Жаңалықтар

Диалектика объективных условий и субъективной деятельности людей как основания существования и разви

Особую роль в обществе играют субординационные связи, которые проявляются в со-подчинении элементов системы, то есть в их соотношении как первичное - вторичное, определяющее - определяемое. В истории человеческого общества всегда была чрезвычайно актуальна проблема взаимодействия бытия а сознания, соотношения объективных условий жизнедеятельности людей с их субъективными целями и интересами. В общественной жизни людей бытие и сознание предстают как общественное бытие и общественное сознание. Под общественным бытием обычно понимают материальные, т.е. существующие независимо от сознания, общественные, и прежде всего экономические, отношения, объективные условия жизнедеятельности людей. А общественное сознание представляет собой совокупность общественных идей, взглядов, представлений, потребностей, интересов и настроений, носителями которых выступают те или иные социальные группы людей вплоть до общества в целом. Как же соотносятся общественное бытие и общественное сознание? Вопрос этот философами и социологами разной ориентация решался неодинаково. Одни из них первичным признают сознание людей, а другие таковым считают общественное бытие. В первом случае, когда первичным признается общественное сознание, именно сознание рассматривается как последняя и определяющая причина социальных изменений и преобразований. Утверждается, что прежде всего от этой причины зависят как великие победы, так и трагические поражения человечества. Отсюда делается вывод, что совершенствование общества, улучшение жизни людей в конечном счете обусловлено прогрессом сознания людей, развитием их интеллекта, нравственности, системы воспитания и т.д. Делался также и тот вывод, что для избавления общества от негативных явлений, от социальных пороков достаточно изменить сознание людей, улучшить посредством соответствующих организационных мероприятий систему воспитания и образования. Во втором случае, когда первичным признается общественное бытие, ставится вопрос об объективной основе самого сознания людей. Здесь акцентируется внимание на том, что сознание людей определяется, детерминируется условиями ах материальной жизни, их общественным бытием. При этом признается, что сознание играет немалую роль в ориентации, поведении и деятельности людей. Однако, как сознание людей, так и их поведение и деятельность находятся в конечном счете в зависимости от общественного бытия. Иначе говоря, общественное бытие людей выступает в качестве определяющего начала, а общественное сознание в качестве определяемого фактора. На основе сказанного можно придти к выводу, что для изменения сознания людей необходимо менять, совершенствовать их бытие, условия материальной жизни. Нисколько не принижая роль воспитательной работы, следует все же иметь в виду, что сознание общества изменяется прежде всего в ходе и на основе практической деятельности людей, включая их в реальный процесс перестроит всех сторон жизни общества. Но в связи с этим может возникнуть вопрос; а кто не, как не сами люди, ведомые своим сознание, осуществляют изменения я преобразования социального бытия? Не попадаем ж мы тем самым в замкнутый круг, в котором социальное бытие обусловливает изменение сознания людей, а изменение сознания, в свою очередь, ведет к изменению социального бытия? Ответ на этот вопрос предполагает учет сложной диалектической взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания. Передовые идеи возникают не на пустом месте. Они страдают реальные противоречия общественного бытия и объективную необходимость его практического преобразования. В этом смысле они вторичны, зависимы от бытия. Но в такой зависимости таится и сила этих идей, поскольку они страдают объективную потребность, насущную необходимость изменения бытия. Они становятся стимулами деятельности, мощной силой, преобразующей как индивида, так и общество. Общественное сознание зависимо от общественного бытия, но оно в то де время и относительно самостоятельно в своем существовании и развитии. Оно не только подчинено внешним факторам, общественному бытию, но имеет и свою внутреннюю логику развития, связанную прежде всего с преемственностью идей. Хорошо известно, что новые идеи возни-кают на основа ранее накопленного мыслительного материала, на основе уже существующих идей. Новые идеи делают как бы прорыв в системе тех идей, которые существуют. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также и в том, что идеи. общественное сознание людей могут влиять на общественное бытие, вызывая в нем те или иные изменения. Влияние идей на массы, на ид поведение и деятельность, а через них и на общество, на его различные стороны и структуры в той или иной мере ощущалось всегда. Но особенно ярко оно дает о себе знать в переломные, революционные эпохи. Люди способны активно влиять на ход событий, содействуя благоприятному и препятствуя неблагоприятному их развитию. Прячем, чем большая масса людей встает под знамя тех или иных идей, тем сильнее их воздействие на общество и его развитие. studentik.net
23.10.2013 11:34 3769

Особую роль в обществе играют субординационные связи, которые проявляются в со-подчинении элементов системы, то есть в их соотношении как первичное - вторичное, определяющее - определяемое. В истории человеческого общества всегда была чрезвычайно актуальна проблема взаимодействия бытия а сознания, соотношения объективных условий жизнедеятельности людей с их субъективными целями и интересами. В общественной жизни людей бытие и сознание предстают как общественное бытие и общественное сознание. Под общественным бытием обычно понимают материальные, т.е. существующие независимо от сознания, общественные, и прежде всего экономические, отношения, объективные условия жизнедеятельности людей. А общественное сознание представляет собой совокупность общественных идей, взглядов, представлений, потребностей, интересов и настроений, носителями которых выступают те или иные социальные группы людей вплоть до общества в целом.
Как же соотносятся общественное бытие и общественное сознание? Вопрос этот философами и социологами разной ориентация решался неодинаково. Одни из них первичным признают сознание людей, а другие таковым считают общественное бытие. В первом случае, когда первичным признается общественное сознание, именно сознание рассматривается как последняя и определяющая причина социальных изменений и преобразований. Утверждается, что прежде всего от этой причины зависят как великие победы, так и трагические поражения человечества. Отсюда делается вывод, что совершенствование общества, улучшение жизни людей в конечном счете обусловлено прогрессом сознания людей, развитием их интеллекта, нравственности, системы воспитания и т.д. Делался также и тот вывод, что для избавления общества от негативных явлений, от социальных пороков достаточно изменить сознание людей, улучшить посредством соответствующих организационных мероприятий систему воспитания и образования.
Во втором случае, когда первичным признается общественное бытие, ставится вопрос об объективной основе самого сознания людей. Здесь акцентируется внимание на том, что сознание людей определяется, детерминируется условиями ах материальной жизни, их общественным бытием. При этом признается, что сознание играет немалую роль в ориентации, поведении и деятельности людей. Однако, как сознание людей, так и их поведение и деятельность находятся в конечном счете в зависимости от общественного бытия. Иначе говоря, общественное бытие людей выступает в качестве определяющего начала, а общественное сознание в качестве определяемого фактора. На основе сказанного можно придти к выводу, что для изменения сознания людей необходимо менять, совершенствовать их бытие, условия материальной жизни. Нисколько не принижая роль воспитательной работы, следует все же иметь в виду, что сознание общества изменяется прежде всего в ходе и на основе практической деятельности людей, включая их в реальный процесс перестроит всех сторон жизни общества. Но в связи с этим может возникнуть вопрос; а кто не, как не сами люди, ведомые своим сознание, осуществляют изменения я преобразования социального бытия? Не попадаем ж мы тем самым в замкнутый круг, в котором социальное бытие обусловливает изменение сознания людей, а изменение сознания, в свою очередь, ведет к изменению социального бытия?
Ответ на этот вопрос предполагает учет сложной диалектической взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания. Передовые идеи возникают не на пустом месте. Они страдают реальные противоречия общественного бытия и объективную необходимость его практического преобразования. В этом смысле они вторичны, зависимы от бытия. Но в такой зависимости таится и сила этих идей, поскольку они страдают объективную потребность, насущную необходимость изменения бытия. Они становятся стимулами деятельности, мощной силой, преобразующей как индивида, так и общество.
Общественное сознание зависимо от общественного бытия, но оно в то де время и относительно самостоятельно в своем существовании и развитии. Оно не только подчинено внешним факторам, общественному бытию, но имеет и свою внутреннюю логику развития, связанную прежде всего с преемственностью идей. Хорошо известно, что новые идеи возни-кают на основа ранее накопленного мыслительного материала, на основе уже существующих идей. Новые идеи делают как бы прорыв в системе тех идей, которые существуют. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также и в том, что идеи. общественное сознание людей могут влиять на общественное бытие, вызывая в нем те или иные изменения. Влияние идей на массы, на ид поведение и деятельность, а через них и на общество, на его различные стороны и структуры в той или иной мере ощущалось всегда. Но особенно ярко оно дает о себе знать в переломные, революционные эпохи. Люди способны активно влиять на ход событий, содействуя благоприятному и препятствуя неблагоприятному их развитию. Прячем, чем большая масса людей встает под знамя тех или иных идей, тем сильнее их воздействие на общество и его развитие.

studentik.net

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға