Жаңалықтар

Начальник красной юрты

Директор Центрального государственного музея Казахстана (1956 - 1972) Родилась Сара Есова(1903-1984) в семье рыбака, в ауле Кара-Шингель Теренузекского района Кызылординской области. Всего у Сатпая и Ажар Есовых было четверо детей — Сара, Ергалий, Марьям и Турсун. Семья была не очень зажиточной — две коровы, одна лошадь и один ослик, да и те не были собственностью только Сатпая.  Братья Дусейбай и Утегалий с семьями жили вместе с ним. И, думается, не от легкой жизни Сатпай Есов сначала был рыбаком в ауле Ит-Имген Казалинского уезда, затем дехканином, а затем, в 1909 году, перебрался вместе с семьей на станцию Соло-Тюбе Туркестанской железной дороги, где устроился работать приказчиком в маленькой бакалейной лавке у узбека Нарзуллы Раджийбаева.  Несмотря на тяготы жизни, Сатпай всегда верил только в лучшее. Оптимизм его в полной мере передался и дочери. А еще он был умным человеком и мечтал, чтобы его дети стали грамотными. Поэтому и определил их учиться, благо на станции оказалась школа — мектебе. Школу эту, кстати, организовали братья Раджийбаевы, у одного из которых и работал в лавке приказчиком Сатпай Есов. Так что не только о наживе думали люди. Учиться Сара пошла в возрасте семи лет и начальное образование получила именно в этой школе. А через пять лет, в 1915 году, ее везут в Оренбург, где она поступает в татарское женское училище Багбустан–ханум. Учится Сара легко, жадно, все схватывает на лету. И через четыре года получает звание (тогда это было именно звание) учителя начальной школы. На дворе уже стоит 1919 год. Сара Есова возвращается в родные края, в Ак-Мечеть, нынешнюю Кызылорду, где начинает работать в казахско-татарской школе. И в том же 1919 году вступает в ряды Коммунистического союза молодежи и активно включается в общественную жизнь молодой республики. Начальник красной юрты Начиная с 1919 года жизнь вокруг Сары кипит. Столько нужно успеть сделать! Время не ждет! Нужны интернаты и детские дома для бездомных детей! Нужно организовывать вечера по сбору средств для этих интернатов, проводить субботники, ехать в отдаленные аулы и ликвидировать безграмотность, разъяснять женщинам их права, бороться с такими пережитками прошлого, как многоженство и продажа малолетних девушек за калым, вести целенаправленную работу по раскрепощению женщины Востока! И все эти вопросы и задачи Саре нужно решать помимо основной работы в школе. Но она везде успевает вместе со своими подругами-комсомолками — Алмой Уразбаевой, Нагимой Арыковой, Мадиной Бегалиевой. Это потом, через много лет, их назовут пионерами женского движения в республике, которым поверили и за которыми пошли десятки, сотни тысяч казашек. Но сейчас ни Сара, ни ее товарищи об этом не думают. О славе они вообще не помышляют. Идет строительство новой жизни. И без них оно идти не должно. Так считает и соратник Сары — выдающийся общественный и комсомольский деятель, с именем которого связана, как известно, одна из ярчайших страниц становления автономной Туркестанской республики, Гани Муратбаев. Благодаря ему Сара немногим позже пришла в журналистику. Все они, активисты-комсомольцы того поколения, революцию восприняли не столько умом, сколько сердцем, жаждущим справедливости. Энергия в них кипела. И слова у них не расходились с делом. Специально для женщин из кочевых районов молодые активисты создавали Красные юрты, где объясняли женщинам их новую роль в новой жизни. Посещали юрты, конечно, не только женщины, но и дети, и мужчины. Штаб обычно состоял из трех человек — заведующего юртой, который занимался ликвидацией неграмотности, медицинского работника (обычно это была акушерка) и человека, хорошего разбиравшегося в правовых вопросах. Красные юрты приобрели большую популярность. Так, только в одной Актюбинской губернии через юрту за 9 месяцев кочевья прошло 1 170 казашек. В Красных юртах учили грамоте, читали вслух газеты, разъясняли новые порядки и законы, организовывали сельскохозяйственные, хоровые и драматические кружки, проводили лекции и беседы, слушали патефон, приглашали всех желающих посмотреть в микроскоп, выпускали так называемую степную газету. А первоначально в качестве основной приманки для скромных женщин аулов служили... швейные машинки. Ведь у каждой находилось что пришить, починить, и поэтому, узнав, что в юрте обязательно есть машинка, женщины выстраивались в очередь. После вступления в 1920 году в партию, Сара Есова вместе с Гани Муратбаевым работает в ЦК комсомола Туркестана, в аппарате ЦК компартии Туркестана, откуда осенью 1922 года ее направляют в Джетысу заведующей областным женотделом Джетысуского обкома компартии для работы среди мусульманских девушек. Проходили многолюдные митинги, демонстрации, собрания. Главной целью было вовлечь женщин во все сферы производственной жизни. Политическую и культурно-просветительскую деятельность среди женщин проводили «путем массовой организации школ, открытия клубов, библиотек, народных домов и т. д., широкого вовлечения восточных женщин в экономическое строительство». Во всей этой работе активно участвовала Сара Есова. В 1923 году Сару назначают ответственным редактором (была такая должность) газеты «Тльчи» — органа Джетысуского обкома партии, которая выходила на арабском языке, а через два года она становится редактором журнала «Аель — Тендиги» — органа Казкрайкома ВКП(б). В феврале 1929 года краевой съезд работников просвещения избирает Сару Есову председателем центрального правления Союза работников просвещения (ЦП рабпрос), где она работает до октября 1932 года. В том же году постановлением Казкрайкома ВКП(б) ее направляют на учебу в институт марксизма-ленинизма на историко-партийное отделение. Учится Сара легко, с удовольствием, несмотря на то, что уже замужем и ждет второго ребенка. Кстати, еще в институте в 1935 году ее награждают значком «XV лет Казахстана» за долголетнюю работу в области раскрепощения женщин и за отличную учебу. Она получает специальность преподавателя истории народов СССР и идет работать заведующей кафедрой всеобщей истории Казахского педагогического института (ныне Алматинского государственного университета им. Абая). У нее замечательный и известный муж — Ураз Исаев, председатель Совнаркома Казахской ССР (если по-современному, то глава Правительства), и двое замечательных сыновей.
26.07.2013 12:51 6652

Директор Центрального государственного музея Казахстана (1956 - 1972)

Родилась Сара Есова(1903-1984) в семье рыбака, в ауле Кара-Шингель Теренузекского района Кызылординской области. Всего у Сатпая и Ажар Есовых было четверо детей — Сара, Ергалий, Марьям и Турсун. Семья была не очень зажиточной — две коровы, одна лошадь и один ослик, да и те не были собственностью только Сатпая. 

Братья Дусейбай и Утегалий с семьями жили вместе с ним. И, думается, не от легкой жизни Сатпай Есов сначала был рыбаком в ауле Ит-Имген Казалинского уезда, затем дехканином, а затем, в 1909 году, перебрался вместе с семьей на станцию Соло-Тюбе Туркестанской железной дороги, где устроился работать приказчиком в маленькой бакалейной лавке у узбека Нарзуллы Раджийбаева. 

Несмотря на тяготы жизни, Сатпай всегда верил только в лучшее. Оптимизм его в полной мере передался и дочери. А еще он был умным человеком и мечтал, чтобы его дети стали грамотными. Поэтому и определил их учиться, благо на станции оказалась школа — мектебе. Школу эту, кстати, организовали братья Раджийбаевы, у одного из которых и работал в лавке приказчиком Сатпай Есов. Так что не только о наживе думали люди.

Учиться Сара пошла в возрасте семи лет и начальное образование получила именно в этой школе. А через пять лет, в 1915 году, ее везут в Оренбург, где она поступает в татарское женское училище Багбустан–ханум. Учится Сара легко, жадно, все схватывает на лету. И через четыре года получает звание (тогда это было именно звание) учителя начальной школы. На дворе уже стоит 1919 год. Сара Есова возвращается в родные края, в Ак-Мечеть, нынешнюю Кызылорду, где начинает работать в казахско-татарской школе. И в том же 1919 году вступает в ряды Коммунистического союза молодежи и активно включается в общественную жизнь молодой республики.

Начальник красной юрты

Начиная с 1919 года жизнь вокруг Сары кипит. Столько нужно успеть сделать! Время не ждет! Нужны интернаты и детские дома для бездомных детей! Нужно организовывать вечера по сбору средств для этих интернатов, проводить субботники, ехать в отдаленные аулы и ликвидировать безграмотность, разъяснять женщинам их права, бороться с такими пережитками прошлого, как многоженство и продажа малолетних девушек за калым, вести целенаправленную работу по раскрепощению женщины Востока! И все эти вопросы и задачи Саре нужно решать помимо основной работы в школе. Но она везде успевает вместе со своими подругами-комсомолками — Алмой Уразбаевой, Нагимой Арыковой, Мадиной Бегалиевой. Это потом, через много лет, их назовут пионерами женского движения в республике, которым поверили и за которыми пошли десятки, сотни тысяч казашек.

Но сейчас ни Сара, ни ее товарищи об этом не думают. О славе они вообще не помышляют. Идет строительство новой жизни. И без них оно идти не должно. Так считает и соратник Сары — выдающийся общественный и комсомольский деятель, с именем которого связана, как известно, одна из ярчайших страниц становления автономной Туркестанской республики, Гани Муратбаев. Благодаря ему Сара немногим позже пришла в журналистику. Все они, активисты-комсомольцы того поколения, революцию восприняли не столько умом, сколько сердцем, жаждущим справедливости. Энергия в них кипела. И слова у них не расходились с делом. Специально для женщин из кочевых районов молодые активисты создавали Красные юрты, где объясняли женщинам их новую роль в новой жизни. Посещали юрты, конечно, не только женщины, но и дети, и мужчины.

Штаб обычно состоял из трех человек — заведующего юртой, который занимался ликвидацией неграмотности, медицинского работника (обычно это была акушерка) и человека, хорошего разбиравшегося в правовых вопросах. Красные юрты приобрели большую популярность. Так, только в одной Актюбинской губернии через юрту за 9 месяцев кочевья прошло 1 170 казашек.

В Красных юртах учили грамоте, читали вслух газеты, разъясняли новые порядки и законы, организовывали сельскохозяйственные, хоровые и драматические кружки, проводили лекции и беседы, слушали патефон, приглашали всех желающих посмотреть в микроскоп, выпускали так называемую степную газету. А первоначально в качестве основной приманки для скромных женщин аулов служили... швейные машинки. Ведь у каждой находилось что пришить, починить, и поэтому, узнав, что в юрте обязательно есть машинка, женщины выстраивались в очередь.

После вступления в 1920 году в партию, Сара Есова вместе с Гани Муратбаевым работает в ЦК комсомола Туркестана, в аппарате ЦК компартии Туркестана, откуда осенью 1922 года ее направляют в Джетысу заведующей областным женотделом Джетысуского обкома компартии для работы среди мусульманских девушек. Проходили многолюдные митинги, демонстрации, собрания. Главной целью было вовлечь женщин во все сферы производственной жизни. Политическую и культурно-просветительскую деятельность среди женщин проводили «путем массовой организации школ, открытия клубов, библиотек, народных домов и т. д., широкого вовлечения восточных женщин в экономическое строительство». Во всей этой работе активно участвовала Сара Есова.

В 1923 году Сару назначают ответственным редактором (была такая должность) газеты «Тльчи» — органа Джетысуского обкома партии, которая выходила на арабском языке, а через два года она становится редактором журнала «Аель — Тендиги» — органа Казкрайкома ВКП(б). В феврале 1929 года краевой съезд работников просвещения избирает Сару Есову председателем центрального правления Союза работников просвещения (ЦП рабпрос), где она работает до октября 1932 года. В том же году постановлением Казкрайкома ВКП(б) ее направляют на учебу в институт марксизма-ленинизма на историко-партийное отделение. Учится Сара легко, с удовольствием, несмотря на то, что уже замужем и ждет второго ребенка. Кстати, еще в институте в 1935 году ее награждают значком «XV лет Казахстана» за долголетнюю работу в области раскрепощения женщин и за отличную учебу. Она получает специальность преподавателя истории народов СССР и идет работать заведующей кафедрой всеобщей истории Казахского педагогического института (ныне Алматинского государственного университета им. Абая). У нее замечательный и известный муж — Ураз Исаев, председатель Совнаркома Казахской ССР (если по-современному, то глава Правительства), и двое замечательных сыновей.

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға