Сознание
Сознание есть высшая форма отражения действительности, продукт длительного развития материи. В качестве обоснованного научного предположения принимается утверждение, согласно которому в фундаменте самого здания материи лежит свойство, родственное с ощущением, свойство отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи т.е. такое, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но в силу того что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному.
По-видимому, каждой форме структурной организации материи, равно как и каждой форме движения материи, связанной с этой организацией, может быть поставлена в соответствие и своя особая форма отражения. Развитие этих форм сопровождается и появлением новых типов отражения.
Принято рассматривать следующие группы форм отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи /механической, физической, химической/, отражение в живой природе, что соответствует биологической форме движения материи и, наконец, сознание, т.е. отражение в обществе, что соответствует социальной форме движения материи. Таким образом, философия рассматривает сознание как ту ступень в развитии свойства отражения, которая связана с появлением новой формы движения, новой формы организации материи - общества.
В истории развития отражения в качестве важнейшей предпосылки сознания выступает психическое отражение, оно существует у высших животных и представляет собой наиболее высокую форму отражения, достигнутую в рамках биологической формы движения материи.
Психическое отражение позволяет не только пассивно фиксировать наличную ситуацию в системе чувственных образов, оно выступает и как способность внутреннего действия в поле чувственных образов, т.е. дает возможность примериваться к будущей ситуации. Это - своеобразная форма внутреннего действия в системе чувственных образов, форма внутренней психической активности животных. Однако в психической форме отражения отсутствует механизм самосознания, самоанализа и самоконтроля. Животное не выделяет себя из среды и не анализирует свою психическую деятельность.
Новый тип отражения возникает с появлением нового типа деятельности, нового типа отношения к среде, этот процесс связан с историей возникновения человеческого общества. Старая система, ориентированная на прежний тип поведения и приспособления, старые средства отражения -психическое отражение- оказались недостаточными для того, чтобы обеспечить новый тип деятельности - трудовую деятельность и связанную с ним новую форму общения.
На базе общественной трудовой деятельности появляется новая сигнальная система, языковая . Возникнув в обществе, она с самого начала выступала как общественный продукт, опирающийся не на органы чувств и биологические инстинкты, а на коллектив, основанный на трудовой деятельности. Тем самым передавался и закрепляло опыт, накопленный в ходе предыдущего общественного развития. Появился новый тип отражения - идеальное отражение, отражение в системе слов. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в Человеческую голову и преобразованное в ней. На этой основе происходит формирование субъективного образа объективного мира /Маркс/.
.Таким образом, говоря о возникновении сознания, следует выделить три главных момента, определивших этот процесс: труд, производственный коллектив и членораздельная звуковая речь /язык/ Только общение с людьми, овладение языком, овладение посредством языка формами мыслительной деятельности, приобщение к человеческой практике и человеческой культуре делают человека человеком. Иного пути развития сознания не существует.
При рассмотрении сознания ваяло уяснить понятие образа. Главное свойство образа - это соответствие его содержания действительности, реальным свойствам и отношениям объекта познания. Образ отражает объект; объект диктует содержание образа. Гносеологический образ - это не постоянное, неизменное образование, а меняющееся, развивающееся, углубляющиеся и расширяющееся идеальное отражение действительности, фундаментальной ос-новой процесса движения гносеологического образа является практика.
Характерной чертой сознания человека является самосознание. Самосознание начинается с вычленения среди других предметов и других людей самого себя в качестве особого, противостоящего другим вещам объекта, в качестве особого, противостоящего другим людям человека. Самосознание - это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единичной личности. Здесь уже личность не просто выступает носителем "я", здесь личность осознает себя носителем "я". А вместе с тем начинает развиваться и способность к самоанализу, к анализу не только совершенных поступков, но и своих намерений совершить поступки, способность к оценке своих будущих действий. Но такая оценка требует знания некоторой совокупности моральных норм, которые берутся из общественного сознания и составляют внутренний скелет самосознания личности.
Если относительно существования сознания нет сомнений, то вопрос о том, существует ли бессознательное, долго был, а для некоторых людей еще и сегодня остается дискуссионным. Собственно есть два вопроса: существует .ли бессознательное? А если существует, то как именно? Более подробно об атом можно ознакомится в работе "Введение в философию", Часть 2, а так же Философский энциклопедических словарь, статья "Бессознательное".
studentik.net