Рейтинг управленческой элиты Казахстана возглавил Нуртай Абыкаев
В тройку лидеров рейтинга, помимо Абыкаева, вошли также Государственный секретарь Марат Тажин (5,17 балла) и руководитель Администрации Президента Карим Масимов (5,13 балла). Последний, по сравнению с мартовским опросом, переместился на одну строчку вниз («ничем себя не проявил на посту руководителя АП»), в то время как Тажин заметно улучшил свои позиции, поднявшись с пятого на второе место в рейтинге (эксперты отметили его высокую активность «по актуализации острых внутриполитических вопросов»). При этом следует отметить, что госсекретарь имеет практически равные оценки по всем трем показателям, в то время как эффективность Масимова, как менеджера оценена ниже, чем его авторитетность и перспективность.
Премьер-министр Серик Ахметов (4,85) и аким г. Астана Имангали Тасмагамбетов (4,83) на этот раз получили меньше 5 баллов и, таким образом, не попали в список лидеров рейтинга, но вошли в группу политиков-тяжеловесов, в которой в июле оказалось сравнительно мало политиков – 7 (в марте - 10). Обращает на себя внимание, что и Ахметов, и Тасмагамбетов достаточно высоко оценены (выше 5 баллов) по таким параметрам, как авторитетность, и в это же время хуже оценены их менеджерские качества и перспективность в политическом плане.
Кроме названных в группе тяжеловесов отмечены два внештатных советника президента – Булат Утемуратов (4,67) и Тимур Кулибаев (4,23), министр финансов Булат Жамишев (4,04), спикер Мажилиса парламента Нурлан Нигматулин (4,04) и вице-премьер – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев (4,02).
Следует отметить, что из всех перечисленных персон наибольшим авторитетом, по мнению опрошенных, пользуется Утемуратов (5,06 балла), в то время как он имеет сравнительно среднюю в этой группе перспективность, как политик.
Наименьшие показатели в этой группе по перспективности у министра Жамишева. Обращает на себя внимание значительное изменение позиций вице-премьера Исекешева, который улучшил свои позиции по сравнению с мартом на 15 пунктов (с 25 места на 10) («Успешно использует новые технологии, пытается что-то реальное сделать»).
В группу «середнячков» вошло 27 руководителей. Здесь следует выделить несколько перемещений, которые могут вызвать интерес. Так, во втором квартале эксперты заметно снизили оценки деятельности заместителя премьер-министра Кайрата Келимбетова (с 8 места (4,38) он переместился на 23 (3,64)) и председателя Национального банка Григория Марченко (с 9 места (4,34) на 25 (3,58)). При этом, если Марченко эксперты отказывают в его перспективности как политика, то Келимбетов низко оценен по такому показателю, как «менеджерская эффективность».
Среди тех, кто значительно улучшил позиции в рейтинге в группе «середнячков», можно назвать акима г. Алматы Ахметжана Есимова (с 29 на 11 место); министра ЧС Владимир Божко (с 30 места на 13); министра внутренних дел Калмуханбет Касымов (с 31 на 15 место) и директора Службы центральных коммуникаций Ержан Бабакумаров (с 36 места на 27).
Интересно также и то, что позиции значительной части участников этой группы практически не претерпели изменений за исследуемый период. Например, позиции первого заместителя Премьер-министра – министра регионального развития Бахытжана Сагинтаева (16 место в обоих опросах), при этом у него довольно высокий показатель перспективности (4,27), но, как отмечает один из экспертов, «перспективность его, как политика, будет зависеть от доверия Н. Назарбаева».
Также нет существенной динамики и в группе «аутсайдеров». На крайне низкую оценку председателя Центральной избирательной комиссии Куандыка Турганкулова повлияли имевшиеся в экспертной среде ожидания по поводу выборов акимов районов и городов, которые он, по всей видимости, не оправдал.
Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется рейтинг политиков по такому показателю, как «перспективность». По результатам экспертного опроса, в этом случае лидером рейтинга стал руководитель АП К.Масимов, а Н.Абыкаев оказался на третьем месте. Второе место осталось за М.Тажиным. В данном случае обращает на себя внимание некоторое снижение общего рейтинга перспективности представителей «старой гвардии» президента Назарбаева и усиление представителей новой, технократической, волны политиков.