Жаңалықтар

Курманбаева Заги

(13.06.1903-1975) Заслуженная артистка Казахской ССР (1945) Четверть века играла она на сцене Казахского академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова. Разные роли были в ее актерской карьере. Но особенно удавалась ей роль матери. И в историю казахского театрального искусства Заги Курманбаева вошла как актриса, создавшая целую галерею образов. Начиная с восемнадцатого и до середины двадцатых годов прошлого века в Казахстане активно создавались казахские драматические кружки. В Акмолинске, Аулие-Ате, Кокшетау, Оренбурге, Туркестане, Шымкенте, Алматы и даже в аулах и небольших поселениях самодеятельные актеры ставили пьесы М. Ауэзова, Е. Ерданаева, С. Сейфуллина, Ж. Аймауытова, Б. Майлина, М. Дулатова. Именно из таких кружков вышли потом такие известные, блистательные мастера сцены, как К. Бадыров, С. Кожамкулов, Е. Умурзаков. Сами пьесы, безусловно, имели большой успех у зрителей. С замиранием сердца следила за всеми постановками, на какие только удавалось ей попасть, и девочка-подросток из аула Кошмамбет, находившегося недалеко от Алматы. А после еще несколько дней Заги ходила как зачарованная, вспоминая игру актеров, слова, которые они произносили. Незаметно от других повторяла понравившиеся ей жесты, мимику. Однажды она подумала: может, попроситься в актеры, вдруг примут? И ее приняли. Программа драматического кружка, в котором играла Заги Курманбаева, включала не только пьесы, но и казахские народные песни, кюи, инсценировки. Специально актерскому мастерству Заги Курманбаева нигде не училась — ни в училище, ни в институте. В те тяжелые, голодные для Казахстана годы это удавалось далеко не каждому. Но природное дарование, знание старинного уклада, обычаев и традиций своего народа помогали создавать ей правдивые образы. Тем более что постановки тех лет имели натуралистический, социально-бытовой и этнографический характер. И кто знает, возможно, Заги Курманбаева так и осталась бы на самодеятельной сцене, если бы не одно событие. В 1928 году Казахский театр драмы — первый профессиональный театр — переезжает из Кызылорды в Алматы. И появляется возможность бывать на его спектаклях, смотреть игру талантливых актеров, постановки легендарного режиссера, одного из основоположников казахского театрального искусства Жанбике Шанина, который уделял очень много внимания культурному и профессиональному росту труппы, творческой работе театра, репертуару. Его постановки отличались от прежних. Жанбике Шанин ставил национальные пьесы, в которых бытовые и этнографические краски были столь яркими, что не восхищаться было невозможно. Режиссер очень придирчиво относился к декорациям, костюмам, реквизиту. И еще очень ценил традиции народного искусства. Так что самодеятельным актерам было у кого учиться. Но и казахский театр в те годы тоже не отбрасывал снисходительно в сторону опыт любительских трупп и самодеятельных кружков. Ведь это был начальный этап становления профессионального сценического искусства. И, конечно, одинаково как профессиональному театру, так и любительскому очень помогало богатое наследие народного искусства. Не мечтать о большой сцене Казахского театра драмы Заги Курманбаева просто не могла. Но проходит еще пять лет, прежде чем она набирается решимости и смелости войти в этот театр не как зритель, а как актриса. Ее дебютом стала роль Ундемес в спектакле «Месть» Ильяса Джансугурова. В репертуаре тогда были произведения национальной драматургии, рассказывающие о жизни прошлой и современной. Такие этапные спектакли, как «Ночные раскаты», «Абай» Мухтара Ауэзова, «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Габита Мусрепова, занимали большое место в театральной жизни страны. Не меньшее место они стали занимать и в сердце, и в душе, и в жизни Заги Курманбаевой. Но не только эти постановки. Ее основные роли — Дильда, Аналык, Зере в пьесах «Ночные раскаты», «Каракыпшак Кобыланды», «Абай» Мухтара Ауэзова, Дамели и Куникей в «Акан-серi — Актокты» и «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Габита Мусрепова, Рабига в «Единой семье» А. Абишева и другие — запомнились зрителям тех лет. Ее игре были свойственны темперамент, простота, насыщенность бытовыми красками. Острохарактерная, бытовая актриса — так отзывались о Заги Курманбаевой критики. — Она была хорошая актриса, — вспоминает заслуженная артистка Казахской ССР Хабиба Елебекова. — Мы работали с ней в одном театре. И для многих из нас она была матерью не только на сцене, но и в жизни. Очень добрый по натуре человек, она всем спешила на помощь, поддерживала в трудную минуту, умела успокоить и дать добрый, умный совет. Даже на коллег она смотрела глазами матери — ласково, нежно, немного с тревогой, беспокоясь о том, все ли у них в порядке. В основном ей доставались роли пожилых женщин — матери, аже. И думаю, лучше ее с этими ролями никто не справлялся. Образы, созданные ею, были огромной достоверности и убедительности. Щедрая эмоциональность, правдивость, обаяние, мягкий, теплый юмор, жизнерадостность — все, что было в характере самой Заги Курманбаевой, она несла на сцену, дарила зрителям. В тяжелые годы Великой Отечественной войны Казахский академический театр драмы возглавил театральную жизнь республики и своим творчеством внес определенный вклад в общую борьбу с врагом. Коллектив театра выступал на призывных пунктах, в воинских частях и госпиталях. Главной стала героико-патриотическая тема. Патриотическая направленность хорошо чувствовалась в героико-эпическом спектакле «Каракыпшак Кобыланды» М. Ауэзова, рассказывающем о борьбе каракыпчаков во главе с батыром Кобланды с чужеземными захватчиками — кзылбасами, в пьесе Г. Мусрепова «Акан-серi — Актокты» — о трагической судьбе казахского поэта-певца Ахана-сере, любимца и гордости народа. Вместе с другими актерами театра, занятыми в этих постановках, Заги Курманбаева добилась крупных творческих успехов. Ее искусство отличалось глубиной проникновения во внутренний мир героинь, выразительностью сценического рисунка. И успех спектаклей во многом определялся игрой мастеров сцены, среди которых не последнее место занимала и Заги Курманбаева. Ее яркую и выразительную игру трудно было не заметить. В 1945 году Заги Курманбаевой указом Верховного Совета Казахской ССР было присуждено звание заслуженной артистки республики. В том же году она получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Пьесы, в которых ей довелось играть, вошли в золотой фонд национальной драматургии. А спектакль «Абай», в котором играла Заги Курманбаева, в 1952 году был удостоен Государственной премии СССР. Актеры, занятые в постановке, раскрыли глубокие внутренние связи между персонажами, показали всю глубину содержания произведения Мухтара Ауэзова. Заги Курманбаева всегда умела передать мысли и чувства своих героинь. Она была актрисой большого сценического обаяния, игра ее отличалась эмоциональной насыщенностью, глубиной раскрытия сущности характеров, выразительностью внешнего рисунка. Причем давалась ей это без напряжения, легко. Образ матери, бабушки так идеально подходил ей, что, по сути, не нужно было ничего придумывать. Как отмечают современники, ей не нужно было каждый раз входить в образ, настраивать себя. В этом образе она жила и поэтому ни разу не изменила ему, ни разу не сфальшивила, не сыграла ненатурально, скупо. И ее сценические характеры навсегда остались в истории казахского театра образцом для актеров последующих поколений. Творческая деятельность этой актрисы отмечена почетными грамотами, наградами, медалью «За трудовую доблесть». В 1948 году Заги Курманбаева принимала участие в конференции, посвященной пятидесятилетию МХАТа, в 1958-м участвовала в Декаде казахского искусства и литературы, проходившей в Москве. Была она и депутатом Сталинского райсовета депутатов трудящихся города Алматы. Но главным для нее всегда оставались сцена, актерское ремесло. В формировании и развитии казахского театрального искусства творчество Заги Курманбаевой сыграло важную роль. В Казахском академическом театре драмы имени М. Ауэзова актриса проработала до 1959 года. Снималась она и в кино. Актрисой же оставалась до самой своей смерти в 1975 году. Сегодня, к сожалению, ее имя, биографию помнят совсем немногие. А ведь талант Заги Курманбаевой заслуживает и более пристального внимания, и более тщательного исследования, и более глубокой памяти о ней нынешнего поколения. Актриса и человек Заги Курманбаева этого, безусловно, заслуживает. Источник :biografia.kz
28.08.2013 10:10 4261

(13.06.1903-1975)

Заслуженная артистка Казахской ССР (1945)

Четверть века играла она на сцене Казахского академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова. Разные роли были в ее актерской карьере. Но особенно удавалась ей роль матери. И в историю казахского театрального искусства Заги Курманбаева вошла как актриса, создавшая целую галерею образов.

Начиная с восемнадцатого и до середины двадцатых годов прошлого века в Казахстане активно создавались казахские драматические кружки. В Акмолинске, Аулие-Ате, Кокшетау, Оренбурге, Туркестане, Шымкенте, Алматы и даже в аулах и небольших поселениях самодеятельные актеры ставили пьесы М. Ауэзова, Е. Ерданаева, С. Сейфуллина, Ж. Аймауытова, Б. Майлина, М. Дулатова. Именно из таких кружков вышли потом такие известные, блистательные мастера сцены, как К. Бадыров, С. Кожамкулов, Е. Умурзаков. Сами пьесы, безусловно, имели большой успех у зрителей. С замиранием сердца следила за всеми постановками, на какие только удавалось ей попасть, и девочка-подросток из аула Кошмамбет, находившегося недалеко от Алматы. А после еще несколько дней Заги ходила как зачарованная, вспоминая игру актеров, слова, которые они произносили. Незаметно от других повторяла понравившиеся ей жесты, мимику. Однажды она подумала: может, попроситься в актеры, вдруг примут? И ее приняли.

Программа драматического кружка, в котором играла Заги Курманбаева, включала не только пьесы, но и казахские народные песни, кюи, инсценировки. Специально актерскому мастерству Заги Курманбаева нигде не училась — ни в училище, ни в институте. В те тяжелые, голодные для Казахстана годы это удавалось далеко не каждому. Но природное дарование, знание старинного уклада, обычаев и традиций своего народа помогали создавать ей правдивые образы. Тем более что постановки тех лет имели натуралистический, социально-бытовой и этнографический характер.

И кто знает, возможно, Заги Курманбаева так и осталась бы на самодеятельной сцене, если бы не одно событие. В 1928 году Казахский театр драмы — первый профессиональный театр — переезжает из Кызылорды в Алматы. И появляется возможность бывать на его спектаклях, смотреть игру талантливых актеров, постановки легендарного режиссера, одного из основоположников казахского театрального искусства Жанбике Шанина, который уделял очень много внимания культурному и профессиональному росту труппы, творческой работе театра, репертуару. Его постановки отличались от прежних. Жанбике Шанин ставил национальные пьесы, в которых бытовые и этнографические краски были столь яркими, что не восхищаться было невозможно. Режиссер очень придирчиво относился к декорациям, костюмам, реквизиту. И еще очень ценил традиции народного искусства. Так что самодеятельным актерам было у кого учиться. Но и казахский театр в те годы тоже не отбрасывал снисходительно в сторону опыт любительских трупп и самодеятельных кружков. Ведь это был начальный этап становления профессионального сценического искусства. И, конечно, одинаково как профессиональному театру, так и любительскому очень помогало богатое наследие народного искусства.

Не мечтать о большой сцене Казахского театра драмы Заги Курманбаева просто не могла. Но проходит еще пять лет, прежде чем она набирается решимости и смелости войти в этот театр не как зритель, а как актриса. Ее дебютом стала роль Ундемес в спектакле «Месть» Ильяса Джансугурова. В репертуаре тогда были произведения национальной драматургии, рассказывающие о жизни прошлой и современной. Такие этапные спектакли, как «Ночные раскаты», «Абай» Мухтара Ауэзова, «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Габита Мусрепова, занимали большое место в театральной жизни страны. Не меньшее место они стали занимать и в сердце, и в душе, и в жизни Заги Курманбаевой. Но не только эти постановки. Ее основные роли — Дильда, Аналык, Зере в пьесах «Ночные раскаты», «Каракыпшак Кобыланды», «Абай» Мухтара Ауэзова, Дамели и Куникей в «Акан-серi — Актокты» и «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Габита Мусрепова, Рабига в «Единой семье» А. Абишева и другие — запомнились зрителям тех лет. Ее игре были свойственны темперамент, простота, насыщенность бытовыми красками. Острохарактерная, бытовая актриса — так отзывались о Заги Курманбаевой критики.

— Она была хорошая актриса, — вспоминает заслуженная артистка Казахской ССР Хабиба Елебекова. — Мы работали с ней в одном театре. И для многих из нас она была матерью не только на сцене, но и в жизни. Очень добрый по натуре человек, она всем спешила на помощь, поддерживала в трудную минуту, умела успокоить и дать добрый, умный совет. Даже на коллег она смотрела глазами матери — ласково, нежно, немного с тревогой, беспокоясь о том, все ли у них в порядке. В основном ей доставались роли пожилых женщин — матери, аже. И думаю, лучше ее с этими ролями никто не справлялся. Образы, созданные ею, были огромной достоверности и убедительности.

Щедрая эмоциональность, правдивость, обаяние, мягкий, теплый юмор, жизнерадостность — все, что было в характере самой Заги Курманбаевой, она несла на сцену, дарила зрителям.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Казахский академический театр драмы возглавил театральную жизнь республики и своим творчеством внес определенный вклад в общую борьбу с врагом. Коллектив театра выступал на призывных пунктах, в воинских частях и госпиталях. Главной стала героико-патриотическая тема. Патриотическая направленность хорошо чувствовалась в героико-эпическом спектакле «Каракыпшак Кобыланды» М. Ауэзова, рассказывающем о борьбе каракыпчаков во главе с батыром Кобланды с чужеземными захватчиками — кзылбасами, в пьесе Г. Мусрепова «Акан-серi — Актокты» — о трагической судьбе казахского поэта-певца Ахана-сере, любимца и гордости народа.

Вместе с другими актерами театра, занятыми в этих постановках, Заги Курманбаева добилась крупных творческих успехов. Ее искусство отличалось глубиной проникновения во внутренний мир героинь, выразительностью сценического рисунка. И успех спектаклей во многом определялся игрой мастеров сцены, среди которых не последнее место занимала и Заги Курманбаева. Ее яркую и выразительную игру трудно было не заметить. В 1945 году Заги Курманбаевой указом Верховного Совета Казахской ССР было присуждено звание заслуженной артистки республики. В том же году она получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Пьесы, в которых ей довелось играть, вошли в золотой фонд национальной драматургии. А спектакль «Абай», в котором играла Заги Курманбаева, в 1952 году был удостоен Государственной премии СССР. Актеры, занятые в постановке, раскрыли глубокие внутренние связи между персонажами, показали всю глубину содержания произведения Мухтара Ауэзова.

Заги Курманбаева всегда умела передать мысли и чувства своих героинь. Она была актрисой большого сценического обаяния, игра ее отличалась эмоциональной насыщенностью, глубиной раскрытия сущности характеров, выразительностью внешнего рисунка. Причем давалась ей это без напряжения, легко. Образ матери, бабушки так идеально подходил ей, что, по сути, не нужно было ничего придумывать. Как отмечают современники, ей не нужно было каждый раз входить в образ, настраивать себя. В этом образе она жила и поэтому ни разу не изменила ему, ни разу не сфальшивила, не сыграла ненатурально, скупо. И ее сценические характеры навсегда остались в истории казахского театра образцом для актеров последующих поколений. Творческая деятельность этой актрисы отмечена почетными грамотами, наградами, медалью «За трудовую доблесть». В 1948 году Заги Курманбаева принимала участие в конференции, посвященной пятидесятилетию МХАТа, в 1958-м участвовала в Декаде казахского искусства и литературы, проходившей в Москве. Была она и депутатом Сталинского райсовета депутатов трудящихся города Алматы.

Но главным для нее всегда оставались сцена, актерское ремесло. В формировании и развитии казахского театрального искусства творчество Заги Курманбаевой сыграло важную роль. В Казахском академическом театре драмы имени М. Ауэзова актриса проработала до 1959 года. Снималась она и в кино. Актрисой же оставалась до самой своей смерти в 1975 году. Сегодня, к сожалению, ее имя, биографию помнят совсем немногие. А ведь талант Заги Курманбаевой заслуживает и более пристального внимания, и более тщательного исследования, и более глубокой памяти о ней нынешнего поколения. Актриса и человек Заги Курманбаева этого, безусловно, заслуживает.



Источник :biografia.kz

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға