Художник авангардист
Художник авангардист,художник театра.
Сергей Иванович Калмыков (6 октября 1891 – 27 апреля 1967) - российский, затем советский художник, иллюстратор, декоратор, писатель. Малоизвестный и непризнанный в течение жизни и практически всеми заброшенный в её конце, Калмыков в настоящее время считается одним из важнейших представителей русского авангардного искусства, автором более полутора тысяч картин, рисунков, иллюстрацией, театральных декораций и литературных текстов. В ходе своей творческой деятельности Калмыков выработал оригинальный стиль живописи, иногда именуемый «фантастическим экспрессионизмом».
Детство и учёба
Сергей Калмыков родился г. Самарканд, входившим в то время в состав Российской империи. Вскоре после его рождения семья переехала в Оренбург, где он впоследствии закончил гимназию. В 1909-1910 гг. Калмыков жил в Москве, где он посещал курсы Московской школы живописи, ваяния и зодчества (студия К.Ф. Юона), а с конца 1910 г. в Санкт-Петербурге, где он становится учеником М.В. Добужинского и К. C. Петрова-Водкина. Считается, что одна из ранних работ Калмыкова, на которой он написал красных коней, вдохновила Петрова-Водкина на создание его знаменитой картины «Купание красного коня».
Оренбургский период
После Октябрьской революции в России Калмыков возвращается в Оренбург, где работает декоратором, оформителем парадов и демонстраций, читает лекции и продолжает писать свои работы. С 1926 по 1928 он был членом оренбургского отделения АХРРа (Ассоциация Художников Революционной России), участником выставок общества «Жар-Цвет». В начале 1930-х Калмыков создавал декорации для Передвижной Оперы Фёдора Вазерского.
Алма-Атинский период
В 1935 г. Сергий Калмыков переехал в Алма-Ату, в то время столицу Казахской Советской Социалистической Республики, по приглашению недавно открывшегося Музыкального театра г. Алма-Аты, который позднее стал Казахским академическим театром оперы и балета им. Абая. Он проработал в этом театре до выхода на пенсию в 1962 г., и создал большое количество театральных декораций и иллюстраций к постановкам.
Он также непрерывно создавал свои собственные работы, выработав со временем необычный и узнаваемый стиль, радикально отличавшийся от норм социалистического реализма, господствовавших в ту эпоху СССР. Некоторые из его полотен - абстрактные, экспрессионистские композиции, другие напоминают картины сюрреалистов, а многие фантасмагоричные полотна невозможно отнести к какому-то определённому стилю. Он всё время экспериментировал с различными материалами, формами полотна (например, писал неканонические для того времени треугольные или круглые работы), часто включал текст в свои работы и почти всегда писал прямо на картине дату её создания (день, месяц и год). Он также создал несколько томов собственных "книг" (например, «Зелёная книга» или «Альбом Ван Гога и Дега»), больших альбомов с иллюстрациями и собственными текстами, зачастую чрезвычайно аллегоричными.