С раннего детства проявлял большой интерес к военному делу
Старший сын султана Среднего жуза Касыма, внук знаменитого хана Аблая родился летом 1802 года в Кокшетау, в семье, почти столетие игравшей доминирующую роль в общественной жизни Среднего жуза. Он с раннего детства проявлял большой интерес к военному делу, много слушал о древних и средневековых войнах, былых сражениях и великих полководцах, рано научился верховой езде, метко стрелял и владел кинжалом, найзой. Будучи в составе сарбазов под командованием братьев, он испытывал на себе все трудности походной жизни. Некоторые источники утверждают, что “Кенесары, при рождении из чрева матери своей, имел на голове и шее необыкновенные волосы, подобно гриве у льва, поэтому и дано было имя Кенесары, т.е. отважный”.
Описание внешности Кенесары дал в своем очерке Б. Салтабаев: “Кене-хан был сухощав, среднего роста с толстой шеей. У него было смуглое живое лицо, сверкающие огромные глаза и раздувающиеся ноздри. Небольшие усы и густая, заостренная клином, бородка желто-бурого цвета. Он говорил мало и держался сурово и спокойно, с большим благородством. На голове он носил окаймленный кундузом небольшой меховой тумак. Поверх одежды был наброшен серый чекмень, вытканный из верблюжьей шерсти, а под ним он надевал шубу на меху выдры. Рубаха и штаны были у него белые домотканные”. Как отмечал М.П.Вяткин, он был властолюбивым, энергичным, одаренным недюжинным умом, большими организаторскими способностями и непреклонной волей. Активная политическая деятельность была традицией семьи, начиная с деда и кончая братьями и сестрами. Образ деда, прославленного в песнях и легендах, был любим Кенесары: он гордился Абылаем и подчеркивал, что является продолжателем его дел и законным наследником его прав.
Кенесары открыто и прямо заявлял, что “будет ходить путем деда своего”, что борется “за принадлежавшие его деду земли”. В своих воззваниях он напоминал, что при Абылае “казахи жили мирно и свободно”: имя хана было боевым кличем его войск. Будучи патриотом, он желал вечную свободу своему народу, считал землю общим достоянием. Видел спасение казахской вольности лишь в соединении трех жузов. Будучи умнее своих предшественников и превосходя их политических хитростях и изворотах, он вернее шел к цели. Как “ловкий, своеобразный политик” султан Касымов отдавал себе отчет в том, что борьба с такой могущественной державой, как Россия, требует объединения сил трех казахских жузов, значительных жертв, использования не только военных, но и дипломатических усилий.