Бытие
В широком смысле слова категория бытия обозначает существование. Быть - значит существовать, и философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. В таком понимании бытие наделяется более содержательным признаком материальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологическим смыслом, используется для решения основного вопроса философии.
Бытие - основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.
Как же сформировалась эта категория?
Для постановки проблемы бытия имеются предпосылки в обыденном сознании и по-вседневной деятельности людей. Занимаясь практической деятельностью, человек склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира.
Тем более, что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.
Первую философскую концепцию /точнее - концепции/ бытия выдвинули еще древние, в частности древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное /Царменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию.
В процессе знакомства с трактовкой, категории бытия древними философами необходимо отметить, что уже тогда были наложены предпосылки материалистического и идеалистического истолкования содержания этой категории. Так, например, Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление, и строит учение о различных формах бытия.
В дальнейшим, в связи с развитием науки, техники, материального производства продолжалась эволюция материалистических и идеалистических представлений о сущности категории бытия. С одной стороны, велись поиски общей материальной основы предметов и явлений, или материальной субстанции, построенной из некоего природного материала, или субстрата; это позиция материализма. Ее достоинство - в стремлении понять бытие мира, исходя из самого этого мира, слабое место - в определенном разрыве между неизменной субстанцией и миром изменяющихся, преходящих вещей, и другой стороны - позиция идеализма, сущность которой в признании в качестве истинного бытия "чистых идей". На всем протяжении истории философии мы имеем борьбу и взаимное сотрудничество двух этих позиций - "линии Демокрита и линии Платона".
Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и от-дельных его проявлений, но и фиксирует предельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объективные условия деятельности человека, куда входит и его духовная деятельность, факт его общественного существования.
Таким образом, бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природно-го и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.
Выделяют четыре вида бытия: 1/ бытие вещей и процессов;
2/ бытие человека; 3/ бытие духовного /идеального/; 4/ бытие социального /общественного/.
Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.
В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".
Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.
Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индивида, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие . как таковое.
Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет со-бой вопрос и об отношении и об отношении общественного сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Как и бытие, т.е. материя, общественное бытие обладает свойством объективной реальности. Оно представляет собой материальную жизнь общества. Но общественное бытие не тождественно материи вообще. Наряду с общими признаками категории оно характеризуется и специфическими признаками, превращающими его в особое материальное образование.
Преобразованная человеком природа сама по себе продолжает оставаться бытием /материей/, Она функционирует в качестве общественного бытия, которое не сводится к ка-ким-либо отдельным свойствам материи, только тогда, когда представлена в системе материальных общественных. Недооценка данного положения ведет к отождествлению социологического подхода с натуралистическим, общественного бытия с бытием вообще. Соответственно и предметные элементы общественного бытия должны удовлетворять двум условиям: во-первых, быть материальными образованиями, во-вторых, функционировать в системе материальных общественных отношений; причем функционировать в виде объекта этих от-ношении. Последнее замечание весьма важно, ибо подчеркивает, что человек - элемент общественного бытия не сам по себе, а лишь постольку, поскольку представляет собой общественную производительную силу определяющую понятие социальной формы движения материи как целостной характеристики исторического процесса, .и тьмах, посвященных философскому анализу общества, этот вид бытия будет рассмотрен особо и подробно.
Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.
Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем именно состоит единство мира, а поиск его необходимых предпосылок: мир должен существовать , прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаимосвязи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.
studentik.net