Работа
Тонкий юмор
Тогда Тулеген тесно общался с архитекторами. Председателем был Молдагар Мендешевич Мендикулов. Он – человек в возрасте, а его заместители – все молодые ребята. Поэтому они гурьбой вечером приходили к Тулегену, – кстати, все его звали ласково Туляш, – и в его маленькой мастерской и беседовали, и рисовали, и засиживались допоздна. Короче, он там работал творчески. И естественно, преподавал в училище.
Однажды он выполнял большую работу, в размере, для которой ему выделили помещение в корпусе еще недостроенной киностудии. Он делал модель в глине. И когда он закончил ее, пригласили Димаша Ахмедовича Кунаева. Начали расспрашивать, видимо, и о бытовых условиях Тулегена. Друзья-архитекторы и говорят: “Да он живет в туалете художественного училища” (смеется). Ну, потом пояснили, что это – подсобная комната и т.д. И тогда сразу Кунаев распорядился выделить ему квартиру.
До этого приехала после учебы Оля, я им выделил комнату с деревянным полом, а потом они уже переехали в эту, двухкомнатную. И часто приглашали в гости. Там все художники бывали, все друзья. Там у них родился первый сын. Они назвали его Санжар. В честь Джандосова или даже Асфендиярова. Я знал последнего, почитал его, они в свое время с моим отцом вместе работали в Академии наук, в институте.
Работа
Тулеген был профессионалом в своем деле – в полном смысле этого слова. И конечно, у него пошли работы. Его Чокану присудили первое место на конкурсе. Но у Наурзбаева был уже готовый памятник, и в Алма-Ате поставили его. А работу Тулегена отправили в Кокшетау. Но я думаю, что это было правильное решение, потому что Кокшетау – родина Валиханова, родина самого Толеша. Недавно по телевизору показывали – просто замечательно!
Конечно, он был очень перегружен, много заказов, проектов. Он сделал памятники Алиби Джангильдину и Мухтуру Ауэзову для Алма-Аты и для многих других городов.
Газизе нашей он сделал надгробный памятник. Живой, теплый, замечательный памятник получился.
В стенах училища
У нас в училище Тулеген преподавал скульптуру. Мне нравилось, что он был всегда очень четкий. На занятиях рисунком он любил, чтобы все было точно на местах, чтобы натура была верно поставлена, все очень четко объяснял и требовал, чтобы другие так делали. Его избрали председателем художественного фонда Союза художников Казахстана. Много поездок, много командировок, обязанностей. Некоторые в училище жаловались, что он “числится, но отсутствует, а мы вот работаем”. Ну что ж… Он проконсультирует своих учащихся, и этого хватает до его следующего приезда. И он не один так у нас работал: и Семизаров, и Сулеев – главные художники Оперного и ТЮЗа. И замечательные были у нас тогда выпуски.
Тулеген был очень трудолюбивый, неунывающий, компанейский парень. Еще до Ленинграда он спортивной гимнастикой занимался, в Алма-Ате выступал, был разрядником, а в Академии, кажется, мастером стал. Всегда он был душой коллектива. Все его уважали, любили, с ним всем было хорошо!
Бывало, мы снимали автобус, сажали ребят – спортивные команды волейболистов, футболистов. Выезжали в горы, и на речку, и во Фрунзе – там и с Чокморовым встречались. Он, оказывается, в общежитии Ленинградской Академии художеств жил в одной комнате с нашим Мухтаром Калимовым. И на Иссык-Куле мы бывали вместе, и они к нам приезжали.
Толеш тоже, когда уже не работал в училище, у нас бывал часто с гостями из Москвы.
Источник http://biografia.kz/famous/1665#ixzz2a2s6GINd