Историческая справка. Великий Шёлковый путь в эпоху Хань. Великий Шёлковый путь в эпоху Тан
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
"Великий Шёлковый путь" - термин, впервые введенный в 1870 году немецким географом Карлом фон Рихтгофеном для обозначения системы торговых караванных путей, связывавших (со 2 в. до н.э. до 16 в. н.э.) главные культурно-хозяйственные регионы Евразии: Китай, Центральную Азию, Индию, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье и Европу.
Идея проложить первый маршрут для доставки китайского шёлка на запад принадлежала императору династии Хань Лю Чэ (140-87 гг. до н.э.), известному под именем У-ди ("Государь-Воин"). Однако направление маршрутов Великого Шёлкового пути не было постоянным. Оно менялось в связи с изменениями политической обстановки в Центральной Азии и под влиянием климатических факторов.
ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ В ЭПОХУ ХАНЬ
В период царствования династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) Великий Шёлковый путь, начинаясь в центральных районах Китая, проходил через Чанвань, доходил до Дуньхуана и раздваивался.
Северный путь шёл через Турфан вдоль Северных гор (Тянь-Шань) и реки Тарим до Шулэ (Кашгар), пересекал Цунлин (Памир) и через перевал Терекдаван вёл в Давань (Ферганская долина), страны Канцзюй (Среднеазиатское Междуречье) и Яньцай (район Приуралья и Нижней Волги), оканчиваясь в греческих колониях Причерноморья.
Функционировал также участок дороги от Лоуланя (район озера Лобнор) до Кашгара, получивший название "Средний путь".
Южный путь проходил через Шаньшань (район озера Лобнор) вдоль северного склона Южных гор (Куньлунь) до Шачэ (Яркенд). Из Яркенда дорога вела в Ташкурган и Вахан. В Вахане маршрут раздваивался. Первый шёл в Баграм, Бактру (Балх), Мерв, через парфянскую столицу Гекатомпил и Эктабану в Ктесифон-на-Тигре, проходил по древней ахеменидской дороге через Северную Месопотамию в Сирию и Антиохию. После усиления Пальмиры во 2-3 вв. дорога шла через Сирийскую пустыню и, проходя Пальмиру, заканчивалась в Дамаске. Второй путь из Вахана на юг проходил через Гильгит и Кашмир в Гандхару, заканчиваясь на берегу Индийского океана в Барбариконе (устье Инда) и Бригазе (Бхарош).
Своего расцвета Великий Шёлковый путь достиг во времена правления династии Тан (618-907 гг.). В этот период экономические и культурные связи народов Евразии осуществлялись по трём дорогам.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ В ЭПОХУ ТАН
Северная дорога из Чу (Хами) проходила мимо озера Пулей (Баркуль), земли теле, ставки тюркского каганата (близ озера Иссык-Куль), шла через низовья Волги до Северного Кавказа, страны Фулинь (Византия) и Западного (Средиземного) моря.
Средняя дорога вела из Гаочана (Турфан) через Яньчи (Карашар), Цыцы (Куча), Теле, Цунлин (Памир), страны Цао (Кабудан), Хэ (Ура-Тюбе), Большое и Малое Ань (Бухара, Самарканд), Му (Мерв), доходила до Босы (сасанидский Иран) и Западного моря.
Южная дорога из Шаньшаня (район озера Лобнор) шла через Юйтянь (Хотан), Чжуцзюйбо (Каргалык), Хэбаньто (Тале-Курган), Цунлин (Памир), Хуми (Вахан), Тохоло (Тохаристан), Еда (Эфталиты), Фанье (Бамиан), Цао (Газни), вела в Боломэн (Северо-западная Индия) и достигала Западного моря. В 7-8 вв. сухопутные маршруты Великого Шёлкового пути дополняли пути морского сообщения.
В 14 веке в связи с развитием мореходства значение Великого Шёлкового пути упало.