Памятники кочевников Казахстана
Как уже отмечалось, в тесной связи с городской культурой развивалась кочевническая культура. В отличие от Южной Сибири и Алтая, где тюркские погребения с конем, относящиеся к VI-IX вв., представлены достаточно многочисленными курганными могильниками, среди которых эта¬лоном является могильник Кудыргэ, в Казахстане они пока изучены слабо — это погребение Таштюбе в Семиречье, Егиз-Койтас в Центральном Казахстане. Внешне это высокие курганные насыпи из камня или смешанные, под которыми находились грунтовые ямы овальной формы. Покойника клали на спину в широтном направлении. Труп коня помещали на ступеньках или на одном уровне с погребенным с обратной или такой же ориентацией. Они сближаются с погребениями Алтая, с восточной ориентировкой погребенных.
В погребении с конем, обнаруженном вблизи Алматы, человек и конь были положены в одну могильную яму. В могиле обнаружены костяные накладки лука, на костях скелета лежала бронзовая пряжка с подвижным язычком. На язычке пряжки рельефное изображение лица человека. От поясного набора сохранились пять бляшек-накладок прямоугольной формы, наконечник пояса. На костях груди обнаружены две серебряные пуговицы. Справа от черепа лежала серебряная серьга из двух несомкнутых колец.
К периоду VI-VIII вв. относятся курганные погребения Борижарского могильника на Арыси и Шага в Туркестанском оазисе (Южный Казахстан). Это — захоронение тюрок, перешедших к оседлости. Здесь обнаружены коллективные погребения на обмазанных глиной площадках, обнесенных стенками, и в наусах — сводчатых постройках из пахсовых блоков и кирпича. В них обнаружены серебряные и бронзовые пряжки и бляхи от наборных поясов, железные кинжалы и мечи, ножи, украшения и керамика, характерная для оседлого населения.
Выделить в общей массе погребальных памятников тюркского времени принадлежащие именно тюргешам невозможно ввиду малого числа раскопанных курганов того времени. Скорее всего, погребальный обряд тюргешей был близок тюркскому. Так же трудно атрибутировать карлукские и огузские древности. Возможно, карлукам принадлежат раскопанные в предгорьях Киргизского Алатау погребения, где труп помещали в могилу лицов вверх, головой на восток, а коня на ступеньке или в отдельной яме. Сопровождающий инвентарь представлен железными двукольчатыми удилами и стременами с пластинчатой дужкой.
Археологические памятники кимаков представлены могильниками в долине Иртыша в Восточном Казахстане. Раскопки их позволяют выделить характерные черты погребального обряда: одиночное захоронение с конем или шкурой коня; захоронения в подбоях в деревянных гробах с конем или предметами конской упряжи.
Разнообразие погребальных обрядов свидетельствует о многокомпонентное кимакского союза племен. Памятники кыпчаков на территории Казахстана пока не многочислены, они известны в Центральном Казахстане, Семиречье. Курганы кыпчаков единичны или составляют могильники из нескольких насыпей. В насыпях встречаются остатки тризны в виде костей барана. Покойников укладывали в деревянные колоды, дощатые гробы или гробовища в виде рамы без дна. В ряде случаев покойника накрывали берестой, имеется случай, когда покойник лежал в подбое, устроенном в западной стенке могильной ямы. В ряде погребений сохранились куски шелковых узорчатых тканей. В могилах встречаются железные ножи, кресала. Вооружение встречается в мужских погребениях. Это сабли, стрелы в берестяных колчанах, остатки луков. В одном из захоронений найдена кольчуга, в другом — остатки пластинчатого доспеха. Конское снаряжение представлено удилами, стременами и остатками седел. Находки из захоронений степной части средневекового населения Казахстана позволяют вместе с письменными источниками получить представления о хозяйстве, образе жизни и религиозных представлениях кочевых племен, которые вместе с горожанами составляли единую политическую, экономическую и этническую общность.