Отрар в деталях

О чем рассказывает выставка «Қамалы бекем, халқы қайсар - Отырар»?

В музеях Казахстана хранятся тысячи интересных и бесценных экспонатов, отражающих историю и культуру древних цивилизаций, населяющих степные территории. Наверняка, каждому жителю республики хотелось бы своими глазами увидеть старинные предметы быта, охоты и другие древнейшие артефакты, которые были изготовлены нашими предками. Но в силу того, что подобные музеи расположены порой очень далеко, не каждый казахстанец может отправиться в другую область, для того чтобы лично увидеть исторические находки.

Чтобы сделать музеи доступными для всех жителей страны, в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру» начали создаваться передвижные выставки. Одна из таких выставок открылась в Павлодаре и посвящена она 800-летию обороны древнего города Отрар. Разместились ценные экспонаты в областном историко-краеведческом музее имени Григория Потанина. Организатором этого знаменательного события выступил Отрарский государственный археологический музей-заповедник. Название выставки «Қамалы бекем, халқы қайсар - Отырар», она рассказывает об уникальной инфраструктуре и жителях древнего города. 

По словам сотрудника отрарского музея, всего было привезено 200 экспонатов, которые были обнаружены при раскопках города и ближайших к нему поселений.

Хранители музея отмечают, что каждый представленный здесь артефакт имеет огромное значение для истории казахского народа. Самые ранние из находок, датируются I-V веками нашей эры. В основном это глиняные необожженные сосуды, разнообразные крышки и декоративные украшения. Из Павлодара выставка отправилась в город Экибастуз и сейчас обосновалась там, далее все экспонаты будут представлены жителям Семея и Усть-Каменогорска.

История Отрара

Отрар, так назывался некогда могущественный средневековый город на востоке. Также он известен и тем, что здесь жил и творил выдающийся ученый-энциклопедист Абу Наср аль-Фараби. В нисбе ученого («нисб» - часть арабо-мусульманского имени, говорящая о генеалогической, этнической или социальной принадлежности человека, а также месте его рождения или проживания прим. авт.) заключено еще одно название города - Фараб, которое, по мнению ученых, является синонимом Отрара. Во время своего расцвета этот город был столицей крупного феодального владения на территории среднего течения реки Сырдарья.  После он получил статус главного города всего округа и в последствии стал самым крупным и влиятельным населенным пунктом на юге Казахстана. С XV до начала XVIII века город стал экономическим и политическим центром Казахского ханства. Однако уже к середине XVIII века он был разрушен джунгарскими набегами и представлял собой заброшенные развалины, которые сами жители называли Отрар-тобе.  

Арабские ученые средневековья среди которых были историки и географы в своих трудах писали об Отраре как о могущественном торгово-экономическом, культурном центре не только Казахстана, но и всей Центральной Азии.

Во многом свой авторитетный статус город получил благодаря очень выгодному географическому расположению. На этой территории были богатые пастбищные угодья и самое главное, доступ к пресной воде, следовательно, это было местом активных кочевий, а сам город считался опорной точкой для кочевников, где они могли отдыхать и запасаться продуктами. К тому же через Отрар проходили многие караванные пути. Из города следовала дорога в Тараз и Баласагун, которые находились на «Великом шелковом пути». Из Отрара вверх по Сырдарье шла трасса в город Шаш и Фергану. Через Кзыл-Кумы на юго-запад можно было попасть в Бухарский Согд, Мерв, Нишапур. На запад караваны шли в Хорезм, Поволжье, на Кавказ, Урал. Далее от гор Каратау начинались бескрайние степи Центрального Казахстана.

Как отмечал известный востоковед и советский археолог Александр Бернштам: «Трудно найти в Средней Азии более выгодное и одновременно более опасное географическое положение для города».

Отрар хоть и являлся главным городом в округе, но помимо него здесь были и другие населенные пункты. Около Отрара (или Фараба), располагались Бурух, Кедер, Весидж. Сейчас же вместо этих городищ и поселений, названия многих из них до нас не дошли, остались десятки оплывших руин, скрывающих в себе, архив материальной культуры прошлого.

На фото: место раскопок древнего Отрара.

Место развалин Отрара и памятники тех регионов привлекли внимания исследователей. Впервые в 1904 году была снята топография Отрара, проведена раскопка силами исследовательских организаций Туркестана. При этих раскопках нашли много посуды из глины. После Великой Октябрьской революции возникли условия для широкого изучения истории края. В 50-х годах здесь провела исследования и раскопки археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. Отраром специалисты не ограничились, проведя исследования и в селе Кок-Мардан на городище Куйры-ктобе, которые является остатками средневекового некрополя. Наиболее крупные раскопки проводились на самом Отраре, где были исследованы участки города, относящиеся к ХVІ-ХVІІ векам, также мечеть ХV века, бани ХІ века ремесленные мастерские и многие другие объекты. В результате раскопок был собран большой, во многом уникальный материал по городской застройке, жилищам, различным ремеслам, и в общем о развитии городской культуры на протяжении почти двух тысяч лет. С того момента древний город и памятники отрарского оазиса стали главными объектами исследований археологов.

Результаты исследований архитектуры и ландшафта города демонстрируют что это поселение очень схоже с другими средневековыми памятниками, которые были найдены на территории Казахстана и всей Средней Азии.

Главная часть городища имеет пятиугольную форму, и является холлом высотой более 17 метров. Общая площадь строений более 20 гектаров. По всему периметру были возведены стены, на которых находилась круглые башни, выступающие за периметр стены. Попасть в древний Отрар можно было с трех въездов, два из которых были расположены друг напротив друга. Ворота находились на северо-восточной, и в западной частях города. Основная улица делила город на две части и одновременно соединяла южные и северные ворота.

Раскопки древнего города ведутся на протяжении сорока лет. Именно труд ученых-археологов помогает лучше изучить древние эпохи. Благодаря этой непростой, длительной и очень кропотливой работе любой желающий может узнать об истории предков. 

Первые населенные пункты начали появляться на этой территории еще в I веке нашей эры, что намного раньше первых упоминаний в письменных источниках о городе Фараб.  

Артефакты города Отрар

При археологических раскопках наиболее часто встречаемые находки – глиняная посуда и другая домашняя утварь. Посуда делится на кухонную (котлы, горшки, крышки, сковороды, подставки), предназначенную для хранения продуктов и их транспортировки (хумы, хумчи, горшки, кувшины, крынки) и столовую (кувшины, кружки, чаши, блюда, тарелки). 

Водоносные кувшины имеют широкое короткое горла со слегка отогнутым наружу ромбическим в сечении венчиком. Тулова, то есть корпус, - с покатыми и обвислыми плечиками, дно – широкое, плоское. Корпус сосудов снаружи затирался пучком травы или мокрой тряпкой, после покрывался розовым, красноватым или коричневым ангобом (покрытие из жидкой глины), потеками и пятнами ангоба. Эта керамика дает представление о формах, используемых мастерами того времени. Декор посуды, связанный, в первую очередь, с приготовлением пищи, хранением запасов, во многом отражает символику, свидетельствующую о магических представлениях древних племен.

На фото: кувшин найденный на территории города.

В музейных коллекциях, представлены цедилки, имеющие определенное значение. В местностях Отрара, этот предмет дает понимание того, что в городе были виноградники, и эти приспособления использовали в качестве фильтра для виноградного сока. Такие цедилки нашли и в городе Баласагуне.

В 1980 годы в результате раскопок, археологи обнаружили несколько ценных для науки находок. В ходе раскопок в регионах Куйрык-тобе, Коныр-тобе, Пышакшы-тобе были найдены Сосанидские геммы (печати, вырезанные на камне) изображенные на ценных камнях. Всего было найдено четыре подобных печати. Две из них находятся в Алматинском археологическом институте, одно в музее Отрар, и это самый ценный экспонат. Печать сделана, из светло-желтого халцедона (минерал одна из разновидностей кварца), в форме оленя.  

Когда исследовали кладбища Отрара, Коныр-тобе, Кок-Мардан нашли керамические изделия. В Кок-Мардане в основном находили много украшений для женщин. Среди предметов женского декора в могилах были камни, металл, стеклянные бусы, серебряные или золотые с разноцветными камнями серьги, и другие изделия. Одна из любопытных находок - косметический инструмент для бровей изготовленный из графита и датируемый III-V веками. Также можно отметить доску с изображением сватовства в центральном крепостном зале, она была найдена в Куйрук-тобе. В материалах Согды и Усрушана встречается сходство дерева с орнаментом в Куйру-ктобе.

В первой половине VII-ІХ веков встречаются изделия из смешанной комплексной керамики. Исследователи подтвердили, что керамические изделия похожи на металл. Для окраски посуды добавляли слюду, она давала определенный цвет металлу. Это также послужило подтверждением, что кувшин принадлежит IV-V векам.

При раскопках найдено много дастарханов – глиняных круглых столиков, богато украшенных штампованным, резным и налепным орнаментом растительного, геометрического и зооморфного содержания. Здесь можно увидеть изображения птиц – павлинов, голубей, птиц с хохолками.

Стекольное ремесло

Зарождение стекольного ремесла в городах Южного Казахстана относится к раннему средневековью. Некоторым прямым подтверждением тому может служить свидетельство китайской династийной хроники «Бейши» 424 года нашей эры, где говорится о том, что жителей Средний Азии, торговавшие с Китаем, обучили варке и отливке разноцветных стекол, превосходивших образцы западных стран. Большая коллекция стеклянных предметов, собранная при археологических раскопках Куйрык-тобе, позволяет предполагать наличие местных стекольных мастерских. В ряду стеклянных сосудов из Куйрык-тобе: кувшин, кружка, графин, стакан, чаша, изделия, сфероконусы и другие экспонаты. Для их изготовления использовалось стекло зеленного цвета, малопузырчатое.

В стеклянных коллекциях были и колыбели-люльки, а именно горшки и трубочки для бесика, которые называли тубеками.  Тубеки – важная часть детской люльки, формы и размеры стеклянных тубеков были стандартными. Цилиндрический корпус, сужающийся к верху, переходит в широкий отогнутый под прямым углом венчик, закраина которого имеет петлевидный загиб внутрь. Цвет стекла - разнообразный: от голубого прозрачного до темно-синего и черного. В коллекции музея имеется несколько целых изделий, разные по размерам и цвету. Многие изготавливались способом выдувания в форму, в результате которого на стенках образовывался «бликующий» узор в виде пчелиных сот, ромбов, шестиугольных сеток и кружочков.  

 

На фото: изделия из стекла найденные на раскопках древнего города.

Во время раскопок были найдены и крышки различных размеров: от небольших, диаметром 10-12 сантиметров, до крупных, диаметром 25-30 сантиметров, есть крышки с петлевидной ручкой в центре или сбоку, и овальным отверстием. Они богато украшались резным, налепным и штампованным орнаментом растительного, геометрического и реже зооморфного характера. Отдельные элементы складываются в композиции вихревой розетки, спирали. Ручки сферических крышек делались в виде конических выступов, сплошь обрамленных налепными гофрированными бусинами или шишечками в виде голов барана, выполненных реалистично или схематически. Также были изображены головы птиц – фазана и петуха. 

В серии ручек, выполненных в виде животных, выделяется одна, найденная на Отраре в слое стратиграфического шурфа (горная выработка для разведки) Х-ХІІ веков. Передняя часть головы барана имеет высоту 7,5 сантиметров и изготовлена из плотной розовой глины равномерного обжига.

На фото: фрагменты изделий выполненных в форме животных.

Керамика древнего Отрара

В ХІ – начале ХІІІ веках городская культура достигает своего наивысшего расцвета. В это время появляется и получает широкое распространение керамика, покрытая глазурью. К разукрашенным керамическим посудам, найденным археологами, относятся кружка, графин, чаша, блюдце и светильники. К этим изделиям относятся более давние виды керамики, имеющие черные, красные, зеленые, коричневые цвета и обвальные надписи.

Основные орнаменты составляют одну из пяти частей посуды, обычно шейка посуды составляет около 3 сантиметров. На них нанесены надписи арабскими буквами и керамическим курсивом. Обычно посуда того времени не имеет рисунков и украшений, только в середине есть круглые пятна, скрутки, запятые.

Была найдена и другая посуда с арабскими надписями, с треугольными, четырехугольными композициями, с изображениями цветов.

В промежутке XIII-XV веков производство керамики концентрировалось в рабаде, шахристана и близлежащие города Мыншукыр, Коныртобе, мастерские под названием «Обертки Кувшинчиков» находились в 250 метрах от центра Отрара на Юго-Востоке.

На фото: керамика древнего города. 

По мнению археолога Карла Байпакова проводящего раскопки, мастерские нижнего этажа относятся ко второй половине XIII века и к первой половине XIV века, а верхние этажи ко второй половине XIV века, и к началу XV века. Если же говорить об инструментах керамистов Отрара, то они использовали колодки, подставки и различные точила.

Здесь найдено много изделий сделанных руками мастеров. Самыми интересными экспонатами из этих предметов можно назвать плавленые пиалушки. Под воздействием высокой температуры пиалушки плавили. Внутри этой посуды есть орнаменты в виде цветов. К сожалению верхняя часть экспоната была сломана.

Поливная керамика XV – начала XVI веков: чаши, миски, блюда, тарелки покрыты прозрачной глазурью с окраской в различных оттенках голубого и синего, реже зеленого цветов. Моно и полихромные росписи выполнены коричневой, марганцевой, фиолетовой, черной и реже, красной красками. Привлекательны изделия, у которых внутренняя полость расписана красками одного цвета, а внешняя – двумя. Много посуды с росписью синим (кобальт), в чем прослеживается подражание фарфоровым изделиям Китая. Росписи носят геометрический (крест, ромб, сетка), растительный эпиграфический характер. Большим разнообразием отличается растительный орнамент: стилизованные растительные побеги, завитки и вполне реалистически выполненные «ботанические мотивы» - рисунки растений, цветов (лилия, нарцисс, шиповник). В композициях с кустами и деревьями эпиграфический орнамент передан в уникальной стилизации. В оформлении чаш, блюд иногда сочетаются элементы различных видов орнамента.

Керамика Отрара ХV-ХVІ веков имеет много общего с керамикой Ташкента, Самарканда, Ургенча, Бухары. Однако местные самобытные признаки превалируют, в частности, использование в качестве узора тамгообразных знаков, помещаемых в центре чаш. Возможно, мастера, делавшие посуду, ставили свой родовой знак или просто метку, а может быть, знак принадлежал крупным феодалам, которые могли владеть ремесленными мастерскими города.

На внутренней поверхности чаши изображены розетки в виде бутонов хлопка, оплетенных растительными побегами, дно сплошь заполнено спиралями, а в самом центре помещен стилизованный цветок. Изделия гончаров древнего города представляют для науки ценный материал, позволяющий глубже понять духовный мир наших предков, род их занятий, вкусы, художественное восприятие.

В истории развития промышленности Отрара наблюдаются два этапа. Первый этап начался в ХІІІ веке, и закончился в XV веке. А второй этап был датирован началом ХVI века и далее относится к ХVII веку. При этом стоит отметить, что за свою историю город Отрар пережил три пожара.   

Сокровища древнего Отрара

Вокруг развалин Отрара всегда ходили слухи о спрятанных на его территории сокровищах древних правителей. Несметные богатства должны были храниться глубоко под землей. Подогревали эти слухи частые находки золотых монет и украшений. Такие находки случались и в XX и в XXI веке. Так, при распашке поля в 1974 году вблизи развалин Отрара нашли клад серебренных монет и украшений. А в 2004 году при прокладке канала был найден сосуд с золотыми динарами. Еще одним доказательством, зарытых сокровищ находка в 1998 года, это были серебренные монеты в Куйрык-тобе. На этих монетах были надписи на арабском, с одной стороны – «Калима», а с другой высечено имя повелителя, султана, зоркого Амир-Тимура. Также были найдены золотые монеты точно с таким же изображением, с одной стороны имена и титулы правящего, с другой надпись: «Куран Карим». На некоторых монетах надписи не были сохранены, кроме того места производства монет в ХІІ-ХІІІ остаются неизвестными.

Города той эпохи такие как Туркестан, Сыгнак или Отрар считались мегаполисами своего времени. Ученые отмечают, так как города находились на путях «Великого шелкового пути» они имели очень важное политическое и экономическое значение во всей Евразии.  

Архитектура Отрара

В IX-XII веках городская жизнь в Средней Азии испытывала довольно большой рост.  В то время в городах начали активно появляться такие заведения как бани. В результате раскопок на территории рабада Отрара были обнаружены две бани ХІ-ХІІ веков. Одна из бань была построена в восточном стиле и имеет десять комнат, куда вошли парная и даже массажная. В некоторых комнатах на полу изображены орнаменты, свастика, тепло проступало в бани через специальные трубы, а вода через тоннели, которые проходили под землей далее они вели к водохранилищу города.

Во время раскопок в шахристане Отрара была найдена мечеть, площадью 60 на 22 метра. Сооружение привлекает к себе внимание из-за особенности строительства. Как отмечают археологи мечеть была возведена в честь Тимура (Тамерлана). Роскошное здание построено из жженного кирпича, крыша имела форму купола. Окна были отделаны узорной решеткой из ганча – строительного гипса, смешенного с глиной. Снаружи мечеть украшена красивыми кирпичами. Встречались и позолоченные плитки их использовали для красоты, это говорит о том, что в те времена архитектура была на высоком уровне. 

Раскопки позднесредневековых слоев проводились в центральной части городища и на территории предместья. Исследования на широких площадях города показали, что основным застроенным компонентом позднесредневекового Отрара, как и раньше, является квартал. Площадь одного из кварталов составляла 2,3 тысячи квадратных метров, в него входило сразу 12 домов.

На фото: Отрар. 

Квартал, был образован на монументальной постройке ХІ-ХІІ веков. Комнаты имели площадь от 10 до 45 квадратных метров. На местах жилых домов были найдены бытовые изделия, такие как: хумы (керамический сосуд), другая посуда, также тандырные печи. В ходе раскопок жилых домов ХІ-ХІІ веков были обнаружены санитарно-гигиенические септики и водопроводные трубы. Эти экспонаты показывают, что Отрар был цивилизованным городам.

Железоплавильное ремесло Отрара

О том, что железоплавильное, ремесло очень широко применялось в Отраре, ученые выяснили после раскопок мастерских ХІІІ-ХV веков, на городище Куйрык-тобе. Эти мастерские были сосредоточены в одном городском квартале на площади в полгектара.

Правильно уложенные ряды брусков необработанного рыхлого железа были найдены в отвалах производства. Эта находка доказывает, что в свое время город был крупным металлургическим центром всего южного региона. Как правило, из железа изготавливались ножи, серпы, подковы, гвозди, скобы.

В Отраре и в соседних городах, при производстве изделий из металла, например, меди или бронзы распространилась мода на поделки, украшенные благожелательными надписями и текстами религиозного содержания. Среди них следует отметить большую группу светильников и подставок, которые имели вид высоких цилиндров на ножках.

Автор фото: Елена Струтинская.

#история #Отрар

Похожие материалы