Жаңалықтар

Tворчествa Джамбула

Жамбыл пел о подвиге Сарыбая в борьбе с врагами, битве славных батыров рода Шапрашты с кокандскими захватчиками. Его импровизация превратилась в историческое повествование, обнаружившее замечательный талант поэта широкого социального диапазона, живущего одними интересами с родным народом. Это было первое выступление акына перед большой аудиторией. Слушатели единодушно назвали его акыном, чей талант не уступает дарованию прославленного Суюнбая. Известные в степи акыны признали в Жамбыле равного, увидели в нём друга и соратника по поэтическому мастерству. Значительным событием в жизни Жамбыла, оставившим глубокий след в его творческой биографии, явилась встреча с акынами Шоже: «подобно руслу, вместившему в себе необъятное море поэзии», и Шашубаем, «вдохновенно исполнявшим прекрасные песни степей под аккомпанемент гармоники». Жамбыл долгое время не разлучался с ними. Он перенял у Шашубая песни многих сары-аркинских акынов, немало преданий об Асане-Кайгы – поэте и философе XV века. Именно предания об Асане-Кайгы вдохновили впоследствии Жамбыла на создание поэмы «Утеген-батыр», он назвал ее «Хикая», («хикаят» в Средней Азии занимательный сказ, рассказ о каком-нибудь событии.). Впервые она была записана в 1937 году и сейчас включена во все издания его произведений. В этой поэме описываются походы батыра Утегена, который бродит по свету в поисках лучшей земли и счастливой доли для своего народа. В творчестве Джамбула большое место занимает поэма «Суранши-батыр». Главная идея поэмы - борьба против порабощения и грабительства Коканда, дружба Суранши с русскими. Жамбыл в образной, обобщенной форме показал в ней борьбу казахского народа против кокандских полчищ в 50-60-х годах XIX века. В основном акын останавливается на одном эпизоде нашествие кокандцев. И в этой поэме описанные события в полной мере соответствует историческим данным. Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу когда он находился на джайляу. Через несколько дней он сел на коня, чтобы вернуться в район Май-Тюбе. Как рассказывает Сабит Муканов, Жамбыл подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И.В. Сталина 3 июля 1941 года. Перед репродуктором собрались все родственники Жамбыла. В эту же ночь Жамбыл сложил песню: «В час, когда зовёт Сталин». Эта песня сердечно и взволнованно выражала все те чувства тревоги советских людей за свою родину, патриотическую готовность встать на ее защиту. Несколько своих лучших песен в эти годы Жамбыл сложил о Москве и Ленинграде. Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентября 1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города. Жамбыл говорил: Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! Мне в струе степного ручья Виден отблеск невской струи. Если вдоль снеговых хребтов Взором старческим я скользну, - Вижу своды ваших мостов, Зорь балтийских голубизну, Фонарей вечерних рой, Золоченых крыш острия… Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков. В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом. Его произведения, изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира. Умер Жамбыл 22 июня 1945 года всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея.   Источник:biografia.kz
26.07.2013 15:48 3307

Жамбыл пел о подвиге Сарыбая в борьбе с врагами, битве славных батыров рода Шапрашты с кокандскими захватчиками. Его импровизация превратилась в историческое повествование, обнаружившее замечательный талант поэта широкого социального диапазона, живущего одними интересами с родным народом. Это было первое выступление акына перед большой аудиторией. Слушатели единодушно назвали его акыном, чей талант не уступает дарованию прославленного Суюнбая. Известные в степи акыны признали в Жамбыле равного, увидели в нём друга и соратника по поэтическому мастерству.

Значительным событием в жизни Жамбыла, оставившим глубокий след в его творческой биографии, явилась встреча с акынами Шоже: «подобно руслу, вместившему в себе необъятное море поэзии», и Шашубаем, «вдохновенно исполнявшим прекрасные песни степей под аккомпанемент гармоники». Жамбыл долгое время не разлучался с ними. Он перенял у Шашубая песни многих сары-аркинских акынов, немало преданий об Асане-Кайгы – поэте и философе XV века. Именно предания об Асане-Кайгы вдохновили впоследствии Жамбыла на создание поэмы «Утеген-батыр», он назвал ее «Хикая», («хикаят» в Средней Азии занимательный сказ, рассказ о каком-нибудь событии.). Впервые она была записана в 1937 году и сейчас включена во все издания его произведений. В этой поэме описываются походы батыра Утегена, который бродит по свету в поисках лучшей земли и счастливой доли для своего народа.

В творчестве Джамбула большое место занимает поэма «Суранши-батыр». Главная идея поэмы - борьба против порабощения и грабительства Коканда, дружба Суранши с русскими. Жамбыл в образной, обобщенной форме показал в ней борьбу казахского народа против кокандских полчищ в 50-60-х годах XIX века. В основном акын останавливается на одном эпизоде нашествие кокандцев. И в этой поэме описанные события в полной мере соответствует историческим данным.

Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу когда он находился на джайляу. Через несколько дней он сел на коня, чтобы вернуться в район Май-Тюбе. Как рассказывает Сабит Муканов, Жамбыл подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И.В. Сталина 3 июля 1941 года. Перед репродуктором собрались все родственники Жамбыла. В эту же ночь Жамбыл сложил песню: «В час, когда зовёт Сталин». Эта песня сердечно и взволнованно выражала все те чувства тревоги советских людей за свою родину, патриотическую готовность встать на ее защиту. Несколько своих лучших песен в эти годы Жамбыл сложил о Москве и Ленинграде. Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентября 1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города. Жамбыл говорил:

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, -
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рой,
Золоченых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!


Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков. В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом. Его произведения, изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира. Умер Жамбыл 22 июня 1945 года всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея.

 
Источник:biografia.kz

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға