Критик
Критик, писатель, доктор филологических наук, профессор
Бахыт Карибаева родилась 2 ноября 1943 года в Карагандинской области, в Жанааркинском районе (первоначальное название «Асанкайгы»), в колхозе «Женис» - ранее райцентре «Сарысу», в старинном местечке Каражартас на берегу реки Сарысу.
В 1961-65 годах училась в государственном педагогическом институте имени Абая на факультете филологии, в 1970-73 гг. окончила аспирантуру в этом учебном заведении. В 1975-1996 гг. проработала в Карагандинском Государственном Университете им. Букетова старшим преподавателем, доцентом, заведующей кафедрой казахской литературы. В 1998-2008 гг. проработала заведующей научного отдела дома-музея М.Ауэзова в Алматы, на должности профессора в Женском Педагогическом Институте.
Бахыт Карибаева от первых дней преподавания в учебном заведении Караганды прошла серьезный профессиональный путь от талантливого критика, литературоведа со своим собственным стилем до концептуального ученого и исследователя. С тех пор, как вышла в свет ее первая научная статья «Несколько слов о рассказе» («Жулдыз», 1974, №3) и возвестила о приходе в научно-литературную среду литературоведа нового типа, Бахыт Карибаевой были опубликованы 7 монографий и свыше 300 научно-критических статей и художественных эссе.
Основные ее монографии: «Поиск безымянного» (Алматы: «Жалын», 1984), «Степень требовательности» (Алматы: «Жазушы», 1984), «Поэтика современной казахской лирики» (Алматы: «Жазушы», 1988), «Современная казахская лирика» (Караганда: КарГУ, 1993), «Ауэзов – мировая величина» (Алматы: «Мерей», 1999), «Проза и лирика» (Алматы: Академия образования, 2001), «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» (Астана: «Елорда», 2001).
От первого исследовательского опыта «Поиски безымянного» сегодня веет новизной. В этой книге повествуется о жизни и творчестве редкого гуманиста писателя Мукана Иманжанова, оказавшего поучительное влияние на творческую и обществественную среду. Автор находит в его творчестве благодатные истоки педагогики и эстетики, проникает в мастерскую писателя в концепции исследований творчества Маршака и Михалкова. Эта концепция была бы полезна сегодняшним учебным и научным заведениям.
«Степень требовательности» раскрывает в языковом и жанровом контексте творческие методы таких признанных мастеров стиля как Такен Алимкулов, Саин Муратбеков, Оралхан Бокей.
«Поэтика современной казахской лирики» (1988) – расширяет границы концептуального исследования стилистики и рассматривает ее в тесной связи с проблемами национальной поэтики.
«Проза и лирика» (2001) – генезис современной лирики проверяется по направлениям жанра, поэтики и языка.