Не думай о медсестрах свысока

«Распознав болезни скрытого течения, нам искусный медик дарит исцеление»
Абу Али Ибн Сина.

Сочетание доброты, сострадания и участливости – вот, что предполагает звание медицинской сестрой. Возможно это звучит не так круто, как, например, успешный топ-менеджер или другие трендовые профессии, но по степени благородства и гуманности сестринское дело – это то, без чего невозможна в принципе ни одна система здравоохранения. И развитие этой системы по большей части зависит от уровня профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, который является основной кадровой составляющей больниц. 

Школа Медицины Назарбаев университета была открыта в августе 2015 года. Массимо Пиньятелли, доктор медицинских наук, выдающийся патолог, биомедицинский ученый, декан Школы Медицины Назарбаев Университета утверждает, что профессиональное развитие медсестер – это развитие качества уходы за пациентами в целом в системе здравоохранения. В настоящее время с развитием медицины во всем мире сестринское дело становится самостоятельной областью профессиональной деятельности.

- Чем Школа Медицины Назарбаев Университета отличается от других медицинских университетов Казахстана? 

-  Программа Школы медицины сильно отличается от других медицинских университетов страны, потому что в Казахстане обычно медицинское образование предполагает программу бакалавриата и два года интернатуры. Здесь мы преподаем по совершенно новой методике, когда пациент является центральным звеном всего здравоохранения в целом. Студенты сразу приступают к практическим занятиям, предпочтение отдается все больше практике, нежели теории. То есть мы даем ранний практический опыт на базе нашей клиники. 

- Есть ли существенные изменения с момента основания Школы медицины в системе нашего здравоохранения? 

- Мы открывались вначале с одной программой обучения. Она называлась «Доктор медицины». Мы ее разрабатывали совместно с коллегами из университета Питтсбурга. Если раньше у нас работали 10 преподавателей и была одна программа, то на сегодня у нас работают около 40 преподавателей на 4 программах (Доктор медицины (MD), Магистр общественного здравоохранения (MPH), Программа сестринского дела, Программа Магистратуры Молекулярной Медицины). 50 процентов преподавателей являются местными с Казахстана, а другая часть наняты со всего мира: с Великобритании, Австралии, США и т.д. 

В состав нашего здания входят исследовательские лаборатории для проведения экспериментов, также аудитории для обучения, классов лекции и семинаров. Также здесь предусмотрена специальная инфраструктура именно для профессиональной подготовки, то есть получения практических навыков. Один из примеров - оборудованная лаборатория на первом этаже для симуляции клинических условий, где и медсестры, и студенты могут практиковать навыки, которые им необходимы для работы в клинических условиях, но здесь в более безопасном окружении. То есть без участия реальных пациентов.

Там есть и специальные интерактивные манекены, на которых можно отрабатывать определенные навыки, ну и другие симуляционные оборудования. Имеется специальная цифровая лаборатория анатомии, где есть возможность проекции 3Д-изображения. Это один из новых подходов в преподавании анатомии. 

Школа очень тесно контактирует с медицинскими университетами Казахстана, а также с министерством Здравоохранения. Целью данного сотрудничества является внедрение модели обучения Школы Медицины и в других медицинских учебных заведениях Казахстана. Наша школа также активно содействует внедрению разных новшеств в систему здравоохранения в целом. 

-  Расскажите про Программу сестринского дела?

- Программа медицинских сестер она новая, открылась два года назад. С открытием данной программы, медицинские сестры проходят профессиональную подготовку на базе университетской клиники. Плюс они могут брать перерыв на два часа дня и приезжать в школу для участия в классовых занятиях. Это полугодичная программа повышения квалификации. По окончанию данного курса, медсестры получают сертификат. Далее по желанию можно поступить на программу бакалавриата продолжительностью в два года. Там уже они получают полноценный диплом бакалавра сестринского дела. Поступить в нашу школу имеет возможность любой медицинский работник со средним образованием и стажем со всех уголков Казахстана.

 

Требования для поступления на программу профессионального развития сестринского дела:

1. Выпускник 11-тилетнего основного-среднего образования с показателями успеваемости выше среднего;
2. Выпускник трехгодичной программы медсестринства с показателями успеваемости выше среднего;
3. Опыт работы медсестрой два и более лет с хорошими показателями результативности в работе;
4. Одностраничное эссе, описывающее почему они заинтересованы в данной программе, что даст им эта программа и какие их дальнейшие планы в карьере/образовании; 
5.  Оценивается от 1 (плохо) до 5 (отлично) баллов;
6.  Ясность письменного изложения;
7.  Баланс между дальнейшими планами и целями программы.

- Что вы можете сказать об отношениях иностранных преподавателей и медицинских сестер? Возникают ли какие-то трудности в силу языковых и культурных барьеров? 

- Что касается языковых и культурных барьеров, могу сказать, что мы подбираем преподавателей в соответствии с определенными требованиями. То есть все они проходят соответствующие тесты и отбор, предпочтение отдается тем, кто имеет представление о стране в целом, способные адаптироваться в Казахстане. Стрессоустойчивость, способность адаптироваться, практичность – вот основные критерии отбора иностранных преподавателей.  

Один из преподавателей, кого медицинские сестры, обучающиеся на программе бакалавра, ласково зовут просто «Нэнси», рассказала, что у нее сейчас сложились достаточно доверительные отношения с младшими коллегами по цеху. 

- Меня зовут Нэнси Ститт (Nancy Stitt). Я являюсь директором программ сестринского обучения в Назарбаев Университете. Сертифицированный специалист в разитии профессиональных медсестёр. В основном работаю с медсёстрами, которые уже имеют имеют дипломы и  профессиональный опыт. Здесь мы проводим обучение медсестёр по нашей новой программе бакалавра прикладного сестринского дела. 

Сложность, с которой мы столкнулись - это применение американской модели медсестринского дела в Казахстане, так как местная практика очень сильно отличается. Мы сейчас успешно работаем в этой области, уже приняли в свои ряды отличных студентов. Большая сложность еще заключается и в языковом барьере. Но местные профессоры помогают нам переводить материалы. Также наш стратегический партнёр – Школа Сестринского дела Университета Питтсбург, предоставляет нам материалы для домашнего задания на двух языках: русском и английском. 

-  Что насчет системы оценок?     

- Система оценок включает в себя оценку посещения занятий, письменные задания и экзамены. Благодаря помощи со стороны местных преподавателей со знанием английского, у нас есть возможность проводить письменные экзамены на русском языке. 

Медсестры из Национального Научного Центра Материнства и Детства и Республиканского диагностического центра Бибигуль Ниязова и Асем Бекмагамбетова рассказывают, что главной сложностью в начале учебы для них был языковой барьер, но благодаря профессорско-преподавательскому составу, все лекции для них переводятся оперативно и очень доступно. 

Бибигуль: Мы поступили сюда сами, изъявили желание учиться на бакалавриате сестринского дела после прохождения профессиональной подготовки. Сдали все сопутствующие письменные и устные экзамены, прошли собеседование. 

Я работаю медсестрой больше 30 лет и никогда не думала, что в будущем смогу получить такого рода высшее образование по своей профессии. Но сейчас уже медицина идет вперед, соответственно нужно идти в ногу со временем. Здесь мне нравится, что мы получаем полноценное обучение, очное так скажем, видим своих преподавателей. Вроде на практике все делаешь как положено, но не углубляешься в теоретические стороны этих навыков, получаем очень много полезной информации.

Асем:  У нас большой практический опыт, учитывая, что мы достаточно долго работаем медсестрами. Все, что мы проходим в теории, если посмотреть на это обобщенно, то давно уже применяем на практике.  А здесь это все закреплено документально, прописано как отдельная наука, до самых, казалось бы, мелочей, это очень интересно. С другой стороны, много внимания уделяется именного коммуникации, например, проходим обучение по вербальному и невербальному общению с пациентами. Честно сказать, мы до этого не обращали на это внимания, а сейчас вот преподаватели делают на это акцент. 

Первое, что дает нам бакалавр – мы имеем возможность работать дальше медсестрами. 
Второе, мы может работать и подниматься по карьерной лестнице, занимать какие-то руководящие позиции. 
В-третьих, мы можем дальше поступить в магистратуру. 

И еще следует отметить, что диплом бакалавра сестринского дела нам дает возможность ставить предварительные диагнозы пациентам, то есть проводить полные физикальные осмотры и консультации. 

- Как вы совмещаете работу и учебу? 

- С понедельника по четверг с 9 утра до вечера мы на занятиях. В пятницу, субботу и воскресенье выходим на работу, отрабатываем положенные часы. А в Назарбаев университете получаем стипендию в размере 50 тыс.тенге. То есть у нашего руководства есть определенные юридические отношения со школой, поэтому мы с началом учебы перевелись на пол ставки. У нас также предусмотрены и летние каникулы. Так что сложностей с совмещением учебы и работы у нас не возникает. 

- Что есть для вас мотивация учиться?

Бибигуль: Моя работа. Я думаю, что, работая медсестрой более 30 лет, помогла немалому количеству людей. Я всегда знаю, как и в каких ситуациях могу оказать первую помощь. И это очень вдохновляет, поэтому, чтобы продолжать это делать, нужно развиваться.
Асем: Я просто люблю свою профессию. Только работая в системе здравоохранения, я чувствую ту удовлетворенность жизнью, к которой стремятся многие люди. Вот вылечишь пациента, а тебе говорят спасибо – какая еще мотивация нужна для успешной работы. 
 

#здравохранение в Казахстане

Комментарий

comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Партнёры