Архитектура и конструкции здания
Уникальна не только архитектура мавзолея. Здесь сохранился целый комплекс высокохудожественных изделий мастеров ХІV–ХV вв.: огромный бронзовый котел, бронзовые светильники, знамя с бронзовым фигурным навершием, резные двери. Примечательна и история г. Туркестана, на территории которого, кроме мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави, располагается целый ряд памятников археологии и средневекового зодчества.
Ходжа Ахмед Йасави, над могилой которого возведен мавзолей, считается известнейшим тюркским суфийским шайхом, проповедником, эпонимом суфийского братства. Впоследствии, широкое распространение во всем тюркском мире получили его хикматы. В хикматах на доступном для понимания языке содержатся призыв к добру, к довольствованию малым, осуждение двуличия, лжи и корысти. В них проповедуются аскетический образ жизни и духовно-нравственное совершенствование личности. Его имя стало известно далеко за пределами Туркестана – на огромной территории Центральной и Малой Азии, Азербайджана, Поволжья.
В последней четверти ХІV в. Амир Тимур установил свой контроль над присырдарьинскими землями. Его наместники располагались в Отраре. Город Ясы впервые в тимуридской историографии упоминается в связи с войной, произошедшей между Амиром Тимуром и Тохтамышханом (1376 – 1395). Обе стороны вели долгую войну за обладание городами, расположенными в бассейне Средней Сырдарьи. В 1388 г. Тохтамыш хан, после того как не смог захватить Сауран, подошел к Ясы и опустошил его. Согласно местному преданию, хан Золотой Орды Тохтамыш хан во время одного из своих набегов ограбил мазар Ходжа Ахмеда и живших при нем шейхов. Амир Тимур, явившись мстителем за поруганную святыню, разбил войска хана и отнял у него награбленное. За счет большой военной добычи и было начато сооружение нового большого мавзолея над мазаром Ходжа Ахмеда.
Строительству мавзолея-комплекса предшествовало разрушение построек ХІІ – ХІV вв., существовавших ранее на его территории. Первый этап строительства начался в 1389 – 1391 гг. и закончился в середине 90-х гг. ХІV века. На втором этапе строительства, начавшегося, по-видимому, в 1397 г., были построены гладкие высотные части главного портала, купола казандыка и гур-ханы, превращено в мечеть помещение в северо-западном углу здания. Был усилен декоративный момент: купола главных залов покрыли изнутри ганчевыми сталактитами, боковые помещения – штукатуркой.
Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.