Хроника Деятельности 1994-1995
1994-1995 годы представляют собой один из наиболее напряженных и определяющих с точки зрения государственного строительства периодов в жизни независимого Казахстана, когда был завершен демонтаж тоталитарной системы и шел болезненный поиск новой модели государственности и рыночной экономики.
В этот период перед Казахстаном в числе первоочередных по-прежнему остро стоял вопрос создания мобильной и эффективной политической системы, способной адекватно и оперативно решать сложнейшие системные задачи по выводу страны из экономического кризиса и переводу ее экономики на рыночные рельсы, повышению жизненного уровня населения, поддержанию внутриполитической стабильности и дальнейшей демократизации общества, обеспечению национальной безопасности.
Вместе с тем, сложившаяся в стране система двоевластия между Президентом и Верховным Советом, практически парализовала ее развитие и требовала своего скорейшего разрешения. Во многом это стало следствием принятой в 1993 году Конституции Республики Казахстан.
Основной закон, хотя и имел ряд новшеств в сравнении с прежней советской Конституцией, все же не соответствовал задачам времени и не был способен регулировать отношения ветвей власти на базе системы сдержек и противовесов. Особенно ярко это отразилось в деятельности только что избранного Верховного Совета тринадцатого созыва, который все более утверждался как источник не только постоянных барьеров для экономического роста, но и конфликтов с исполнительной властью во главе с Президентом страны.
На фоне углубления экономического кризиса и спада социального уровня жизни депутатский корпус все чаще принимал популистские решения о повышении заработной платы, необеспеченные финансированием социальные программы, тогда как исполнительная власть несла ответственность за их выполнение в условиях жесткого дефицита бюджета. Подобные нормы, принятые в то время, когда экономика не работала, и казна была пуста, стали причиной образования многолетней задолженности по социальным выплатам. К тому же, многие законы того времени не содержали механизмы регулирования правоотношений, возникавших в ходе формирования рыночной экономики и демократического общества. Тем самым, слабая в качественном и количественном отношениях законотворческая работа блокировала выход Казахстана на путь развития в новых условиях.
С момента участия в открытии I сессии Верховного Совета Республики Казахстан тринадцатого созыва 19 апреля 1994 года Глава государства принимал активное участие в его заседаниях и убеждал депутатский корпус вести более интенсивную законотворческую работу, поскольку становление независимого государства требовало принятия сотен новых законов. Однако, имея дело с консервативно настроенным большинством в Верховном Совете, Президенту было сложно добиваться эффективных решений и поддержки реформ. Даже несмотря на многочисленные личные встречи Президента с депутатами в течение всего 1994 года по вопросам обеспечения взаимодействия и согласованности в работе между законодательной и исполнительной ветвями власти и подписанный по инициативе Н.А.Назарбаева меморандум взаимодействия между парламентом и правительством, в их отношениях не удалось избежать конфликтности.
В условиях разразившегося политического кризиса, связанного с принятым 6 марта 1995 года решением Конституционного суда Республики Казахстан о неконституционности деятельности Верховного Совета тринадцатого созыва ввиду допущенных нарушений законодательства в ходе парламентских выборов 7 марта 1994 года, Глава государства 11 марта 1995 года обратился в Конституционный суд с соответствующим запросом.
Конституционный суд в своем дополнительном определении дал разъяснения на поставленные Президентом вопросы. В соответствии с этим определением был признан факт неконституционности парламента страны или, иначе говоря, незаконности его деятельности.
В сложившейся ситуации Президент как гарант соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов республики принял решение о роспуске парламента, подписав 11 марта 1995 года Указ «О мерах, вытекающих из постановления Конституционного суда», тем самым поддержав решение Конституционного суда и подтвердив таким образом приверженность демократическим принципам.
Неконституционность полномочий парламента автоматически означала и нелегитимность полномочий Кабинета Министров, который был сформирован с участием неправомочного Верховного Совета. После того, как 11 марта правительство подало в отставку, был сформирован его новый состав.
В целях сохранения единства общества и недопущения обострения политической и социальной обстановки в стране 25 марта 1995 года Ассамблея народов Казахстана приняла резолюцию о необходимости проведения республиканского референдума по продлению полномочий Президента Республики Казахстан до 1 декабря 2000 года.
Соответствующий Указ «О проведении 29 апреля 1995 года республиканского референдума» был подписан Президентом 25 марта 1995 года, согласно которому на общенародное голосование выносился, по сути, вопрос доверия Главе государства и наделения его особыми полномочиями по реформированию Казахстана.
Результаты референдума убедительно продемонстрировали, что казахстанцы поддержали курс на дальнейшие преобразования. Из принявших участие в голосовании граждан 7 932 834 высказались за продление полномочий, что составило 95,46% от общего числа проголосовавших граждан. Тем самым, в тот трудный момент Президент получил полную поддержку от общества. 5 мая 1995 года состоялась торжественная церемония вручения свидетельства ЦИК Республики Казахстан о продлении срока президентских полномочий Н.А.Назарбаева до 1 декабря 2000 года по итогам референдума.
Получив всенародную поддержку, Глава государства в соответствии с Законом от 10 декабря 1993 года «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий», предоставившей ему право до момента принятия новой Конституции принимать законодательные акты, в отсутствие высшего законодательного органа был вынужден взять на себя бремя законотворческой деятельности.
Главе государства удалось своими указами, имевшими силу законов, закрыть брешь в правовом регулировании, сформировать внушительную законодательную базу, заложившую реальную основу для масштабной модернизации экономики и дальнейшего государственного строительства. За этот период в общей сложности было издано около 140 указов Президента, имевших силу закона.
Одновременно Президентом страны была инициирована разработка проекта новой Конституции, что было обусловлено необходимостью преодоления ошибок политической модели 1993 года, приведших к кризису. Мартовские события 1995 года наглядно продемонстрировали важность ее срочного принятия – в результате предстояло разработать более эффективную Конституцию, на основе которой можно было построить современное, эффективное демократическое государство.
Президент лично контролировал ход подготовки новой Конституции, вносил предложения и новые идеи. В частности, после бурной дискуссии настоял на включении в проект ряда ключевых принципов государственного развития, которые не были заложены в Конституции 1993 года. Среди них были общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение демократическими методами наиболее важных вопросов государственной жизни, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Стал предметом длительных дискуссий и сформулированный в статье 3 Конституции принцип единства государственной власти и ее разделения на ветви. Проект новой Конституции 1995 года предусматривал механизм разделения единой государственной власти на три ветви, ориентированный, с одной стороны, на возможность их тесного сотрудничества, а с другой – взаимного сдерживания, недопущения вмешательства в установленную Конституцией и законами компетенцию друг друга.
Были внесены многие новации, которые открывали новую страницу в политическом развитии Казахстана. К примеру, в статье 5 проекта Конституции впервые было провозглашено идеологическое и политическое многообразие – важнейший признак демократии. Данная норма предполагала помимо прочего и свободу деятельности политических партий и иных общественных объединений. Другим важным механизмом, делавшим Конституцию реальной, являлось то, что она должна была иметь прямое действие, то есть применяться непосредственно, вне зависимости от наличия или отсутствия подзаконных актов. Процесс становления правового государства только набирал силу, поэтому не менее важной задачей, чем решение экономических проблем, было обеспечение эффективности судебно-правовой системы.
Позднее, когда проект был готов, для проведения его анализа и экспертизы постановлением Президента Н.А.Назарбаева от 22 мая 1995 года был создан Экспертно-консультативный совет. А в начале июля 1995 года проект был вынесен на всенародное обсуждение, срок его был определен в один месяц, до 30 июля 1995 года, после чего проект Конституции предполагалось вынести на референдум. После опубликования проекта Глава государства собрал пресс-конференцию, на которой рассказал об основных положениях будущей Конституции и ответил на вопросы журналистов. Главное, что стремился донести Президент через представителей средств массовой информации до сведения всех казахстанцев был тот факт, что новая Конституция будет в состоянии открыть возможность для стабильного развития Казахстана в обстановке межнационального согласия и гражданского мира, последовательного осуществления политических и экономических реформ.
30 августа 1995 года состоялось голосование на республиканском референдуме за новую Конституцию республики, в котором приняли участие 8 091 715 граждан или 90,58%, из них 7 212 773 граждан или 89,14% высказались за принятие нового Основного закона, который с учетом требований времени решил многие вопросы организации управления государством, собственности, прав и свобод человека и гражданина и др.
6 сентября 1995 года состоялась торжественная церемония официального представления Конституции страны. В своем выступлении Н.А.Назарбаев заявил: «По примеру конституций многих демократических государств наша Конституция не декларативно, а всей структурой и технико-юридической основой, системой строгих государствоведческих, политических и правовых категорий создает надежные предпосылки для построения и развития современного государства и социально ориентированной рыночной экономики».
Конституция 1995 года открыла новую страницу в развитии нашего государства, по сути, обозначив завершение начального этапа становления независимости Казахстана и задав старт системным реформам во всех сферах жизни общества.
В первую очередь, кардинальным изменениям подверглась конфигурация системы государственной власти. В Конституции получила свое закрепление идея, что государственная власть в республике едина и осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Конституция четко очертила конституционное поле деятельности каждой ветви власти.
Принципиально новый статус обрел институт президентства, взяв на себя функции своеобразного арбитра в структуре ветвей власти. Подобное положение обеспечивалось за счет эффективных рычагов воздействия на все три ветви власти, к которым прежде всего относятся право роспуска Парламента и ответственность Правительства перед Президентом. Была проведена реформа судебной системы, создан Конституционный совет.
Конституция учредила двухпалатный Парламент, дискуссии о необходимости которого долго велись в нашем обществе, но так и не были реализованы в Конституции 1993 года. В системе разделения единой государственной власти функции Парламента получили четкое определение, предполагавшее его сосредоточение на законодательной деятельности.
В декабре 1995 года состоялись выборы в новый двухпалатный Парламент Республики Казахстан первого созыва. Выборы в Сенат по новой Конституции прошли в два тура – 5 и 23 декабря, а 9 декабря было проведено голосование по выборам депутатов Мажилиса.
Выстроенная политическая модель продемонстрировала свою жизнеспособность и эффективность, способствовала практической реализации модернизационной идеологии Н.А.Назарбаева, в которую входило не только создание институтов гражданского общества, многопартийности, свободных средств массовой информации, неправительственных организаций, но и содействие либерализации экономических отношений и активное развитие свободного рынка.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В условиях сложной политической и социально-экономической обстановки в стране для молодого полиэтнического и поликонфессионального государства особую остроту приобрела проблема сохранения общественной стабильности, межэтнического и религиозного консенсуса. В этой связи Президент Н.А.Назарбаев выступил с инициативой по созданию Ассамблеи народов Казахстана – не имевшего аналогов в мире уникального образования, функционировавшего на правах консультативно-совещательного органа при Президенте страны.
Универсальную и непреходящую роль Ассамблеи лидер страны раскрыл еще в первые годы ее существования: «Межнациональное согласие – это не вопрос первого и второго пятилетия независимости и не вопрос голого политического прагматизма. Мы должны усвоить и передать следующему поколению две простые истины: Казахстан всегда будет полиэтничным государством, и никаких национальных чисток никто и никогда проводить не будет; наша полиэтничность – огромный культурный, экономический и политический ресурс. Задача стоит простая – мы все должны почувствовать гражданскую общность. Но за этой простотой скрываются огромные сложности: и ностальгия о прошлом, и всевозможные комплексы старшего и младшего брата. Чем быстрее мы осознаем новую политическую реальность – независимый Казахстан – и чем быстрее каждый ощутит свою причастность к его судьбе, тем прочнее будет межнациональное согласие».
24 марта и 30 июня 1995 года под председательством Президента Н.А.Назарбаева прошли I и II сессии Ассамблеи народов Казахстана, в которых приняли участие представители 120 национальностей. На повестке дня работы нового органа стояли вопросы, как сохранить и укрепить общественную стабильность в Казахстане, как управлять государством в период до следующих парламентских выборов, как ускорить реформирование общества. В итоге был инициирован широкий диалог по определению приоритетов на будущее с участием всего общества, что фактически свело к нулю социальное напряжение.
Создание Ассамблеи четко продемонстрировало, что Президент Н.А.Назарбаев твердо держит курс на сохранение мира и согласия в обществе, а провозглашенное равенство народов, проживающих в Казахстане, имеет реальную силу. В целом начало работы Ассамблеи позволило Президенту, во-первых, сплотить вокруг своей идеологии представителей всех этнических групп казахстанского общества вокруг своей идеологии модернизации и развития, что значительно увеличило социальную базу его поддержки, во-вторых, нивелировать в Казахстане любые возможные этнократические тенденции, которые могли проявиться в условиях роста самосознания государствообразующей нации – казахов, в-третьих, в значительной мере снизить миграционные настроения казахстанских граждан.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По-прежнему остро стояли перед Казахстаном и вопросы выхода из экономического кризиса при одновременной либерализации экономики и достижения общей макроэкономической стабилизации.
Наряду с этим предстояло решать вопросы интегрирования казахстанской экономики в мирохозяйственные связи, без чего Казахстан по-прежнему оставался бы периферийным аутсайдером.
Интенсивно ведя поиск эффективных путей решения этих задач, Н.А.Назарбаев твердо проводил ускоренный курс системных экономических реформ.
22 июня 1994 года на заседании Кабинета Министров был рассмотрен разработанный по поручению Главы государства проект Программы действий правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса на 1994-1995 годы. Основной акцент программы был сделан на ускорение приватизации и демонополизации, развитие конкурентной политики, либерализацию цен и товарных рынков, что предполагало создание новых механизмов, стимулировавших изменения в экономике, и инициирование целого ряда законодательных актов, регламентировавших новый подход государства к экономическому развитию.
В этот же период был завершен второй этап реализации Национальной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан на 1993-1995 годы.
В оперативном режиме Президент на постоянной основе принимал Премьер-министра, членов Кабинета Министров страны, глав областных администраций, руководителей министерств и ведомств. Вопросы социально-экономического развития находились в центре внимания рабочих поездок Президента в регионы страны. В 1994-1995 годы Президент совершил рабочие поездки во все регионы, в ходе которых с его участием были проведены десятки региональных мероприятий.
Важной задачей экономической политики было достижение финансовой стабилизации и обуздание гиперинфляции. Как известно, либерализация цен, запущенная в 1993 году, сопровождались значительным ростом инфляции и сокращением платежеспособного спроса: только в период 1993-1995 годов инфляция достигла 1 200% годовых, дефицит бюджета страны в одном только 1995 году составлял порядка 40 млрд. тенге, а ставки банков второго уровня по кредитам предприятиям достигали 400% годовых. Особое внимание Национального банка было уделено поддержке и укреплению национальной валюты – тенге. И если первая партия тенге печаталась в Великобритании, то уже 26 апреля 1995 года Президент принимал участие в открытии банкнотной фабрики в г.Алматы по самостоятельному выпуску новых казахстанских банкнот.
Отдельным направлением в деятельности Президента Н.А.Назарбаева в период 1994-1995 годов стало активное привлечение инвестиций в национальную экономику в целях «оживления» казахстанских предприятий. С 1994 года было разрешено вложение иностранного капитала в приватизационные инвестиционные фонды, а с весны 1995 года иностранцы допускались к аукционам по продаже любых объектов, где они могут расплачиваться валютой и приобретать до 31% акций приватизируемых предприятий. По инициативе Главы государства в кратчайшие сроки был подготовлен и принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций в Казахстане», где система льгот и преференций для иностранных инвестиций была значительно расширена.
В подкрепление сформированной правовой базе Президент в течение двух лет провел десятки встреч с руководителями и представителями крупнейших компаний США, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Омана, в числе которых всемирно известные «Chevron Corporation», «Philip Morris», «АВВ», «Overseas Private Investment Corporation», «Tomson», «First Development», «City Bank», «The Chase Manhattan Bank», «UBS», «Eni S.p.A.», «Agip КСО», «Fata Group», «Europa-Metalli», «Saipem», «Bouygues», «Mitsubishi», «Itochu Corporation», «Gold Star», «Dabbah» и др.
Активная работа велась по привлечению инвестиционных средств в Казахстан велась Н.А.Назарбаевым и по линии международных организаций в лице ООН, МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР и др.
Зримыми плодами активной работы Президента Н.А.Назарбаева с иностранными инвесторами стало открытие ряда совместных предприятий и открытие зарубежных кредитных линий в целях стимулирования экономики.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В 1994-1995 годах Казахстан встал перед необходимостью налаживания конструктивных внешнеполитических отношений и встраивания в систему международного сотрудничества.
В это время во внешней политике перед Казахстаном стояли задачи, во-первых, добиться международного признания и стать полноправным членом мирового сообщества, во-вторых, установить дипломатические контакты и взаимовыгодные отношения со странами, представлявшими для республики интерес, в-третьих, вступить в международные и региональные организации в целях более тесной интеграции в международное сотрудничество, в-четвертых, обеспечить свою национальную безопасность и неприкосновенность государственных границ, в-пятых, способствовать созданию благоприятных внешних условий для реформирования экономики и привлечь иностранные инвестиции.
В этот период Н.А.Назарбаев посетил с визитами Бельгию, Ватикан, Великобританию, Венгрию, Израиль, Индонезию, Испанию, Италию, Китай, Кыргызстан, Литву, Республику Корея, Палестину, Россию, Саудовскую Аравию, США, Туркменистан, Турцию, Узбекистан, Украину, Швейцарию, Эстонию, Японию. В ходе визитов Глава государства провел многочисленные встречи с руководством и деловыми кругами этих стран, итогами и результатами которых стали подписанные соглашения и договоры, новые совместные экономические и инвестиционные проекты, в которых остро нуждалась казахстанская экономика.
Большое значение Президент придавал участию в многосторонних межгосударственных встречах и международных форумах, в числе которых можно выделить заседания глав государств Центральной Азии по проблемам сохранения Аральского моря, Всемирный экономический форум, саммиты СНГ, встречи глав тюркоязычных государств, конференция ООН по разоружению в г.Женеве, встреча глав государств и правительств стран-участниц СБСЕ в г.Будапеште, 50-я юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, XXVIII сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО.
В целом благодаря активной внешнеполитической деятельности Президента Н.А.Назарбаева к концу 1995 года Казахстан признали 111 государств мира, с 92-мя из которых были установлены дипломатические отношения. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и других международных организаций.
Особое место во внешнеполитической стратегии Казахстана занимали вопросы обеспечения его международной безопасности.
Как известно, Казахстан после распада СССР унаследовал четвертый в мире по мощности ядерный арсенал. В этой ситуации Президент Н.А.Назарбаев избрал путь добровольного отказа от ядерного статуса, но на выгодных Казахстану условиях исходя из его национальных интересов. В 1994-1995 годы договоренности, достигнутые между Казахстаном со странами Запада в отношении ядерного разоружения, нашли практическую реализацию.
В декабре 1994 года, в ходе Будапештского совещания СБСЕ, состоялась церемония подписания Меморандума о гарантиях безопасности Казахстану со стороны депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия – России, США и Великобритании, в котором содержались обязательства о неприменении силы против территориальной целостности и политической независимости Республики Казахстан, об отказе от экономического принуждения. Позже свои гарантии предоставили КНР и Франция. А 26 мая 1995 года, когда последние ядерные боеголовки были вывезены с территории Казахстана, республика де-факто стала безъядерным государством.
Другим не менее важным вопросом повестки дня внешней политики Казахстана было формирование по периметру своих границ «пояса мира и добрососедства». На основе консультаций к 1995 году Казахстан в основном урегулировал приграничные вопросы с ближайшими соседями (Россия, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан) и начал многосторонний переговорный процесс по правовому статусу Каспийского моря. На этой договорной базе к середине 2000-х годов будут окончательно решены вопросы по делимитации границы с Россией и Китаем, что эксперты охарактеризуют как «договоры века».
Обретение независимости раскрыло и огромный интеграционный и организаторский потенциал Казахстана, обеспечивший ему роль одного из инициаторов и участников целого ряда интеграционных объединений.
В частности, по инициативе Казахстана было создано Единое экономическое пространство между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, договор о котором был подписан в апреле 1994 года.
В этом же контексте следует рассматривать и высказанную Н.А.Назарбаевым 29 марта 1994 года во время его первого официального визита в Российскую Федерацию на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами МГУ имени М.В.Ломоносова идею о создании Евразийского Союза.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Независимость страны открыла небывалые возможности для подлинного духовного возрождения народа Казахстана. После веков и десятилетий забвения народу были возвращены дорогие ему имена и реликвии. Наряду с появлением в светском календаре новых праздников, за этот период в республике состоялись памятные мероприятия об исторических событиях, увековечение и чествование выдающихся деятелей национальной истории (репрессированных деятелей Казахстана – Т.Рыскулова, С.Ходжанова, С.Сейфуллина, И.Джансугурова, Б.Майлина и др.), венцом которых в 1995 году стали проведенные под эгидой ЮНЕСКО мероприятия по празднованию 150-летия поэта, мыслителя и общественного деятеля Абая Кунанбаева.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В целом, характеризуя развитие государства в 1994-1995 годах, можно отметить, что за это время Казахстан прошел сложный экзамен на стойкость и доказал свое право на суверенное развитие. Это был один из важнейших этапов становления республики, который во многом определил и заложил условия для последующего динамичного развития.