Жаңалықтар

Зальцман Павел

(02.01.1912-20.12.1985) Советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П.Н. Филонова, иногда именуемый «последним филоновцем». Заслуженный деятель искусств Казахстана Павел Яковлевич Зальцман (2 января 1912, Кишинёв Бессарабской губернии — 20 декабря 1985, Алма-Ата) — советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П.Н. Филонова, иногда именуемый «последним филоновцем». Заслуженный деятель искусств Казахстана. Павел Зальцман родился в Кишинёве в семье кадрового офицера царской армии. Детство будущего художника прошло там же, после окончания Гражданской войны семья перебралась в Рыбницу, затем в Одессу и в 1925 году — в Ленинград. Учился на декоративном отделении Первой государственной художественной студии в Ленинграде и одновременно в Государственном институте истории искусств. В 1920-х годах начал работать иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий». В 1929 году познакомился с П.Н. Филоновым, стал его последователем и в 1930 году начал посещать «Школу мастеров аналитического искусства», одновременно стал членом ЛОСХа (Ленинградское отделение Союза художников СССР). В 1930-е годы Зальцман вместе с другими учениками Филонова участвовал в подготовке иллюстраций к традиционному финскому эпосу «Калевала» (1932), проявил особенную склонность к портретистике. Ленинградский период С 1931 года работал на Ленфильме под руководством А.А. Арапова, был художником—постановщиком на съёмках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснёва («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934), Адольфа Минкина («Лунный камень», 1935), Эдуарда Иогансона («На отдыхе», 1936), Рафаила и Юрия Музыкантов («За советскую родину», 1937) и Александра Иванова («На границе», 1938). Пережил блокаду Ленинграда, в 1943 году был эвакуирован в Казахстан и распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию страны), располагавшуюся там в годы войны. После окончания Великой Отечественной войны остался в Алма-Ате художником-постановщиком киностудии Казахфильм (с 1955 года — главным художником киностудии). Был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова «Белая роза» (1943), «Дочь степей» (1954), «Поэма о любви» (1954) и «Перекрёсток» (1963), Ефима Арона «Золотой рог» (1948) и «Ботагоз» (1958), Павла Боголюбова «Девушка-джигит» (1955) и других. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии Казахфильм в Алма-Ате. Послевоенное творчество Зальцмана связано прежде всего с двумя основными темами: серией графических реминисценций о еврейских местечках Бессарабии и портретистикой на основе современных ему казахских мотивов. Изобразительные произведения Графика и живопись Зальцмана находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, гравюрного кабинета Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея искусств народов Востока, Государственного музея искусств Казахстана и в частных коллекциях. Литературное наследие Писать стихи и прозу начал в 1930-х годах в Ленинграде под влиянием обэриутов. Публикации его литературного наследия, однако, появились лишь посмертно, в Израиле (где поселилась семья Зальцмана) и в России; книга избранных повестей, рассказов и стихотворений алма-атинского периода «Мадам Ф.» вышла в московском издательстве «Лира» в 2003 году. Книги П.Я. Зальцмана Калевала (с иллюстрациями Зальцмана и других). Academia: Ленинград, 1933. Альбом (под редакцией Баян Барманкуловой). Онер: Алма-Ата, 1983. Каталог персональной выставки. Караганда, 1983. Альбом (под редакцией Баян Барманкуловой). Караганда, 1989. Pawel Zaltsman. Katalog der Ausstellung im Maison des Vaches: IZBA Verlag: Бланкенхайм, 1998. «Мадам Ф.» Лира: Москва, 2003. Источник :biografia.kz
29.07.2013 09:16 3884

(02.01.1912-20.12.1985)

Советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П.Н. Филонова, иногда именуемый «последним филоновцем». Заслуженный деятель искусств Казахстана

Павел Яковлевич Зальцман (2 января 1912, Кишинёв Бессарабской губернии — 20 декабря 1985, Алма-Ата) — советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П.Н. Филонова, иногда именуемый «последним филоновцем». Заслуженный деятель искусств Казахстана.

Павел Зальцман родился в Кишинёве в семье кадрового офицера царской армии. Детство будущего художника прошло там же, после окончания Гражданской войны семья перебралась в Рыбницу, затем в Одессу и в 1925 году — в Ленинград.

Учился на декоративном отделении Первой государственной художественной студии в Ленинграде и одновременно в Государственном институте истории искусств. В 1920-х годах начал работать иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий».

В 1929 году познакомился с П.Н. Филоновым, стал его последователем и в 1930 году начал посещать «Школу мастеров аналитического искусства», одновременно стал членом ЛОСХа (Ленинградское отделение Союза художников СССР).

В 1930-е годы Зальцман вместе с другими учениками Филонова участвовал в подготовке иллюстраций к традиционному финскому эпосу «Калевала» (1932), проявил особенную склонность к портретистике.

Ленинградский период

С 1931 года работал на Ленфильме под руководством А.А. Арапова, был художником—постановщиком на съёмках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснёва («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934), Адольфа Минкина («Лунный камень», 1935), Эдуарда Иогансона («На отдыхе», 1936), Рафаила и Юрия Музыкантов («За советскую родину», 1937) и Александра Иванова («На границе», 1938).

Пережил блокаду Ленинграда, в 1943 году был эвакуирован в Казахстан и распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию страны), располагавшуюся там в годы войны. После окончания Великой Отечественной войны остался в Алма-Ате художником-постановщиком киностудии Казахфильм (с 1955 года — главным художником киностудии).

Был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова «Белая роза» (1943), «Дочь степей» (1954), «Поэма о любви» (1954) и «Перекрёсток» (1963), Ефима Арона «Золотой рог» (1948) и «Ботагоз» (1958), Павла Боголюбова «Девушка-джигит» (1955) и других.

С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии Казахфильм в Алма-Ате.

Послевоенное творчество Зальцмана связано прежде всего с двумя основными темами: серией графических реминисценций о еврейских местечках Бессарабии и портретистикой на основе современных ему казахских мотивов.

Изобразительные произведения

Графика и живопись Зальцмана находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, гравюрного кабинета Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея искусств народов Востока, Государственного музея искусств Казахстана и в частных коллекциях.

Литературное наследие

Писать стихи и прозу начал в 1930-х годах в Ленинграде под влиянием обэриутов. Публикации его литературного наследия, однако, появились лишь посмертно, в Израиле (где поселилась семья Зальцмана) и в России; книга избранных повестей, рассказов и стихотворений алма-атинского периода «Мадам Ф.» вышла в московском издательстве «Лира» в 2003 году.

Книги П.Я. Зальцмана

Калевала (с иллюстрациями Зальцмана и других). Academia: Ленинград, 1933.

Альбом (под редакцией Баян Барманкуловой). Онер: Алма-Ата, 1983.

Каталог персональной выставки. Караганда, 1983.

Альбом (под редакцией Баян Барманкуловой). Караганда, 1989.

Pawel Zaltsman. Katalog der Ausstellung im Maison des Vaches: IZBA Verlag: Бланкенхайм, 1998.

«Мадам Ф.» Лира: Москва, 2003.

Источник :biografia.kz

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға