча состоялась с руководством Академии социальных наук провинции Ганьсу. Академия - как мозговой центр - вносит свою лепту в развитие западной провинции. Имеет сеть ведомственных, научно-исследовательских учреждений, аналитический центр. В 2016 году взяла на себя инициативу по научному обмену между странами Шелкового пути.

В частности, сегодня Академия готовит книгу под названием "История дружественных отношений между Казахстаном и Китаем". Была создана рабочая группа, куда вошли и представители библиотеки Первого Президента Республики Казахстан. Книга охватывает период с династии Ци (2000-летний период) до современности. Основана на архивных документах, летописях династий, были использованы казахстанские источники.

Китайская версия уже готова к печати. В сентябре этого года она будет презентована в Ланьчжоу на международной культурной выставке-ярмарке, посвященной Шелковому пути.

В октябре ожидается презентация русской версии в Астане в библиотеке первого президента. Позже появятся английские и казахские варианты. Китайские эксперты отмечают важность издания, которое, на их взгляд, имеет политическое значение, является примером другим странам, который говорит о тесном сотрудничестве между КНР и Казахстаном.

Город Ланьчжоу поразил своей чистотой, зелеными насаждениями, цветниками. Гиды нам показали уникальный железный мост, построенный более 100 лет назад через знаменитую Хуанхэ (в переводе означает Желтая река), воспетую китайскими композиторами, поэтами и художниками. Этот первый мост строился силами трех стран: Америки, Германии и Китая. Немецкие специалисты дали срок гарантии 80 лет. А когда подошло время, в 1989 году направили письмо местному правительству с просьбой - разрушить мост, который может стать угрозой чей-то жизни. Но китайцы так полюбили железный мост, что решили его оставить и сделали его пешеходным. С тех пор это излюбленное место туристов и местных жителей. По мосту можно перейти на другую сторону, где на горной выси расположены храмы и открываются прекрасные виды на современный город.

Хуанхэ имеет желтый цвет из-за обилия наносов. В ней практически никто не купается. Но зато многие туристы катаются на теплоходах, катерах и сплавляются на самодельных плотах из свиных шкур. Мы тоже решили рискнуть и сплавиться по Желтой реке. Нас облачили в спасательные жилеты. Сильное течение не испугало, было совсем не страшно и даже весело.

Сиань.

В город Сиань мы добрались на комфортабельном поезде. Кстати, китайские поезда развивают скорость до 300 километров в час. Но почувствовать это невозможно. Ни ухабов, ни громыхания колес о рельсы. А вокзалы просто огромных размеров, потеряться в толпе здесь можно запросто.

Сиань – удивительный, древний, укутанный легендами. Существует более 3100 лет, часть из которых в качестве столицы. Здесь правили 13 императорских династий. Местные жители гордятся еще одним фактом – землячеством с Председателем КНР Си Цзиньпином (он родом из провинции Шэньси, правительство которого располагается в Сиане). И чтут историю.

Именно отсюда в древности начинался Шелковый путь, и торговые караваны направлялись на запад. И именно здесь расположились курганные гробницы древнего Китая, которые притягивают миллионы туристов. Особое место занимает мавзолей первого императора династии Цинь-Цинь Шихуанди (он объединил Китай в 200-х годах до н.э.) и его терракотовая армия.

Терракотовые статуи были захоронены вместе с императором. Для него под землей был воссоздан целый город, чтобы он мог править и в загробной жизни. Строительство мавзолея длилось почти 40 лет. Причем, после захоронили и самих рабочих (по некоторым данным до 70 тысяч) с их семьями, чтобы враги не узнали, где покоится император.

Захоронение терракотовых воинов обнаружили в 1974 году случайно местные крестьяне, когда бурили скважину. За эту находку они получили по 30 юаней и петуха. В то время зарплата составляла 10 юаней. Для сравнения, сейчас средняя зарплата - полторы тысячи юаней.

Раскопки шли в три этапа в разные годы. Кроме воинов, были обнаружены две бронзовые колесницы, статуи музыкантов, акробатов и чиновников. Сегодня из склепа было извлечено более полутора тысяч копий воинов. Из них только одна целая - статуя арбалетчика. Остальные по кусочкам были восстановлены реставраторами. Самое интересное - черты лица воинов не повторяются. Можно увидеть каждый волосок, каждый рисунок на их кистях. Средний рост статуй -180 см. Раньше считалось, чем больше живот у мужчины, тем красивее, поэтому почти у каждого терракотового воина немного выпирает живот. Самый крупный и грузный – это генерал, а значит, в представлении китайцев, самый красивый мужчина.

Еще одна особенность - музей расположился прямо на месте раскопок. Возвели стены, накрыли крышей и по периметру организовали смотровые площадки. Здесь больше всего поражает масштабность раскопок и тонкая работа реставраторов.

Говорят, что это только небольшая часть армии императора. Работы были законсервированы до той поры, пока не появятся новые технологии, которые смогут сохранить краски глиняных статуй. А они отделаны разным цветом: зеленым, красным, фиолетовым и т.д. Просто на свежем воздухе краски испарялись, и глина приобретала кирпичный цвет. Отсюда пошло и название терракотовой армии.

Музей с захоронениями занимает огромную территорию. На входе бойко торгуют сувенирами, многие из которых с изображением терракотовых воинов, а также сладостями и напитками. Здесь много туристов из Европы и самих китайцев с семьями. В день, говорят, музей посещают до 30 тысяч человек.

Культурная программа наша завершилась в Музее провинции Шэньсия. В 16.00 вход для посетителей закрывают. Но нас здесь ожидали, запустили через главные ворота как важную делегацию. В это время музей был просто набит посетителями (возможно, поэтому вход закрывают для вновь прибывших). Каждый день музей посещает 12 тысяч человек. Пробираясь через бурлящий поток туристов, даже стало немного завидно. О таком количестве посетителей казахстанские музеи пока могут только мечтать.

Но больше всего нас поразило то, что здесь, вдали от родины мы посетили казахстанскую выставку «Золотого человека», она открылась в одном из залов музея. На обозрение выставилиболее 300 экспонатов, среди которых не только убранство воина, но и старинные казахские украшения. Больше половины из них подлинники.

По словам Вэнь Цзюнь - руководителя отдела по международному сотрудничеству Музея провинции Шэньси, китайцы проявляют большой интерес к данной выставке, организованной совместно с Национальным музеем Казахстана. Это ответный шаг казахстанской стороны. В 2017 году в Астане во время ЭКСПО состоялась выставка терракотовой армии Китая. В будущем музеи планируют продолжить культурный обмен.

Город Сиань тысячи лет назад охраняла огромная городская стена. Она повидала многое на своем веку: нашествие врагов, разрушение в годы восстаний. 700 лет назад ее отреставрировали, а в 1984 году сделали косметический ремонт. С тех пор стена служит больше как культурный объект. На фоне небоскребов, конечно, выглядит уже не так внушительно. Всего 12 метров высотой, в ширину – 14, а у основания – 18 метров. Она цельная, без внутренних помещений, но имеет свои ловушки, в которые когда-то попадали враги. В общем, все было предусмотрено до мелочей инженерами и строителями в эпоху императорского правления.

Мы прогулялись по сохранившейся части городской стены, которую при желании можно объехать на велосипеде или электрокаре. Но что может быть лучше, когда сам соприкасаешься с древностью, когда можно своими ногами пройтись по уложенным кирпичам - безмолвным хранителям истории, потрогать их, тактильно ощутить, взобравшись на возвышение, полюбоваться видами города.

Сиань поражает не только своей древней культурой. Город вполне гармонично сочетает современные тенденции. Здесь расположен международный торгово-логистический центр, самый крупный на северо-западе Китая. Отсюда отправляются контейнерные поезда в Азию и в Европу через казахстанскую территорию. Здесь высоко оценивают транзитные возможности Казахстана. Сроки поставок товаров, по словам Лю Яна - заместителя начальника отдела PR-менеджемента и маркетинга администрации Международного торгово-логистического парка города Сиань, сократились в 2-2,5 раза по сравнению с морскими перевозками. Везут все, что пользуются спросом: стройматериалы, тяжелое оборудование, авто, электронику, косметику, одежду. На обратном пути Китай импортирует пшеницу, горох и хлопковые пряжи. И объемы поставок нарастают с каждым годом. Только за первую половину 2018 года в центральную Азию было запущено 298 составов, из них отправлено 247 поездов, доставлено 51. Общий объем груза составляет 398600 тонн.

Чунцин.

Это город небоскребов, ярких огней и красивых людей. Здесь влажно и жарко, как в тропиках. Летом столбики термометров поднимаются до 50 градусов выше нуля, а зимой опускается до комфортного +4 или +6. Еще его называют «столицей туманов» - с октября по апрель наблюдается повышенная влажность, из-за чего часты густые туманы.

Чунцин лидирует среди городов мира по численности населения. 33 миллиона человек в одном месте, просто представить сложно. Это почти в два раза больше населения Казахстана. Соответственно и плотность проживания высокая. Поэтому небоскребы расположены близко. Самое высокое здание имеет 73 этажа. И это при том, что город расположен в горной местности. Здесь не пользуются велосипедами, неудобно ездить по узким, порой с крутыми уклонами дорогам. Поражает и обилие развязок. Несведущему человеку легко запутаться. Как в таком городе можно ездить, не попав в пробку? Проблему пробок в Китае решили простым способом. Машины с четными номерами ездят в четные дни, с нечетными, ну вы понимаете. И города подразделяются на зоны. Некоторым водителям запрещено, к примеру, заезжать в центральную часть.

Чунцин, конечно, же знаменит своей креативной индустрией. Нам показали индустриальный парк, своего рода Силиконовую долину, где самые неожиданные идеи могут воплотиться в жизнь. Территория его внушительная, есть офисы, жилые кварталы, фонтаны, аллеи. Здесь даже здания говорящие: по стенам спускаются лыжники, сноубордисты. Из-за углов выглядывают киборги, по трубам передвигаются муравьи со своей ношей. Здесь творят архитекторы, дизайнеры, мультипликаторы, художники. Располагаются более 500 компаний.

К примеру, Дуань Сюйчан — Президент технической компании АО «Dreamfly» наглядно показал – как его сотрудники экспериментируют с 3D-печатью, какие изделия создают. Кроме предметов искусства, разных забавных вещиц можно напечатать медицинское оборудование, протезы, автомобильные запчасти, кондиционеры. Материалы используются самые разные: пластмасса, песок, металл, фарфор. Всего более 100 материалов. По словам Дуань Сюйчан, это намного дешевле, чем ручная работа. И изделия создаются с точностью до миллиметра.

Посетили мы и коворкинг центр, где могут разместиться начинающие предприниматели. Сейчас располагаются 38 мелкий компаний. Как рассказал Тань Бэйпин — директор отдела оперативного управления администрации Парка – отсюда вышли многие бизнесмены, которые сегодня имеют внушительный бизнес. При входе можно, кстати, прикупить блокноты, книжки с необычным оформлением. Стоит, не сказать, что дешево, но зато креативно.

И конечно же, для нас, журналистов, приготовили еще одну экскурсию в корпорацию Dellynewsgroup. Здесь все начиналось в августе 1952 года с одной партийной газеты «Чунцинжибао». Сейчас это 15 газет, журналы, сайты, информагентства, вичаты, блоги – всего 140 платформ. И все мониторится. На огромные экраны выводятся данные: что написали, какого числа, сколько просмотров, где была перепечатка, как реагируют читатели. Корпорация зарабатывает 1 миллиард 700 миллионов юаней. Вот это размах! Мы даже были в некотором замешательстве. И это только в одном городе, в одной провинции.

Чэнду.

Город с 16-ти миллионным населением был последним на нашем пути и самым завораживающим. По численности населения Чэнду занимает 4 место в Китае. Является административным центром провинции Сычуань. Его история начинается с 4 века до нашей эры. Долгое время был столицей нескольких императорских династий, отдельных царств. В годы манжурского завоевания Китая, внутренних войн город сильно пострадал, все люди были убиты. Чтобы его восстановить, было предпринято немало социальных мер.

Сейчас это крупный финансовый центр, где быстрыми темпами развиваются наука, техника, торговля, транспорт и связь. 10 лет назад Чэнду стал эталоном инвестиционного климата в Китае. Со строительством нового аэропорта (старый уже не справляется с огромным трафиком пассажиров) город на пороге вступления в эру двойных международных аэропортов. Кстати, после Пекина и Шанхая.

Здесь крупный железнодорожный узел, есть 4 вокзала. Один из них нас встретил в полдень уютной атмосферой. Но мы поехали не в Чэнду. Нас ждал небольшой городок Лэшань, где мы посетили самую внушительнуюстатую Будды на земле. Ее высота – 71 метр. Она высечена в скале. Голова скульптуры вровень с горой, а ноги упираются в реку. Строить ее начал один монах в 700-е годы во время правления династии Тан. 30 лет он посвятил этому делу, но закончить не успел. Достроило Будду уже местное правительство. Сейчас статуя признана памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. До нее туристы добираются на теплоходах и катерах. И селфятся, не выходя на сушу.

На следующий день мы отправились на самую долгожданную экскурсию – центр разведения панд. Отправились ранним утром, чтобы успеть к их завтраку. После, говорят, они спят и увидеть их сложно. Здесь влажно, бамбуковые рощи дают хорошую тень. Множество дорожек и беседок для посетителей. Для обитателей центра создана комфортная атмосфера, при которой они могут давать потомство, что бывает не часто. Как оказалось, панды - одиночки, почти не живут семьями.

Панды забавно завтракали бамбуком, нехотя, полулежа, чем умилили всех посетителей. Глаз нельзя оторвать, особенно от мультяшных бело-черных панд: мамы Дзин-Дзин и ее дочери Ни-Ни. Говорят, они любят арбузы, тыкву, яблоки, молоко. В Китае сегодня проживает чуть более 2 тысяч черно-белых и рыжих панд и 80% из них находятся в центре и радуют своим существованием миллионы людей. Нас уже они точно влюбили в себя. На родину каждый увез сувениры с их изображением.

Еще одна точка посещения – Чэндуский Международный железнодорожный грузовой порт, откуда поезда идут в казахстанском направлении. Вот немного статистики - с начала 2017 до августа 2018 года в Центральную Азию было запущено 234 состава, 4882 контейнера. Из них в Казахстан и обратно более 3 тысяч контейнеров. Общая сумма товаров составила 150.45 миллионов долларов. Экспортируют и импортируют морозильные камеры, холодильники, прядильные машины, ткань, шины, цемент, пальмовое масло, керамику и стекло. Грузы из Чэнду доставляются в Алматы, Шымкент, Жетысу, Кзылорду, Актобе. Усть-Каменогорск и Костанай.

Нам дали возможность увидеть порт с 14 этажа офисного здания. Как и все в Китае, размеры его оказались внушительные. По словам, Тань Дань - сотрудника отдела по внешним связям Международного железнодорожного порта города Чэнду, в его строительство инвестировали 1 миллиард 100 миллионов юаней. И это государственные деньги. Поезда отправляются в разных направлениях и им есть что везти. В Чэнду развито производство авиационной техники, автомобилей, автозапчастей, электроники. Здесь создают центр био-индустрии.

А для туристов Чэнду в памяти останется местом обитания панд, паломничества к Большой Будде, парчовым городом, так его называли издревле из-за обилия изысканных шелковых тканей, которые ткали местные жители. И городом гибискуса (китайская роза), которая растет здесь в большом количестве.

Из Чэнду мы самолетом долетели до Пекина. Кстати, летали внутри Китая мы на комфортабельных самолетах. Не совсем понравилась бортовая еда, но вполне подходит, чтобы утолить голод. Поразили аэропорты своей масштабностью и современным обликом. Здесь очень тщательный досмотр багажа. Если есть сомнения, могут вывернуть всю сумку, не церемонясь. Оказалось, нельзя перевозить нелицензированные пауэр банки. Так, одна моя коллега лишилась этого необходимого устройства в дороге. Но это мелочи по сравнению с тем, что мы увидели и прочувствовали.

Мне надолго запомнится это яркое путешествие в Поднебесную - такую разную и таинственную, живущую на контрастах, где древность уживается с современностью, где люди открыты, красивы, трудолюбивы и амбициозны.

Автор: Саида Жаркинова