6 января
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК У ВОСТОЧНЫХ ХРИСТИАН
Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют "коляды". Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник был особенно любим.
Сочельник - заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику.
В Рождественский сочельник до "вечерней звезды", то есть до вечерних песнопений за Богослужением "Волсви же со звездою путешествуют", ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать.
Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов - и все блюда были постными.
А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В АРМЕНИИ
До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник.
Армянская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также и день Крещения Христа.
Накануне праздника Святого Рождества, вечером служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова.
На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия. Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.
БОГОЯВЛЕНИЕ В ГРЕЦИИ
В день, когда восточные христиане отмечают рождественский сочельник, жители Греции празднуют Крещение Господне (Богоявление). Крещение в Греции называют Фота (Ta Fota) - дословно "огни" - или Теофания (Theofania) - Богоявление. Элладская православная церковь, живущая по григорианскому календарю, отмечает этот праздник вместе с западными христианами - почти на две недели раньше, чем Русская Православная Церковь. Как и другие самые крупные церковные праздники, этот день является в Греции выходным.
В этот день именины у всех Яннисов - тезок Иоанна Крестителя.
Основные торжества проходят в главной греческой гавани Пирей неподалеку от Афин. На пирсе, окруженном празднично убранными военными кораблями, служится молебен.
Считается, что в праздник Крещения освящаются все воды мира - реки, озера, моря. В этот день по всей стране совершается чин освящения вод. Торжественный крестный ход направляется к морю, на берегу которого совершается молебен в память о крещении Христа в Иордане.
Крещение - последний праздник зимы, когда дети зарабатывают себе карманные деньги пением колядок. Кроме того, на крещенских молебнах в приморских городах страны исполняется давний обычай соревнований между молодыми людьми. Суть его в том, что священник бросает в море серебряный крест. Смельчаки из числа юношей тут же ныряют в ледяную морскую воду, и каждый из них старается достать крест первым. Впрочем, на тот случай, если юноши зазеваются, крест всегда привязывают веревкой, чтобы он не утонул в море.
Крещенские молебны совершаются 6 января не только в столичной гавани Пирей, но и во всех главных морских портах Греции, в Термическом заливе в Салониках, на всех островах, в городах Патра, Волос и других.
БОГОЯВЛЕНИЕ НА КИПРЕ
День Крещения Христова на Кипре называют днем святого Епифания или Фота. Иначе Фоту называют праздником Света (от греч. фот - свет). В древние времена существовал обычай, в Крещенскую ночь крестить людей, то есть, просвещать их духовно.
В 332 и в 342 годах нашей эры на Кипре произошли крупные землетрясения, принесшие серьезный урон острову. Были разрушены города Саламис, Пафос и другие города Кипра. Саламис восстановили после четырех лет на средства Константина, сына императора Константина Великого. Город Саламис, в связи с этим, был переименован в Констанцию. Пафос вернул себе статус столицы Кипра и стал местом епископской кафедры. Первым архиепископом Кипра стал Епифаний, который возглавлял Кипрскую церковь с 386 по 403 год и впоследствии был причислен к лику святых.
Сам Епифаний, человек, который так много трудился во благо Кипра, родился в Палестине. В 17 лет он твердо решил, что примет таинство Крещения и станет христианином. Из Палестины Епифаний удалился в монастыри Египта и три года провел там, увлекаясь историей, постигая основы аскетизма и его традиции. Приняв постриг, вернулся на родину, а затем был рукоположен в сан епископа Саламиса-Констанции на Кипре. В этом сане он пребывал 33 года до самой своей кончины.
День прославления этого святого совпадет с праздником Крещения, поэтому 6 января - очень значимый для киприотов праздник.
Этот день еще называют Днем трех волхвов. Как известно, волхвы пришли поклониться родившемуся Спасителю не с пустыми руками, а с дарами: золотом, ладаном и смирной. Именно на Крещение дети собирают самый большой урожай подарков. Гостинцы, деньги, сувениры, книги и игрушки дарятся детям родственниками и гостями. Особенно щедрые поздравления в этот день получают люди от крестных родителей.
На всем средиземноморском побережье Кипра в праздник Крещения совершается таинство освящения воды. Местный епископ выносит из храма большой крест и с крестным ходом вместе с паствой и со всеми желающими идет к берегу. Под торжественные церковные песнопения епископ опускает крест в море и с особой молитвой освящает воду.
Женщины стараются побывать накануне праздника в церкви, где они освящают воду для дома, чтобы, вернувшись, окропить ею свое жилище. Также они приберегают воду для того, чтобы окропить землю вокруг дома, а в сельских местностях Святой водой (агиасмой) кропят земельные угодья и домашний скот. Также, как правило, женщины стараются взять после праздничной службы огонь от лампады перед иконой Божией Матери, чтобы в доме всегда царило благополучие и не было места хитрым проделкам лукавых духов.
Иногда можно наблюдать такую картину. По старинной традиции, переданной киприотам предками, молодые люди прыгают в воду, чтобы быстрее догнать крест, брошенный в море с берега. Считается, что тот мужчина, который возьмет крест в руки первым, получит особое благословение на весь год. Но это - единственная шалость, которую киприоты позволяют себе по отношению к воде. В остальном все идет согласно устоявшимся строгим правилам.
По народному поверью, в Крещенскую ночь вся вода становится благословленной. Но понапрасну баловаться ею и тревожить воду нельзя. Позаботиться о чистоте тела и своего жилища надо заранее, чтобы встретить праздник Крещения только в приятных хлопотах.
Крещение на Кипре - государственный праздник и выходной день, поэтому можно смело отправляться в гости, выходить на улицу, заходить в кафе. В любом месте будет царить веселье! Танцы, песни, конкурсы проходят везде - в такой день нет повода для уныния и плохого настроения!
ТУРИЦЫ
Турицы посвящены туру - одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым.
В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.
Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община - кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.
ДЕНЬ МАРУНОВ НА ЯМАЙКЕ
Этот праздник отмечается в день рождения капитана Куджое (Captain Cudjoe). Капитан Куджое был маруном (маруны - мaroons - борцы за свободу, отражавшие нападения Британских колониальных войск). Куджое одержал победу над английской армией.
После этого, при его посредничестве, в 1738 году был заключен мирный договор с Британией. Этот договор гарантировал свободу рабам и значительные земельные владения.
В этот день потомки бывших рабов воздают должное марунам. Жители Ямайки не забывают, что благодаря марунам многие из их предков были освобождены и смогли скрыться на Ямайке.
6 января в честь этого дня проводятся фестивали, неотъемлемыми атрибутами которых являются традиционные танцы, пение и обряды.
НАЧАЛО МАСОПУСТА - МАСЛЕНИЦЫ В ЧЕХИИ
Масленицу по-чешски называют масопустом (Мasopust). Перевод этого слова звучит примерно так: пост от мяса.
Масленица начинается после праздника Епифании (Epiphany) или, как его по-другому называют, Дня трех королей (Three Kings’ Day), то есть после 6 января, и длится до начала пасхального поста. Празднуется в последнюю неделю перед "пепельной средой" (Popelecni Streda), то есть до начала сорокадневного пасхального поста.
Обычай веселиться и пировать в конце зимы пришел в Чехию в 13 веке из Германии (поэтому, например, в Моравии вместо "масопуст" говорят "фашанк" - название, происходящее от немецкого Fasching). Традиция сохранилась, прежде всего, в деревнях, но в последнее время обновляется и в городах. В Праге, например, с 1933 года проходит карнавал в квартале Жижков.
Неделя, полная бурного веселья, начинается с "жирного четверга" ("Tucny Ctvrtek"). В тот день много едят и пьют, чтобы, как говорится, на весь год хватало сил. Главным блюдом в "жирный четверг" считается свинина с "кнедликами", вареными на пару с клецками и капустой. Запивается все горячим пивом и сливовицей.
В период масленицы в большом количестве готовят классические, весьма питательные блюда. Печеные утки, поросята, студни, калачи и пышки, елито и йитрнице. Елито готовят из свинины и свиной крови и подают к столу вместе с лепеницей, а йитрнице - это колбаса из рубленой свинины и ливера. Тлаченка с луком, ароматный овар, суп из попок, вяленая ветчина, запеченные колбаски, жареный сыр гермелин, аппетитные сладости, и это еще не весь масленичный ассортимент. Символ русской масленицы – блины, а масопуст славится пончиками.
На масленичных маскарадах (в последние дни масопуста) чехи обычно наряжаются в охотников, женихов и невест, мясников, лавочников и других народных персонажей. Среди них обязательно находится маска медведя - мужика, который ведет медведя на цепи. Медведь должен был пугать маленьких детей. Можно увидеть и маску лошади и еврея с мешком. Каждый ряженый хорошо знает, как себя вести: например, еврей с мешком громко ругается по поводу подносимых ряженым подарков и угощения, подарки ему должны были казаться маленькими, а угощение скудным.
В последнее воскресенье масопуста устраивается бал (особенно живописны деревенские балы). Все танцуют и веселятся до утра. В некоторых деревнях устраивают бал еще и в понедельник, называют его "мужовский", это значит, что танцевать могут только те, кто женат или замужем.
Масопуст - время, когда бездействуют все законы и обычаи (конечно, за исключением уголовных), время, когда можно делать и говорить практически все, что в обычные дни нормальному человеку даже в голову не придет. Шуткам и прибауткам нет предела!
Заканчивается масопуст во вторник большим маскарадным шествием. Во многих местах проходят похороны контрабаса - значит, закончились балы и веселье, пора начать соблюдать пасхальный пост.
mignews.com.ua