На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы
На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степями Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи. В науке существует так называемое евроцентристское направление, в котором кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованным земледельцам.
Историческая закономерность развития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.
Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: “Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап, Суяб). В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,— поровну”.
Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колонизации. Существует и противоположная модель происхождения городской культуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономических судьбах народов Средней Азии. В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйства.