Хроника Деятельности 2003
2003 год стал для Казахстана своеобразным водоразделом, обозначившим завершение болезненных и сложных структурно-институциональных реформ 1990-х годов и начало поступательного экономического роста. В 2003 году стало очевидным, что ключевая задача первого десятилетия независимости, заключавшаяся в коренном изменении экономических отношений, была в целом достигнута.
Так, по уровню ВВП на душу населения Казахстан вышел на второе место в СНГ после России и вошел в группу лидеров практически по всем социально-экономическим показателям. Рост производства происходил во всех отраслях экономики, замедлились темпы инфляции, устойчивым оставался курс тенге, значительно возросли золотовалютные резервы страны. Более того, крупные международные инициативы Казахстана укрепили его авторитет на мировой арене и заложили основу для его нового геополитического позиционирования.
Не менее динамичной и плодотворной в 2003 году была и деятельность Главы государства. В его интенсивном графике работы были визиты в зарубежные страны, крупные общественно-политические мероприятия, встречи с главами зарубежных делегаций перемежались с совещаниями по важнейшим вопросам жизнедеятельности страны, поездками в регионы, приемом руководителей министерств и ведомств, акимов областей, гг.Астаны и Алматы, депутатов Парламента, представителей общественности страны, повседневной кропотливой работой с почтой и документами.
В течение года Президентом было рассмотрено и подписано около 2,5 тысяч разноплановых материалов, в том числе 145 законов, 261 указ, 74 распоряжения, 12 протоколов совещаний, 1302 служебных документа, 192 письма и обращения граждан.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выход Казахстана на новый уровень социально-экономического развития обусловил необходимость кардинальной модернизации национальной экономики. Эта задача, собственно, и сформировала концептуальную основу Послания Президента страны народу Казахстана «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2004 год», обнародованного им 4 апреля на совместном заседании палат Парламента.
Так, был дан старт двум крупным государственным программам в таких ключевых областях экономики, как промышленность и сельское хозяйство.
В частности, Президент объявил о завершении разработки и скорейшем принятии Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы, направленной на обеспечение диверсификации экономики и отход от ее сырьевой направленности.
Утвержденная Указом Президента от 17 мая 2003 года Стратегия легла в основу всей последующей государственной экономической политики. Более того, Н.А.Назарбаевым постоянно проводилась целенаправленная работа по привлечению к ее реализации отечественного и иностранного бизнеса. Поэтому не случайно, что именно эти вопросы составили повестку дня состоявшихся в течение года с участием Главы государства XII заседания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, IX пленарного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, XI Форума предпринимателей Казахстана, а также многочисленных встреч Президента с представителями зарубежных деловых кругов.
Другой стратегической программой, инициированной Президентом в Послании народу Казахстана, стала Государственная программа развития сельских территорий до 2010 года, определившая своей целью создание нормальных условий жизнеобеспечения села на основе оптимизации расселения сельского населения.
Программа была принята в рамках 3-летия возрождения аула в дополнение к ранее разработанной Государственной агропродовольственной программе на 2003-2005 годы, призванной обеспечить продовольственную безопасность Казахстана на основе формирования эффективной системы агропромышленного комплекса и производства конкурентоспособной продукции.
Кроме того, в 2003 году в целях дальнейшего укрепления аграрного сектора также были приняты качественно новые законы «О ветеринарии», «О защите растений», «О семеноводстве», «О кредитных товариществах», «О зерне», «Об обязательном страховании в растениеводстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий».
Вместе с тем, главной вехой стало введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, обеспечившее окончательный перевод сельского хозяйства на рыночные рельсы.
Учитывая неоднозначное отношение в обществе к частной собственности на землю, Глава государства держал данный вопрос на личном контроле, разъясняя необходимость указанного шага на страницах печати, в своих публичных выступлениях, многочисленных встречах с населением и депутатами Парламента. Так, накануне голосования в Парламенте по Земельному кодексу Президент принял участие в заседании палат, чтобы довести до сведения депутатов свою позицию и придти к единому мнению по наиболее спорным статьям Земельного кодекса. Выступая перед народными избранниками, Н.А.Назарбаев предложил «прекратить политические игры вокруг Земельного кодекса» и принять его с учетом выработанных компромиссных подходов.
В течение года в поле зрения Главы государства также находились вопросы развития финансового сектора страны, отметившего в 2003 году 10-летие национальной валюты – тенге.
В этой связи следует особо выделить участие Президента в феврале в III Конгрессе финансистов Казахстана, где состоялось обсуждение проекта Концепции развития финансового сектора на новом этапе, а также в XXVIII ежегодном собрании Совета управляющих Исламского банка развития в г.Алматы в сентябре, в работе которого участвовали министры финансов, экономики и планирования из 54 стран-членов ИБР.
Еще одним приоритетным вопросом, находившимся на контроле Президента, был вопрос разграничения полномочий между центральными и местными органами государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. Как известно, в этих целях Президентом еще в 2001 году была создана Государственная комиссия по вопросам децентрализации государственных функций и межбюджетных отношений.
В течение года Н.А.Назарбаев неоднократно встречался по данному вопросу с представителями комиссии, членами Правительства, руководством Администрации Президента, руководителями центральных и местных исполнительных органов. Более того, эта проблематика была вынесена на заседание Национального совета Республики Казахстан, состоявшееся под председательством Президента 3 апреля.
Следует отметить, что вопросы развития регионов Казахстана были в центре постоянного внимания Главы государства.
В течение года Президент посетил с рабочими поездками большинство регионов страны, в ходе которых встречался с активом областей, трудовыми коллективами, представителями общественности, посетил десятки промышленных и социальных объектов, принял участие в запуске новых производств. В числе новых объектов, открытых Н.А.Назарбаевым в 2003 году, можно выделить такие, как Балхашский цинковый завод и доменная печь на металлургическом комбинате ОАО «Испат-Кармет» в Карагандинской области; перерабатывающий комплекс и трубопровод «Карачаганак - Большой Чаган - Атырау» на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении в Западно-Казахстанской области; дизельный завод ОАО «Агромашхолдинг», выпускающий зерноуборочные комбайны «Енисей» и «Руслан» в Костанайской области; новый автодорожный мост через р.Ульбу, связавший промышленную правобережную сторону г.Усть-Каменогорска с трассой республиканского сообщения в Восточно-Казахстанской области и др.
Естественно, что предметом самого пристального внимания со стороны Н.А.Назарбаева были вопросы развития столицы. В мае он провел совещание с участием руководителей акимата г.Астаны и центральных государственных органов Республики Казахстан, ответственных за строительство в столице. В ходе совещания были рассмотрены вопросы застройки нового административного центра на левобережье г.Астаны, сноса ветхого и аварийного жилья, озеленения города, сооружения вокруг него зеленого пояса. Президент также принял участие в церемониях открытия нового учебно-лабораторного корпуса Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева, первой очереди нового учебного комплекса Казахстанско-российского университета, Монумента дружбы народов, развлекательного центра «Думан», нового здания городской станции скорой медицинской помощи и др.
Как итог, постановка новых стратегических задач и необходимость их эффективного решения закономерно обусловили целесообразность смены Правительства и формирования его нового состава во главе с Премьер-министром Д.К.Ахметовым, кандидатуру которого Президент представил на совместном заседании палат Парламента 13 июня.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Не менее важные меры были предприняты Главой государства и в политической сфере, где им был инициирован ряд серьезных шагов, направленных на демократизацию политической системы.
Основные подходы к проведению политических реформ Президент очертил в своем Послании народу Казахстана. В качестве приоритетов им были обозначены совершенствование избирательной системы; модернизация системы государственного управления на основе децентрализации и разграничения компетенции между уровнями государственного управления, а также расширения практики выборности глав местных исполнительных органов власти; укрепление институтов гражданского общества; расширение свободы СМИ при одновременном повышении их ответственности; гуманизация деятельности правоохранительных и судебных органов.
В последующем все эти вопросы прошли всестороннее обсуждение с участием широкой общественности в рамках Постоянно действовавшего совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества и Государственной комиссии по вопросам децентрализации государственных функций и межбюджетных отношений.
Одним из первых реализованных в 2003 году практических шагов по демократизации политической системы стало принятие в преддверии предстоявших в сентябре 2003 года выборов в маслихаты и парламентских выборов в 2004 году Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», обеспечившего серьезную либерализацию избирательной системы, особенно в части прозрачности избирательного процесса и равноправного участия в нем кандидатов.
Закон был подготовлен с учетом рекомендаций ОБСЕ по итогам организованного в 2001 году Центризбиркомом совместно БДИПЧ ОБСЕ цикла круглых столов по совершенствованию выборного законодательства. В их работе приняли участие депутаты Парламента, представители государственных органов, политических партий, НПО, СМИ и Центра ОБСЕ в г.Алматы.
Законом были, в частности, были предусмотрены такие меры, как повышение независимости избирательных комиссий путем предоставления права формирования избирательных комиссий маслихатам; усиление прозрачности процесса подсчета голосов и подведения итогов голосования путем расширения и четкой регламентации прав и обязанностей наблюдателей, доверенных лиц, представителей СМИ; повышение роли в избирательном процессе, предоставление партиям исключительного права выдвижения кандидатов в Мажилис при сохранении института самовыдвижения; внедрение автоматизированной информационной системы голосования и др.
Не менее важные демократические подвижки произошли в вопросе децентрализации и разграничения компетенции между уровнями государственного управления.
Государственной комиссией по вопросам децентрализации государственных функций и межбюджетных отношений была разработана Концепция разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, утвержденная Постановлением Правительства 10 февраля 2003 года. В соответствии с ней были разграничены сферы деятельности, функции и ответственность между различными уровнями власти; передан ряд полномочий на местный уровень, прежде всего в хозяйственной сфере, а также некоторые контрольно-надзорные функции; расширены полномочия местных представительных органов в решении вопросов местного значения.
Своеобразным экзаменом осуществленных политических реформ стали состоявшиеся 20 сентября выборы депутатов в местные представительные органы власти. Президент отметил важность проведенных выборов и подчеркнул, что выбор граждан окажет влияние на проводимые реформы и условия роста экономики Казахстана.
В течение года Президентом также был реализован ряд инициатив по укреплению гражданского сектора и расширению взаимодействия с ним.
Так, кардинальный сдвиг произошел в отношениях со СМИ. В частности, 31 марта под председательством Н.А.Назарбаева состоялось первое заседание Общественного совета по СМИ при Президенте страны, созданного в декабре 2002 года. «Создание Общественного совета по СМИ - это новый шаг к тому, чтобы пресса осознала и проявила себя как реальный и равноправный партнер власти в решении ключевых проблем и задач общественно-политического развития страны, - сказал Н.А.Назарбаев, открывая работу заседания. - Совет должен стать консолидирующей структурой, которая, используя установленные для него большие полномочия, поможет прессе, государству и обществу в целом регулировать взаимоотношения, нормы которых установлены Конституцией и законами. Только на этой основе мы можем обеспечить главенство демократических принципов в сфере СМИ. Демократия и свобода невозможны без неукоснительного соблюдения законности».
Благодаря инициативам Главы государства на новый уровень вышли и отношения государства с неправительственным сектором. 15 октября Президент принял участие в I Гражданском форуме Казахстана. «Сегодня отношения государства и неправительственных организаций выходят на принципиально новый уровень. Речь идет о формировании новой модели отношений, в которой государство и НПО выступают партнерами. И поэтому нам важно определить стратегию совместной работы. Цель у нас общая - обеспечение устойчивого продвижения по пути либерализации, построения экономически сильного, правового государства, развитого гражданского общества. И наш форум должен стать весомым импульсом в этом направлении, а выработанные предложения - основой для дальнейшей совместной работы», - подчеркнул Президент, открывая работу форума.
Большое внимание Президент традиционно уделял вопросам межэтнического и межконфессионального мира и согласия. В августе Глава государства провел рабочее совещание по вопросам деятельности Ассамблеи народов Казахстана. Главные вопросы, которые поднял Президент, касались путей дальнейшего развития организации, активизации деятельности ее региональных структур. В конце того же месяца Н.А.Назарбаев принял членов Совета Ассамблеи народов Казахстана - руководителей национально-культурных центров и вручил им президентские гранты. В декабре Глава государства принял участие и выступил на юбилейной Х сессии Ассамблеи народов Казахстана «Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы».
Важнейшим событием в культурной жизни страны стала Государственная программа «Мәдени мұра» («Культурное наследие») на 2004-2006 годы. С инициативой ее разработки Глава государства выступил в своем Послании народу Казахстану от 4 апреля 2003 года. А уже в ноябре по итогам широкого обсуждения проект программы был вынесен на рассмотрение на III заседании Национального совета Республики Казахстан. 13 января 2004 года программа была утверждена Указом Президента.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В 2003 году внешняя политика Казахстана и его участие в делах международного сообщества активно развивались в многовекторном формате, который к этому времени уже стал визитной карточкой казахстанской дипломатии.
Казахстан продолжил традицию, заложенную в 2002 году, когда наша страна выступила с инициативой проведения у себя двух крупных международных форумов – Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и I Евразийского медиа-форума, получивших большой международный резонанс.
В 2003 году Казахстан инициировал и принял у себя I съезд лидеров мировых и традиционных религий, II Евразийский медиа-форум и Трансазиатский парламентский форум «Трансазиатское измерение ОБСЕ: неразрывное звено безопасности».
Особое место в этом ряду занял I съезд лидеров мировых и традиционных религий, состоявшийся в г.Алматы 23-24 сентября.
Как известно, его проведению предшествовала международная конференция мира и согласия, созванная 13 февраля 2003 года в г.Алматы по инициативе Н.А.Назарбаева, где он официально и обнародовал идею межрелигиозного форума. Как заявил Глава государства, основной целью форума было создание постоянно действующего международного межконфессионального института для осуществления диалога религий в противовес насилию и террору в межконфессиональных и межэтнических отношениях.
I съезд лидеров мировых и традиционных религий стал реальным воплощением в жизнь инициатив Президента нашей страны по продвижению мирового диалога между народами и цивилизациями.
Одной из главных тем обсуждения на II Евразийском медиа-форуме и Трансазиатском парламентском форуме «Трансазиатское измерение ОБСЕ: неразрывное звено безопасности» стала иракская проблема в связи с начавшейся в марте военной операцией США и их союзников против Ирака.
В этой связи нужно отметить, что Казахстаном были приняты меры по усилению безопасности. Данные вопросы в той или иной степени поднимались на специальном совещании с руководством Правительства, Администрации Президента, руководителями силовых структур 19 марта, четырех заседаниях Совета Безопасности. В данном контексте следует рассматривать и прошедшие в апреле на территории Западного военного округа в Мангистауской и Атырауской областях крупные оперативно-тактические, командно-штабные учения «Батыс-2003» с участием Верховного главнокомандующего Вооруженных Сил.
В целом необходимо отметить, что проведение I съезда лидеров мировых и традиционных религий, II Евразийского медиа-форума и Трансазиатского парламентского форума заложило основы геополитического позиционирования Казахстана как естественного моста между Западом и Востоком.
В течение года Президент также принял участие в работе целого ряда крупных международных и межгосударственных форумов, состоявшихся за пределами страны, в том числе в XXXIII Всемирном экономическом форуме в г.Давосе, I экономическом форуме ЕврАзЭС в г.Москве, VII заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в г.Душанбе, саммите государств-членов ШОС в г.Москве, заседании Совета глав государств СНГ в г.Ялте.
Здесь особо следует выделить ялтинский саммит СНГ, на котором было принято важнейшее решение о формировании между Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной Единого экономического пространства (ЕЭП). Тем самым четыре наиболее крупных и развитых в экономическом отношении государства Содружества осуществили переход на качественно новый, более высокий уровень интеграции.
Кроме того, по линии двусторонних связей Н.А.Назарбаев совершил визиты в 12 государств: Швейцарию, Италию, Ватикан, Россию, Турцию, Канаду, Францию, Молдову, Сингапур, Филиппины, Южную Корею, Пакистан.
Первая половина 2003 года была отмечена визитами в страны евроатлантического региона.
В январе Глава государства побывал с официальным визитом в Швейцарской Конфедерации, где встретился Федеральным президентом П.Кушпеном, руководителями ведущих швейцарских компаний, а также принял участие в работе инвестиционной конференции «Деловые возможности для швейцарских компаний для ведения бизнеса в Казахстане».
В ходе февральского официального визита в Италию Президент Казахстана провел плодотворные переговоры с Президентом К.А.Чампи, Председателем Совета министров С.Берлускони, Председателем Палаты депутатов Парламента Италии П.Казини и Исполнительным директором корпорации «Eni S.p.A.» В.Минкато, а также участвовал в бизнес-форуме «Казахстан: перспективы коммерциализации и инвестирования для итальянских компаний».
В рамках визита в Государство Ватикан, состоявшегося 6 февраля, Н.А.Назарбаев встретился с главой Римско-католической церкви Папой Римским Иоанном Павлом II и заручился поддержкой в вопросе проведения в Казахстане I съезда лидеров мировых и традиционных религий.
Предельно насыщенной была программа официального визита, совершенного Главой государства в Турцию 21-23 мая. Наряду с переговорами с руководством страны, по итогам которых были подписаны такие стратегические документы, как Соглашение о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой, межправительственное соглашение о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве, Меморандум по вопросам регулирования и контроля в банковской сфере, Н.А.Назарбаев посетил Объединенную академию Вооруженных Сил Турции, а также открыл казахскую среднюю школу в г.Стамбуле и Посольство Казахстана в г.Анкаре.
23-27 июня Глава государства посетил с официальным визитом Канаду, в ходе которого провел встречи с Премьер-министром Ж.Кретьеном, Генерал-губернатором А.Кларксон, Президентом Еврейского конгресса Канады К.Ланди и др., а также посетил г.Калгари, где принял участие в конференции «Казахстан – жемчужина Центральной Азии: деловые возможности». В ходе двусторонних переговоров были обсуждены деловые возможности продвижения двустороннего экономического партнерства и сотрудничества в сфере безопасности в Центральноазиатском регионе, а также были подписаны Договор о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам и казахстанско-канадский совместный план действий по укреплению двустороннего экономического партнерства.
В конце июня Н.А.Назарбаев также побывал с рабочим визитом во Франции, где встретился с Президентом Ж.Шираком и обсудил с ним состояние и перспективы развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества, а также обменялся мнениями о ситуации в Афганистане и Ираке.
Во второй половине года Президент провел внешнеполитическое турне по Азии.
Весьма плодотворным оказался государственный визит в Сингапур 7-10 ноября, в ходе которого были достигнуты договоренности о реализации крупных совместных проектов с участием корпорации «Singapore Technologies Engineering Ltd.» в нефтегазовой, судостроительной, оборонной отраслях.
По итогам последовавшего сразу после посещения Сингапура государственного визита в Республику Филиппины были подписаны Декларация о дружбе и сотрудничестве между двумя государствами, межправительственные соглашения о сотрудничестве в области туризма и безвизовом режиме для владельцев дипломатических и служебных паспортов.
В рамках официального визита в Республику Корея 12-13 ноября Глава государства встретился с Президентом Но Му Хеном, руководством компаний «Samsung» и «LG», а также принял участие в казахстанско-корейском бизнес-форуме «Казахстан - ваш торговый инвестиционный партнер».
В декабре Н.А.Назарбаев побывал с официальным визитом в Пакистане, где провел переговоры с Президентом П.Мушаррафом. По их итогам был подписан пакет двусторонних документов в области экономического и культурного сотрудничества.
На постсоветском пространстве Президентом были совершены визиты в Молдову и Россию. При этом приоритетное внимание было уделено отношениям со стратегическим партнером Россией. Крупным событием, призванным еще более укрепить дружеские взаимоотношения двух государств, придать новый импульс всестороннему сотрудничеству, стал февральский рабочий визит Н.А.Назарбаева в Россию, в ходе которого состоялось торжественное открытие Года Казахстана в России. В апреле Президент принял участие в г.Омске в I Форуме руководителей приграничных регионов Казахстана и России, организованном в рамках Года Казахстана в России и положившем начало практике проведения ежегодных форумов руководителей приграничных регионов Казахстана и России с участием глав обоих государств.
В свою очередь, в течение года в Казахстане побывали с визитами президенты России В.В.Путин, Афганистана Х.Карзай, Таджикистана Э.Ш.Рахмонов, Кыргызстана А.А.Акаев, Узбекистана И.А.Каримов, Румынии И.Илиеску, Болгарии Г.Пырванов, Председатель КНР Ху Цзиньтао, Верховный правитель Малайзии Янг Ди-Пертуан Агонг XII, Федеральный канцлер ФРГ Г.Шредер, премьер-министры Польши Л.Миллер, Украины В.Ф.Янукович, Ливана Р.Аль-Харири. В ходе встреч состоялся продуктивный обмен мнениями по ситуации в регионе и мире, обсуждены перспективы двусторонних отношений, были подписаны многочисленные соглашения, направленные на дальнейшее расширение и укрепление двусторонних связей в сферах безопасности, торговли, транспорта, энергетики, туризма, культуры, образования и науки.
Глава государства принял целый руководителей международных организаций – Генерального секретаря НАТО Дж.Робертсона, Генерального секретаря ОДКБ Н.Н.Бордюжу, Генерального секретаря ЕврАзЭС Г.А.Рапоту, Председателя ОБСЕ - Министра иностранных дел Королевства Нидерландов Я.Схеффера, Председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Б.Джорджа, Генерального директора Всемирной организации здравоохранения Йонг Вук Ли, директора-распорядителя МВФ Х.Келлера и др.
Президент также встретился со спикерами Совета Федерации Федерального собрания России С.М.Мироновым, Сената Парламента Франции К.Понселе, Великого государственного хурала Монголии С.Томор-Очиром, министрами иностранных дел России, Китая, Ирана, Украины, Кыргызстана, Германии, США, главами дипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане, а также принял верительные грамоты от Чрезвычайных и Полномочных Послов Грузии, Китая, Литвы, России, Франции и Чехии.
Другой спецификой внешнеполитической деятельности Главы государства в этот период стала активная «телефонная дипломатия», в ходе которой Н.А.Назарбаев провел целый ряд телефонных переговоров с лидерами зарубежных государств, в частности, с президентами Франции Ж.Шираком, Украины Л.Д.Кучмой, России В.В.Путиным, Ирана М.Хатами, премьер-министрами Великобритании Т.Блэром, Турции Р.Т.Эрдоганом, Италии С.Берлускони, Федеральным канцлером ФРГ Г.Шредером и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В целом, подводя итоги года, можно отметить, что год завершил собой период интенсивной перестройки экономики и обозначил новый, постреформенный период развития Казахстана. По итогам принятых в течение года решений и программных документов более четким стал вектор развития государства, ориентированный на создание устойчивой и крепкой экономической платформы. Реализация индустриально-инновационной программы и выдвижение новых задач окончательно сформировали дизайн экономической политики на будущие годы. Устойчивость экономического роста позволили сделать существенный шаг в развитии общественно-политической системы страны и продолжить модернизацию государственного управления, необходимой для качественного рывка вперед. Результаты данного периода еще раз подтвердили эффективность президентской формулы построения государства в переходный период «сначала экономика, потом политика».