Жук-олень в изобразительном искусстве и в кинематографе
В изобразительном искусстве
В XIV веке образ жука-оленя начал освобождаться от некогда присвоенного ему символического значения и приобрёл описательную и декоративную функцию, став в конце концов любимой темой многих художников. Итальянский миниатюрист Джованнино де Грасси в конце XIV века изобразил жука-оленя улетающим от группы оленей, расположенных на нижней части картины, к Богу, который сидит среди отшельников в центре композиции. Присутствие жука-оленя в религиозных картинах не случайно, оно, скорее всего, основывалось на символическом значении жука-оленя для христиан того времени. Данная интерпретация подтверждается сходством челюстей жука-оленя и рогов оленя. Ведь оленей с древних времён почитали в качестве священных животных, и их образ часто использовали в христианских картинах как символ Христа, одерживающего верх над злом. Изображение жука-оленя в качестве христианской символики можно также найти на нескольких немецких картинах XV века. Примером является работа Стефана Лохнера в соборе Кёльна, известная как «англ. Altar of the City Patron», на которой маленький жук-олень изображён среди травы.
Жука-оленя на своих полотнах не анималистической тематики часто изображал Альбрехт Дюрер. Хрестоматийным же является его рисунок жука-оленя, сделанный в 1505 году. Рисунок с жуком-оленем также был сделан Гансом Гофманом (акварель, 1574 год), который увлекался творчеством Дюрера и делал рисунки по его мотивам. Также этот вид жуков изображён на картине Георга Флегеля. Изображение самки жука-оленя было написано итальянской художницей Джованни Гарцони, известной своими натюрмортами овощей, фруктов и цветов с детальными изображениями мелких насекомых.
Сегодня изображения жука-оленя в той или иной интерпретации можно найти на орнаменте стиля модерн на фарфоре, ювелирных изделиях, почтовых марках и этикетках различных потребительских товаров.
В кинематографе
В 1910 году Владислав Александрович Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях, в частности — битву двух самцов жуков-оленей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся малоактивными. Тогда Старевич препарировал жуков, приделал к лапкам тоненькие проволочки, прикрепил их воском к туловищу и снял нужную ему сцену покадрово. Применяя подобную технику, он снял фильм «Lucanus Cervus», который стал первым в мире кукольным анимационным фильмом. Используя ту же технику, Старевич снял в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 1920-х годов. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться от насекомых дрессировкой. Вскоре после «Люканиды» на экраны выходит сходный по технике короткометражный мультипликационный фильм «Месть кинематографического оператора», где одним из персонажей также является жук-олень.
Википедия