Жаңалықтар

Хроника Деятельности 1996-1997

1996-1997 годы охарактеризовались выдвижением и реализацией двух амбициозных долгосрочных проектов, ранее не имевших прецедента на всем пространстве бывшего СССР. Это разработка Стратегии развития государства до 2030 года и перенос столицы. Развернутые в стране масштабные реформы в государственно-политической и социально-экономический сферах получили свое дальнейшее теоретическое развитие в фундаментальном документе, обозначившем новые ориентиры и горизонты развития страны – Стратегии «Казахстан-2030». Глава государства обнародовал Стратегию в октябре 1997 года в рамках своего Послания народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», что само по себе тоже было новым явлением. Именно в этот период стартовала новая традиция – ежегодных официальных Посланий Главы государства народу страны. Начавшись в 1996 году, она продолжается и сегодня, предлагая конкретную политику на будущий год и на ближайшую перспективу. Именно анализ перспективных планов и целей, попытка заглянуть в будущее и самопозиционирование в нем стали особенностью этих документов, единая концептуальная и стратегическая линия которых была заложена в 1997 году, когда Президент предложил свое видение стратегического развития Казахстана на долгосрочную перспективу. «Программа «Казахстан-2030» является моим видением будущего нашего общества и миссии нашего государства, − заявил Н.А.Назарбаев. − Это не догма, не закон, которому все должны строго следовать. Но без цели жить невозможно, иначе сама жизнь потеряет смысл. Поэтому «Казахстан-2030» стала нашим видением будущего, ориентиром нашего бытия. Наша генеральная цель – построить независимый, процветающий и политически стабильный Казахстан с присущим ему либеральным строем, национальным единством, мощными демократическими институтами, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения». Основное содержание Стратегии составили 7 основных приоритетов: -    национальная безопасность; -    внутриполитическая стабильность и консолидация общества; -    экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; -    здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; -    энергетические ресурсы; -    развитие инфраструктуры, транспорта и связи; -    профессиональное государство. Снискав широкое одобрение народа Казахстана и высокие оценки международного сообщества, Стратегия «Казахстан-2030» сразу начала претворяться в жизнь. Одним из первых крупных шагов по пути практического воплощения идей Стратегии стал перенос столицы из г.Алматы в г.Акмолу. Перенос столицы был продиктован целым рядом объективных обстоятельств геополитического, экономического, социально-демографического характера. И на сегодняшний день с высоты прошедших лет очевидно, что этот шаг оказался стратегически верным. Следует отметить, что впервые эта идея официально была озвучена Н.А.Назарбаевым еще в 1994 году. В последующие 1995-1997 годы Президентом страны был издан ряд важнейших указов и распоряжений, направленных на развитие Акмолы: о столице, об учреждении Акмолинской специальной экономической зоны и внебюджетного фонда «Новая столица», об объявлении Акмолы столицей Республики Казахстан, о создании Евразийского университета имени Л.Н.Гумилева, о Госкомиссии по передислокации высших и центральных государственных органов и др. Глава государства лично курировал все вопросы, связанные с предстоявшим переездом, вникая в мельчайшие подробности обустройства г.Акмолы и процесса передислокации центральных органов государственной власти, начавшейся с конца 1996 года. Под непрестанным контролем Н.А.Назарбаева работала Государственная комиссия по передислокации высших и центральных государственных органов, созданной специально для координации дел, связанных с переносом столицы. В этот период Президент неоднократно бывал в г.Акмоле, где тщательно знакомился с ходом работ на возводившихся объектах будущей столицы, встречался с представителями иностранных компаний, способствуя деловой активности и обеспечению притока инвестиций. Результатом этой колоссальной по своим масштабам и оперативности работы стал тот факт, что уже 10 декабря 1997 года в новой столице приступили к работе Президент, Парламент и Правительство. «Сегодня мы, высшие органы власти Республики Казахстан, торжественно заявляем, что с 10 декабря 1997 года Акмола является столицей нашего государства. Отныне и на века здесь, в центре огромной страны, будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Отсюда Казахстан будет определять свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия. ...