Музыка, театр и кино
50-е-70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла. Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца. Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли "Гульдер", "Дос-Мукасан", "Айгуль".
Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева "Золотые горы", С. Мухамеджанова "Айсулу", балеты Г. Жубановой "Легенда о белой птице" и "Хиросима" и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К. Кужамьярова "Ризвангуль" была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова.
В республике в 50-е - 70-е гг. работал ряд профессиональных театров, в т.ч. Казахский, Русский театр драмы. Уйгурский театр музыкальной комедии. Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. В 1980 г. в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).
Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1955-79 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых "Наш милый доктор" (Ш. Айманов, 1957), "Сказ о матери" (А. Карпов, 1963), "Выстрел на перевале" (Б. Шамшиев, 1968), "Кыз Жибек" (С. Ходжиков, 1970), "Конец атамана" (Ш. Айманов, 1970), "Транссибирский экспресс" (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР.
В целом развитие культуры в 50 - 80 - е гг. было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.