Древние городища Жамбылской области

О сакральных объектах региона вошедших в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Жамбылская область – один из самых сакральных регионов республики, земли которого хранят множество интересных артефактов давно минувших эпох. Конечно главная гордость региона - городище древний Тараз, который в период XV - начала XVIII веков был столицей Казахского ханства, однако после разрушенный джунгарскими войсками. Сегодня территория городища представлена большим музеем, в залах которого можно увидеть тысячи ценных экспонатов, достоверно рассказывающих о жизни, быте и чаяниях средневековых жителей.  

Однако помимо известного Тараза, на этой территории есть не менее значимые для истории места и объекты, это сакральные памятники и другие древние городища. В 2016 году сразу пять сакральных объектов Жамбылской области вошли в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них городище Костобе, Орнек, Актобе, Кулан, и Акыртас. С этого же года началось изучение и реставрация этих объектов. Портал El.kz предлагает вам ознакомиться с этими уникальными архитектурными шедеврами древних времен.

Сакральный комплекс Акыртас

На территории региона особенно выделяется одно культовое сооружение находящиеся в долине реки Шу, его называют комплекс дворцов Акыртас. По словам археологов, в свое время он имел очень важное сакральное и культовое значение и был местом, где проводились различные ритуалы. Расстояние от областного центра до древних дворцовых сооружений не более сорока километров, поэтому добраться из города для любого путешественника проблемой не будет.

Акыртас представляет собой масштабное сооружение квадратной формы, построенное из красного камня. Все величие, грандиозность и сложность формы древней постройки можно оценить с высоты птичьего полета. Активное исследование древнего комплекса началось полтора века назад. В середине XIX века во время одной из экспедиций, которые часто снаряжались на территорию Казахстана, русский писатель, этнограф и художник Михаил Знаменский находясь здесь подробно зарисовал и описал руины Акыртас.

На фото: комплекс Акыртас.

Известные востоковеды, краеведы, тюркологи и археологи конца XIX–ХХ веков Петр Лерх, Василий Бартольд и другие написали множество трудов о попытках разгадать тайны дворцового комплекса. Ученые предполагали, что Акыртас – это древний населенный пункт, средневековый город Карлукского каганата - Касрибас, который лежал на Великом шелковом пути. Примечательно, что об этом свидетельствуют путевые записи иранского географа Абу-ль-Касим ибн Хордабеха жившего в IX веке, и который вел подробный список городов, находившихся на торговых путях от Тараза до Кулана. Кроме того, веком ранее о странном огромном каменном сооружении писал даосский монах Чан-Чунь. Однако современные археологические исследования были начаты в начале 90-х годов учеными в составе экспедиции, которой руководил профессор Карл Байпаков. По результатам своих исследований археологи сделали вывод что Акыртас – это дворцовое крепостное сооружение раннесредневекового периода. Благодаря тщательному изучению сооружения, археологами Южного Казахстана было установлено из каких главных объектов состоит Акыртас. В первую очередь это сам дворцовый комплекс размером 162x138 метров, имеющий вид крепости, воздвигнутой из гигантских каменных блоков.  Стены укреплены округлыми трехметровыми башнями. Сам комплекс разбит на четыре части, в первой находилась мечеть и другие хозяйственные помещения, во второй – располагались три айвана (сводчатые залы, ведущие во внутренний дворик и предназначенные для приема гостей во дворцах и других культовых сооружениях), здесь же находились жилые помещения. В третьей и четвертой частях находись также жилые помещения и комнатах для других хозяйственных нужд. 

Недалеко от дворца в северной части находилась так называемая загородная усадьба. Она состояла из целого комплекса жилых построек. Каждый комплекс имел внушительные размеры и занимал площадь более двух гектаров.  Усадьба состояла из жилого дома, двора с хаузом («хауз» - искусственный водоём с питьевой водой обычно строился при мечетях, городских площадях и садах). В общем таких усадеб было около 12, на северной и южной сторонах дворцового комплекса. Также с южной стороны археологами был раскопан караван-сарай (большое общественное строение, носившее функции стоянки для путешественников и торговых караванов).

Примерно в километре от дворцового комплекса располагался замок вместе с небольшой крепостью. Строения были выполнены из глиняного кирпича. Замок имел высоту более трех метров. Судя по методам, которые использовали мастера-строители постройки датируются VIII-IX веками нашей эры.  Помимо выше указанных монументальных построек в ансамбль Акыртас входили: сад, окружённый стенами, каменоломня, зона где непосредственно проходил обжиг сырца (здесь были найдены остатки печей, шлак и куски кирпича). В северной части комплекса располагалась система водоснабжения, которая представлена двумя водохранилищами. Именно из этих резервуаров жители домов получали воду.  Глубина одного из резервуаров не превышала двух метров, как правило он имел квадратную форму с длинной одной сторон 40 метров. Были на территории Акыртас и сооружения специфического назначения, одно из таких - смотровая вышка. Средневековье – время жестоких набегов и завоеваний поэтому для любого города и крупного жилого сооружения было просто необходимо иметь дозорные башни. Башня находилась на одной из вершин и была сложена из обычных камней. Как правило такие укрепления имели отведенные места для костра, который и оповещал всех жителей о надвигающейся угрозе. 

Археологический комплекс - Городище Кулан

На территории Жамбылской области находится еще один исторически важный объект – городище Кулан. Сегодня это целый археологический комплекс. История Кулана насыщена всевозможными судьбоносными событиями. Средневековый город Кулан упоминался еще в китайских источниках, датируемых VII веками. Также веком позже о городе писали арабские путешественники и географы. Они сообщали, что город располагался на оживленной трассе Великого шелкового пути. Один из географов отмечал что город находится на Таразской дороге этот, имеет укрепление и мечеть.  Несколько исторических событий были связаны с этим городом. Одно из них – убийство кагана Ашина Сыня. Это произошло в середине VIII века. Событие привлекло большое внимание так как Ашина был последним западнотюркским каганом. А уже в середине IX века к городу подошли арабы.

Впервые ученые археологи начали проводить раскопки на территории Кулана в середине 30-х годов 20 века. Возглавил исследовательскую экспедицию советский археолог и востоковед, профессор из Ленинградского университета Александр Бернштам. Исследования показали, что первые оседлые жители на данной территории появились очень давно предположительно в I веке нашей эры. После в 60-е годы исследованием городища занимались казахстанские ученые. С середины 80-х памятник истории был исследован экспедицией под руководством Карла Байпакова. На воссозданной карте городища был обозначен шахристан («шахристан» - часть иранского или среднеазиатского города, которая обычно находилась внутри стен города, но при этом снаружи цитадели), также учеными были выделены цитадель и следы неукрепленного рабада («рабад» - окраина, торгово-промышленное предместье с восточной стороны). Вокруг городище было обнесено неглубоким рвом примерно около метра, но ров был довольно широким. Помимо этого, рядом с гордом находился сельский округ, окруженный валом он примыкал прямо к нему. Сельская округа занимала довольно внушительную площадь – более 12 квадратных километров.

На фото: городище Кулан с высоты птичьего полета.

В результате раскопок археологи выделили несколько так называемых культурных слоев. Первый и самый ранний датирован примерно VII-VIII веками, второй - IX-X веками и третий – самый поздний XI-XII веками соответственно. Одна из интереснейших находок ученых на этой территории – дворец правителя карлуков («карлуки» - древнее тюркское племя огузского происхождения, племенной союз в Средней Азии населяющий территории в период VIII - XV веков). Археологи отмечают весьма своеобразный и даже уникальный архитектурный стиль этого сооружения. Первое что бросилось в глаза историкам так это материал из которого был выстроен дворец. Если ранее на средневековых раскопках обычно находили плоскую или резную терракотовую плитку, то в случае с комплексом Кулан, были найдены разнообразные сырцовые («сырец» - необожжённый глиняный кирпич) узорные кирпичи. Кроме того, здесь была собрана внушительная коллекция домашней керамики, от кувшинов до дастарханов. По словам археологов, такие находки говорят о том, что этот город во время своего расцвета был важным торговым и ремесленным центром.  

Начиная с 2015 года цитадели городища были обследованы учеными «Казахского научно-исследовательского института культуры», возглавлял эту работу ученый-археолог Серик Акылбек. Во время исследования дворцовых комнат ученые пришли к выводу, что эти помещения использовались в карлукский период и в свое время в них даже проводился ремонт и перепланировка.

Древний город Баласагун

Баласагун или как его называют археологи – Актобе-Степнинское находится сразу на двух берегах небольшой маловодной реки Аксу, которая берет свое начало в ледниках Джунгасркого Алатау. Территория Баласагуна относится к Чуйскому району, а в нескольких километрах расположено и само село Актобе. Первым об этом городище писал все тот же русский востоковед Василий Бартольд. Ученый охарактеризовал Баласагун как сооружение которое полностью состоит из жженного кирпича и при этом находится в местности, которая практически не изучена географами и топографами современности. Узнав о загадочных руинах, находящихся на берегах реки Аксу, исследователь сразу отправился в низовья реки чтобы изучить древние останки.

В советское время начиная с 40-х годов по 1980-е памятник исследовали такие ученые как Героним Пацевич, П. Кожемяко, археологи Уахит Шалекенов и Кемаль Акишев. Историки установили, что культурный слой Баласагуна имеет толщину более девяти метров и датируется VI – XIII веками. Городище, как и положено имело множество жилых домов и небольших дворов различной площади, которые входили в усадьбы. Во время раскопок городища археологами были найдены бронзовые монеты, а также посуда и оружие. Все это находилось во дворцовом комплексе Баласагуна. Также город имел дворцовые площади, бани, ремесленные центры, рабады, а также собственные винодельни.

На фото: Актобе Баласагун вид с высоты.

Баласагун как и другие городища того периода состоял из шахристанов, цитаделей, городской округи, земляных насыпей, которые использовались в качестве укреплений на сторожевой линии. Казахстанские ученые определили, что средневековый город Балсагун продолжительное время был главным городом государства караханидов (караханиды - тюркская династия в Центральной Азии правящая в период X-XII веков). Именно здесь была сосредоточена вся научная, духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь всего континента. О чем говорят великие ученые, которые жили и занимались наукой в этом городе такие как Кашгари и Баласагуни.  

Древний город Орнек

Орнек находится рядом с одноименным селом на берегу сразу двух небольших рек Шыбынды и Алтын-су. В середине 80-годов здесь проводили исследования казахстанские археологи во главе с Карлом Байпаковым. Далее раскопки городища ученые продолжали с начала 90-х по 2000-е годы. Центр городища имеет четырехугольную форму, углы которой направлены по всем сторонам света. С учетом земляной насыпи, то есть вала, центр имеет размеры 155×160 метров. При этом сама насыпь в высоту достигает пяти метров.

Также археологи наши место, где предположительно в X веке располагалась мечеть. Недалеко от храма был раскопан жилой дом общей площадью более 50 квадратных метров. Внутри были найдены керамика и стеклянные изделия. Находки также определены X–XIII веками. Были найдены и постройки выстроенные в разный период времени. Более поздняя из которых – предположительно была богатым мавзолеем, в котором проводили коллективные погребения. При этом усопших клали в слепы сделанные из кирпича-сырца. По предположениям археологов на нижнем слое под мавзолеем находилась мастерская, в которой изготавливали керамическую посуди и другие изделия из глины. Об этом свидетельствует большое количество найденной разбитой домашней керамики под мавзолеем.  

Вся собранная информация и артефакты на это местности дают возможность учёным полагать что это был город с довольно развитой инфраструктурой. Здесь активно культивировались различные ремесла, был развита религиозная жизнь (о чем свидетельствуют остатки соборной мечети), к тому Орнек был очень хорошо укреплён стенами и земляными валами.  Если верить источникам арабских географов IX века, предположительно Орнек – может быть средневековым городом Кульшубом которым владели крупные карлукские землевладельцы. Предположительно это была ставка одного из феодалов того времени. Ранее на этом месте возможно располагались богатые пастбища, на которых в последующем начла складываться оседлая жизнь. Сперва это были небольшие поселения, в будущем на которых и была возведена ставка. Исходя из выше перечисленных фактов, на примере этого городища можно увидеть, как проходила кочевые племена переходили на осёдлость.

Древнее городище Костобе

Костобе (Двойной бугор) находится на правобережье реки Талас, на востоке от села Сарыкемер (Михайловка) Байзакского района Жамбылской области и по данным историков считается одним из самых больших во всей Таласской местности.

Археологи связывают это городище со средневековым городом Джамукат или Хамукат, который был основан бухарскими купцами еще в VI веке. В 1938 году городище исследовал советский археолог и востоковед Александр Бернштам. В ходе раскопок экспедицией были найдены монеты и керамические изделия периода VІ-ХІІ веков.  В середине 80-х годов ученые создали примерную карту городища, из которой ясно, что рядом с центральной частью города находилась сельская округа.

На фото: Костобе.

В городище также входили некрополи, и предположительно ритуальный храм.  Как и все города того времени Костобе был обнесен стенами с башнями на углах и широкими земляными валами. Рядом по предположениям археологов находилась усадьбы, от которых к сожалению, остались лишь небольшие холмы. В состав городища также входили цитадели, построенные в разный период. Здесь ученые выделяют дворец Костобе, строительство которого растянулось с VI по X века и состояло из двух этапов. Стены сооружения состоят из сырцового кирпича и пахсовых блоков («пахса» - битая глина, которую использовали в строительстве на территории в Средней Азии). Жилые помещения и хозяйственные постройки находились внутри крепостной стены.  Изнутри дворец был украшен элементами из гипса, покрытые различной росписью. По мнению ученых в некрополях хоронили в так называемых - наусах (погребальное сооружение из глины, кирпича или камня). Внутри этих объектов были найдены посуда, украшения из бронзы. Стоит отметить, что в найденных артефактах на территории Костобе ученые видят аналогии с кочевыми захоронениями кимаков на Иртыше.  

Также вам будет интересно прочитать:

Городище «Жайык» и таксайская принцесса

Всемирное наследие Тамгалы​

Бозок – бренд под открытым небом​

Отрар в деталях​

Бозок - перекресток эпох

Фото: из архива государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза».

#сакральный Казахстан #ЮНЕСКО #Жамбылская область #древний Тараз #Рухани жангыру

Похожие материалы