Будем достойны этого выбора!», – говорилось в Воззвании, с которым лидер страны обратился к народу Казахстана. Одновременно с переносом столицы была проведена оптимизация административно-территориального устройства страны в целом, в результате которой ряд областей, включая Семипалатинскую, Жезказганскую, Тургайскую и Кокшетаускую, был упразднен и передан в состав других регионов. В итоге территориально республика стала состоять из 14 областей и 2 городов республиканского значения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В 1996-1997 годы – это время сложных и болезненных структурных преобразований в экономике страны, продолживших переход государственной собственности в частную и поступательно закрепивших новые формы хозяйствования и управления. С 1996 года в Казахстане начался третий этап приватизации, который определил переход к секторным программам в стратегических отраслях экономики, включая электроэнергетику и нефтегазовую отрасли, а также в социальной сфере – здравоохранении, образовании, науке и культуре. Еще в конце декабря 1995 года Н.А.Назарбаев подписал Указ, имевший силу Закона, «О приватизации», а в феврале 1996 года Правительство приняло постановление о введении в действие «Программы третьего этапа приватизации на 1996-1998 годы». Целью данной Программы являлось скорейшее завершение основных процессов приватизации, развития рынка ценных бумаг, повышения занятости населения, развитие малого и среднего предпринимательства. Страна осваивала правила и принципы рыночной экономики, что требовало не только новых институтов и законодательного оформления, но и, главное, изменения общественного сознания. Одновременно велась постоянная работа по привлечению иностранных инвестиций и технологий. В этой связи требовались четкие, подкрепленные законом государственные гарантии сохранности зарубежных вложений, прав собственности, вывоз прибыли и поддержка принципов свободного предпринимательства, которые являлись ключевыми при развитии инвестиционной привлекательности любой экономики. Закон 1997 года «О государственной поддержке прямых инвестиций» был введен в действие с целью стимулирования дополнительных иностранных и внутренних инвестиций в приоритетные секторы экономики. Законодательство об иностранных инвестициях создало гарантии по обеспечению благоприятных условий для деятельности зарубежных инвесторов в республике. Особого внимания требовали многочисленные социально-экономические проблемы, среди которых наиболее остро стояли финансовая стабильность, задолженность по выплате зарплат и пенсий населению, остановка промышленных объектов и фактическое банкротство многих предприятий, нуждавшихся в инвестициях, стимулирование предпринимательства как основы новой экономики. Все эти вопросы составляли основную повестку дня рабочих совещаний и встреч Президента. По сути, в этот период он был вынужден перейти фактически на «ручное» управление социально-экономическими процессами, лично обсуждая все проблемы, будь то стратегическое развитие страны или приватизация, подготовка к уборке урожая и предстоявшей зиме, ситуация с выплатой пенсий и заработной платы. В этой связи на постоянном контроле Н.А.Назарбаева находились социально-экономическая ситуация и ход реформ в регионах страны, которые Глава государства регулярно посещал с рабочими поездками, лично контролируя экономические преобразования и исполнение своих поручений, знакомясь с новыми предпринимательскими инициативами и стимулируя местные бизнес-сообщества к активной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Главным вектором политической жизни страны стала институционализация норм и положений, заложенных в новой Конституции 1995 года, что в корне изменило не только сами принципы функционирования политической системы, но и придало импульс формированию институтов гражданского общества. Ярким событием явилось открытие 30 января 1996 года I сессии нового двухпалатного Парламента Республики Казахстан, ставшего одним из символов не только системной управленческой реформы власти, но и казахстанской демократии в целом. Тем самым на практике был закреплен принцип разделения ветвей власти, а внутри самого Парламента благодаря сформированным верхней и нижней палатам были созданы гибкие механизмы сдержек и противовесов, которые резко снижали вероятность возникновения кризисов в работе представительной власти. Выступая перед депутатами, Президент подчеркнул: «Мы с вами являемся участниками события, которое призвано стать знаменательной страницей в летописи Казахстана, в истории становления его государственности. По сути, мы стоим у истоков зарождения казахстанского парламентаризма в истинном, цивилизованном его понимании. Впервые в практике государственного строительства Парламент разделен на нижнюю и верхнюю палаты. В самом Парламенте теперь существует система противовесов, что, наверняка, будет способствовать повышению взаимной требовательности депутатов, тем самым снижается вероятность принятия «сырых» законов. Главная политическая задача Парламента, которая должна последовательно реализовываться в принимаемых законодательных актах, – закрепить наметившиеся позитивные тенденции, окончательно стабилизировать политическую, экономическую и социальную ситуацию с тем, чтобы выйти на этап поступательного развития нашей страны». Не менее важной задачей было обеспечение эффективности судебно-правовой системы. Доставшаяся Казахстану в наследство устаревшая судебная система не способствовала реализации правозащитного предназначения судов, сковывала предпринимательскую инициативу и развитие отношений собственности, что тормозило реформы. Все это обусловило необходимость решительного реформирования судебной системы. 19 марта 1996 года Президент открыл первое заседание Высшего судебного совета Республики Казахстан, создание которого было направлено на выработку новых подходов по формированию судов, обеспечению гарантий независимости судей и их неприкосновенности, совершенствования судебной системы и законодательства. На смену выборности местных судей пришло их назначение Президентом страны, что явилось гарантией реальной независимости судей от влияний на местах. В ходе регулярных заседаний Высшего судебного совета были решены острые кадровые вопросы, проблемы организационного и законодательного обеспечения судов. В этот же период был заложен базис для развития конкурентного политического поля и становления в Казахстане гражданского общества. Благодаря законам об общественных объединениях и политических партиях, принятым в 1996 году, были сформированы необходимые правовые условия для развития многопартийности и гражданских инициатив. С их принятием были четко регламентированы вопросы создания, регистрации, деятельности и ликвидации общественных организаций. Важными аспектами стал запрет на создание объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в том числе имитационное; на деятельность партий и профсоюзов зарубежных государств, а также финансирование казахстанских общественных объединений и политических партий международными организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами. Была продолжена планомерная работа и по укреплению межнационального мира и согласия в стране на базе расширения деятельности Ассамблеи народов Казахстана и четкой регламентации государственной языковой политики. Так, 11 июля 1997 года Главой государства был подписан Закон «О языках в Республике Казахстан», в соответствии с которым в стране государственным был определен казахский язык, русскому языку был придан статус языка межнационального общения, а языкам этнических диаспор, проживавших в Казахстане, были законодательно гарантированы возможности свободного и полноценного развития. Постоянное внимание к сфере межэтнических отношений и конструктивные принципы, заложенные в новой Конституции, обусловили снижение межэтнической напряженности и сохранение в стране гражданского мира и политической стабильности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В сфере внешней политики перед Казахстаном стоял ряд задач, требовавших особого внимания. Во-первых, важно было не только сохранить конструктивные связи с соседями по СССР, с которыми была тесно связана не только история и общая экономическая инфраструктура, но и вывести взаимодействие постсоветских государств на новый уровень интеграционного партнерства. Во-вторых, стояла задача конструктивного решения пограничного вопроса и определения государственных границ с соседями. В-третьих, было важно органично интегрироваться в мировое сообщество и стать его полноправным членом. Эти задачи легли в основу международной деятельности Президента и определили содержание его интенсивного графика внешнеполитических контактов в течение двух лет. За это время Н.А.Назарбаев совершил визиты в Австралию, Азербайджан, Бахрейн, Беларусь, Великобританию, Германию, Грузию, Израиль, Индию, Иран, Китай, Кувейт, Малайзию, Оман, Польшу, Португалию, Россию, Сингапур, США, Турцию, Швейцарию и др. Активно участвовал в работе таких международных форумов, как Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе, международный форум Кран-Монтана, ОБСЕ, ООН, ОЭС, ТЮРКСОЙ и др. Все это способствовало расширению и углублению внешнеполитических контактов Казахстана и повышению интереса мирового сообщества к молодому государству. В этот же период благодаря усилиям Н.А.Назарбаева Казахстан решил ключевую для суверенитета проблему государственной границы, прежде всего в отношениях с Китаем. Эта проблема досталась молодой республике в наследство от бывшего Советского Союза, который на протяжении многих десятилетий так и не сумел выработать какого-либо конструктивного и компромиссного ее решения. Для урегулирования проблемы Казахстан избрал путь переговоров на основе консенсуса и с учетом взаимных интересов. В этой связи было принято решение вести обсуждение мер доверия в районе границы с Китаем в многостороннем формате с участием всех заинтересованных сторон – в рамках объединенной делегации постсоветских республик в составе Казахстана, России, Кыргызстана и Таджикистана. В результате возникла «Шанхайская пятерка» как механизм для разрешения имевшихся к моменту распада СССР территориальных вопросов по границе с КНР. В 1996 году в этом вопросе произошел настоящий прорыв. После продолжительных переговоров 26 апреля 1996 года в г.Шанхае в торжественной обстановке главами пяти указанных государств было подписано соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, не имевшее аналогов в международных отношениях. Можно сказать, что именно с этого момента начался новый этап взаимоотношений Казахстана с Китаем, основанный на принципах взаимного доверия и сотрудничества. 24 апреля 1997 года президенты пяти государств – Казахстана, России, Китая, Кыргызстана и Таджикистана – подписали новое соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Таким образом, оба соглашения, заключенные сроком до 2020 года, стали первыми военно-политическими документами на Азиатском континенте, положившими начало сотрудничеству в военной сфере с целью обеспечения стабильной обстановки на границе. В фокусе внимания казахстанской дипломатии стояли вопросы военно-политической обстановки в Афганистане и Таджикистане, где Казахстан выступил гарантом межтаджикских мирных соглашений, подписанных в июне 1997 года в г.Москве. Особым вкладом Казахстана в международную безопасность в этот период стало подписание в 1996 году на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, а также завершение процесса вывода с территории республики ядерных боеприпасов, доставшихся в наследство от Советского Союза. Тем самым Казахстан не только получил гарантии территориальной целостности и уважения суверенитета от ядерных держав США, России, Великобритании, Франции и Китая, но и зарекомендовал себя как конструктивное государство, проводившее мирный внешнеполитический курс. На этом фоне все более важным фактором международных отношений становился инициированный Президентом Казахстана процесс созыва СВМДА, который с пониманием был встречен в большинстве азиатских стран. Увенчались успехом и интеграционные усилия Казахстана на постсоветском пространстве. 29 марта 1996 года между Казахстаном, Россией, Кыргызстаном и Беларусью был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, известный под формулой «4+N» и ставший практическим воплощением идеи Евразийского Союза, выдвинутой Н.А.Назарбаевым за два года до этого. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Подытоживая достижения Казахстана за этот период, Н.А.Назарбаев в своем выступлении, посвященном 5-летию независимости, сказал: «Не каждому народу на планете выпадает такой жребий, не каждому народу приходилось решать столь сложные задачи за столь короткий отрезок времени. Строительство собственной сильной государственности и эффективной экономики при сохранении межнационального согласия и политической стабильности – вот тот язык, на котором формулируется задача на пороге XXI века. ...Никогда раньше, ни на одной странице национальной истории мы не были столь близки к тому, чтобы создать собственную государственность на столетия. И задача нашего поколения – использовать этот редкий исторический шанс».
03.07.2013 18:45 3843

1996-1997 годы охарактеризовались выдвижением и реализацией двух амбициозных долгосрочных проектов, ранее не имевших прецедента на всем пространстве бывшего СССР.
Это разработка Стратегии развития государства до 2030 года и перенос столицы.
Развернутые в стране масштабные реформы в государственно-политической и социально-экономический сферах получили свое дальнейшее теоретическое развитие в фундаментальном документе, обозначившем новые ориентиры и горизонты развития страны – Стратегии «Казахстан-2030».
Глава государства обнародовал Стратегию в октябре 1997 года в рамках своего Послания народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», что само по себе тоже было новым явлением. Именно в этот период стартовала новая традиция – ежегодных официальных Посланий Главы государства народу страны. Начавшись в 1996 году, она продолжается и сегодня, предлагая конкретную политику на будущий год и на ближайшую перспективу. Именно анализ перспективных планов и целей, попытка заглянуть в будущее и самопозиционирование в нем стали особенностью этих документов, единая концептуальная и стратегическая линия которых была заложена в 1997 году, когда Президент предложил свое видение стратегического развития Казахстана на долгосрочную перспективу.
«Программа «Казахстан-2030» является моим видением будущего нашего общества и миссии нашего государства, − заявил Н.А.Назарбаев. − Это не догма, не закон, которому все должны строго следовать. Но без цели жить невозможно, иначе сама жизнь потеряет смысл. Поэтому «Казахстан-2030» стала нашим видением будущего, ориентиром нашего бытия. Наша генеральная цель – построить независимый, процветающий и политически стабильный Казахстан с присущим ему либеральным строем, национальным единством, мощными демократическими институтами, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения».
Основное содержание Стратегии составили 7 основных приоритетов:
-    национальная безопасность;
-    внутриполитическая стабильность и консолидация общества;
-    экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений;
-    здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;
-    энергетические ресурсы;
-    развитие инфраструктуры, транспорта и связи;
-    профессиональное государство.
Снискав широкое одобрение народа Казахстана и высокие оценки международного сообщества, Стратегия «Казахстан-2030» сразу начала претворяться в жизнь.
Одним из первых крупных шагов по пути практического воплощения идей Стратегии стал перенос столицы из г.Алматы в г.Акмолу.
Перенос столицы был продиктован целым рядом объективных обстоятельств геополитического, экономического, социально-демографического характера. И на сегодняшний день с высоты прошедших лет очевидно, что этот шаг оказался стратегически верным.
Следует отметить, что впервые эта идея официально была озвучена Н.А.Назарбаевым еще в 1994 году.
В последующие 1995-1997 годы Президентом страны был издан ряд важнейших указов и распоряжений, направленных на развитие Акмолы: о столице, об учреждении Акмолинской специальной экономической зоны и внебюджетного фонда «Новая столица», об объявлении Акмолы столицей Республики Казахстан, о создании Евразийского университета имени Л.Н.Гумилева, о Госкомиссии по передислокации высших и центральных государственных органов и др.
Глава государства лично курировал все вопросы, связанные с предстоявшим переездом, вникая в мельчайшие подробности обустройства г.Акмолы и процесса передислокации центральных органов государственной власти, начавшейся с конца 1996 года. Под непрестанным контролем Н.А.Назарбаева работала Государственная комиссия по передислокации высших и центральных государственных органов, созданной специально для координации дел, связанных с переносом столицы. В этот период Президент неоднократно бывал в г.Акмоле, где тщательно знакомился с ходом работ на возводившихся объектах будущей столицы, встречался с представителями иностранных компаний, способствуя деловой активности и обеспечению притока инвестиций. Результатом этой колоссальной по своим масштабам и оперативности работы стал тот факт, что уже 10 декабря 1997 года в новой столице приступили к работе Президент, Парламент и Правительство. «Сегодня мы, высшие органы власти Республики Казахстан, торжественно заявляем, что с 10 декабря 1997 года Акмола является столицей нашего государства. Отныне и на века здесь, в центре огромной страны, будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Отсюда Казахстан будет определять свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия. ...Будем достойны этого выбора!», – говорилось в Воззвании, с которым лидер страны обратился к народу Казахстана.
Одновременно с переносом столицы была проведена оптимизация административно-территориального устройства страны в целом, в результате которой ряд областей, включая Семипалатинскую, Жезказганскую, Тургайскую и Кокшетаускую, был упразднен и передан в состав других регионов. В итоге территориально республика стала состоять из 14 областей и 2 городов республиканского значения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В 1996-1997 годы – это время сложных и болезненных структурных преобразований в экономике страны, продолживших переход государственной собственности в частную и поступательно закрепивших новые формы хозяйствования и управления. С 1996 года в Казахстане начался третий этап приватизации, который определил переход к секторным программам в стратегических отраслях экономики, включая электроэнергетику и нефтегазовую отрасли, а также в социальной сфере – здравоохранении, образовании, науке и культуре.
Еще в конце декабря 1995 года Н.А.Назарбаев подписал Указ, имевший силу Закона, «О приватизации», а в феврале 1996 года Правительство приняло постановление о введении в действие «Программы третьего этапа приватизации на 1996-1998 годы». Целью данной Программы являлось скорейшее завершение основных процессов приватизации, развития рынка ценных бумаг, повышения занятости населения, развитие малого и среднего предпринимательства. Страна осваивала правила и принципы рыночной экономики, что требовало не только новых институтов и законодательного оформления, но и, главное, изменения общественного сознания.
Одновременно велась постоянная работа по привлечению иностранных инвестиций и технологий. В этой связи требовались четкие, подкрепленные законом государственные гарантии сохранности зарубежных вложений, прав собственности, вывоз прибыли и поддержка принципов свободного предпринимательства, которые являлись ключевыми при развитии инвестиционной привлекательности любой экономики. Закон 1997 года «О государственной поддержке прямых инвестиций» был введен в действие с целью стимулирования дополнительных иностранных и внутренних инвестиций в приоритетные секторы экономики. Законодательство об иностранных инвестициях создало гарантии по обеспечению благоприятных условий для деятельности зарубежных инвесторов в республике.
Особого внимания требовали многочисленные социально-экономические проблемы, среди которых наиболее остро стояли финансовая стабильность, задолженность по выплате зарплат и пенсий населению, остановка промышленных объектов и фактическое банкротство многих предприятий, нуждавшихся в инвестициях, стимулирование предпринимательства как основы новой экономики. Все эти вопросы составляли основную повестку дня рабочих совещаний и встреч Президента. По сути, в этот период он был вынужден перейти фактически на «ручное» управление социально-экономическими процессами, лично обсуждая все проблемы, будь то стратегическое развитие страны или приватизация, подготовка к уборке урожая и предстоявшей зиме, ситуация с выплатой пенсий и заработной платы. В этой связи на постоянном контроле Н.А.Назарбаева находились социально-экономическая ситуация и ход реформ в регионах страны, которые Глава государства регулярно посещал с рабочими поездками, лично контролируя экономические преобразования и исполнение своих поручений, знакомясь с новыми предпринимательскими инициативами и стимулируя местные бизнес-сообщества к активной работе.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Главным вектором политической жизни страны стала институционализация норм и положений, заложенных в новой Конституции 1995 года, что в корне изменило не только сами принципы функционирования политической системы, но и придало импульс формированию институтов гражданского общества.
Ярким событием явилось открытие 30 января 1996 года I сессии нового двухпалатного Парламента Республики Казахстан, ставшего одним из символов не только системной управленческой реформы власти, но и казахстанской демократии в целом. Тем самым на практике был закреплен принцип разделения ветвей власти, а внутри самого Парламента благодаря сформированным верхней и нижней палатам были созданы гибкие механизмы сдержек и противовесов, которые резко снижали вероятность возникновения кризисов в работе представительной власти.
Выступая перед депутатами, Президент подчеркнул: «Мы с вами являемся участниками события, которое призвано стать знаменательной страницей в летописи Казахстана, в истории становления его государственности. По сути, мы стоим у истоков зарождения казахстанского парламентаризма в истинном, цивилизованном его понимании. Впервые в практике государственного строительства Парламент разделен на нижнюю и верхнюю палаты. В самом Парламенте теперь существует система противовесов, что, наверняка, будет способствовать повышению взаимной требовательности депутатов, тем самым снижается вероятность принятия «сырых» законов. Главная политическая задача Парламента, которая должна последовательно реализовываться в принимаемых законодательных актах, – закрепить наметившиеся позитивные тенденции, окончательно стабилизировать политическую, экономическую и социальную ситуацию с тем, чтобы выйти на этап поступательного развития нашей страны».
Не менее важной задачей было обеспечение эффективности судебно-правовой системы. Доставшаяся Казахстану в наследство устаревшая судебная система не способствовала реализации правозащитного предназначения судов, сковывала предпринимательскую инициативу и развитие отношений собственности, что тормозило реформы. Все это обусловило необходимость решительного реформирования судебной системы.
19 марта 1996 года Президент открыл первое заседание Высшего судебного совета Республики Казахстан, создание которого было направлено на выработку новых подходов по формированию судов, обеспечению гарантий независимости судей и их неприкосновенности, совершенствования судебной системы и законодательства. На смену выборности местных судей пришло их назначение Президентом страны, что явилось гарантией реальной независимости судей от влияний на местах. В ходе регулярных заседаний Высшего судебного совета были решены острые кадровые вопросы, проблемы организационного и законодательного обеспечения судов.
В этот же период был заложен базис для развития конкурентного политического поля и становления в Казахстане гражданского общества. Благодаря законам об общественных объединениях и политических партиях, принятым в 1996 году, были сформированы необходимые правовые условия для развития многопартийности и гражданских инициатив. С их принятием были четко регламентированы вопросы создания, регистрации, деятельности и ликвидации общественных организаций. Важными аспектами стал запрет на создание объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в том числе имитационное; на деятельность партий и профсоюзов зарубежных государств, а также финансирование казахстанских общественных объединений и политических партий международными организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами.
Была продолжена планомерная работа и по укреплению межнационального мира и согласия в стране на базе расширения деятельности Ассамблеи народов Казахстана и четкой регламентации государственной языковой политики. Так, 11 июля 1997 года Главой государства был подписан Закон «О языках в Республике Казахстан», в соответствии с которым в стране государственным был определен казахский язык, русскому языку был придан статус языка межнационального общения, а языкам этнических диаспор, проживавших в Казахстане, были законодательно гарантированы возможности свободного и полноценного развития. Постоянное внимание к сфере межэтнических отношений и конструктивные принципы, заложенные в новой Конституции, обусловили снижение межэтнической напряженности и сохранение в стране гражданского мира и политической стабильности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В сфере внешней политики перед Казахстаном стоял ряд задач, требовавших особого внимания. Во-первых, важно было не только сохранить конструктивные связи с соседями по СССР, с которыми была тесно связана не только история и общая экономическая инфраструктура, но и вывести взаимодействие постсоветских государств на новый уровень интеграционного партнерства. Во-вторых, стояла задача конструктивного решения пограничного вопроса и определения государственных границ с соседями. В-третьих, было важно органично интегрироваться в мировое сообщество и стать его полноправным членом. Эти задачи легли в основу международной деятельности Президента и определили содержание его интенсивного графика внешнеполитических контактов в течение двух лет.
За это время Н.А.Назарбаев совершил визиты в Австралию, Азербайджан, Бахрейн, Беларусь, Великобританию, Германию, Грузию, Израиль, Индию, Иран, Китай, Кувейт, Малайзию, Оман, Польшу, Португалию, Россию, Сингапур, США, Турцию, Швейцарию и др. Активно участвовал в работе таких международных форумов, как Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе, международный форум Кран-Монтана, ОБСЕ, ООН, ОЭС, ТЮРКСОЙ и др. Все это способствовало расширению и углублению внешнеполитических контактов Казахстана и повышению интереса мирового сообщества к молодому государству.
В этот же период благодаря усилиям Н.А.Назарбаева Казахстан решил ключевую для суверенитета проблему государственной границы, прежде всего в отношениях с Китаем. Эта проблема досталась молодой республике в наследство от бывшего Советского Союза, который на протяжении многих десятилетий так и не сумел выработать какого-либо конструктивного и компромиссного ее решения.
Для урегулирования проблемы Казахстан избрал путь переговоров на основе консенсуса и с учетом взаимных интересов. В этой связи было принято решение вести обсуждение мер доверия в районе границы с Китаем в многостороннем формате с участием всех заинтересованных сторон – в рамках объединенной делегации постсоветских республик в составе Казахстана, России, Кыргызстана и Таджикистана. В результате возникла «Шанхайская пятерка» как механизм для разрешения имевшихся к моменту распада СССР территориальных вопросов по границе с КНР.
В 1996 году в этом вопросе произошел настоящий прорыв. После продолжительных переговоров 26 апреля 1996 года в г.Шанхае в торжественной обстановке главами пяти указанных государств было подписано соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, не имевшее аналогов в международных отношениях. Можно сказать, что именно с этого момента начался новый этап взаимоотношений Казахстана с Китаем, основанный на принципах взаимного доверия и сотрудничества.
24 апреля 1997 года президенты пяти государств – Казахстана, России, Китая, Кыргызстана и Таджикистана – подписали новое соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Таким образом, оба соглашения, заключенные сроком до 2020 года, стали первыми военно-политическими документами на Азиатском континенте, положившими начало сотрудничеству в военной сфере с целью обеспечения стабильной обстановки на границе.
В фокусе внимания казахстанской дипломатии стояли вопросы военно-политической обстановки в Афганистане и Таджикистане, где Казахстан выступил гарантом межтаджикских мирных соглашений, подписанных в июне 1997 года в г.Москве.
Особым вкладом Казахстана в международную безопасность в этот период стало подписание в 1996 году на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, а также завершение процесса вывода с территории республики ядерных боеприпасов, доставшихся в наследство от Советского Союза. Тем самым Казахстан не только получил гарантии территориальной целостности и уважения суверенитета от ядерных держав США, России, Великобритании, Франции и Китая, но и зарекомендовал себя как конструктивное государство, проводившее мирный внешнеполитический курс.
На этом фоне все более важным фактором международных отношений становился инициированный Президентом Казахстана процесс созыва СВМДА, который с пониманием был встречен в большинстве азиатских стран.
Увенчались успехом и интеграционные усилия Казахстана на постсоветском пространстве. 29 марта 1996 года между Казахстаном, Россией, Кыргызстаном и Беларусью был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, известный под формулой «4+N» и ставший практическим воплощением идеи Евразийского Союза, выдвинутой Н.А.Назарбаевым за два года до этого.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Подытоживая достижения Казахстана за этот период, Н.А.Назарбаев в своем выступлении, посвященном 5-летию независимости, сказал: «Не каждому народу на планете выпадает такой жребий, не каждому народу приходилось решать столь сложные задачи за столь короткий отрезок времени. Строительство собственной сильной государственности и эффективной экономики при сохранении межнационального согласия и политической стабильности – вот тот язык, на котором формулируется задача на пороге XXI века. ...Никогда раньше, ни на одной странице национальной истории мы не были столь близки к тому, чтобы создать собственную государственность на столетия. И задача нашего поколения – использовать этот редкий исторический шанс».

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға