«Жизнь и смерть одного шедевра»: в Алматы прошел арт-перфоманс
В ближайшие годы Казахстан может безвозвратно утратить до 25% наскальной живописи на территории страны. Так считают в сообществе волонтеров «Охотники за петроглифами», передает ИА El.kz.
Сегодня в Алматы прошел арт-перфоманс «Жизнь и смерть одного шедевра». Он был посвящен проблеме сохранения культурного и исторического наследия народа Казахстана. Известный алматинский художник Санжар Жубанов представил аудитории выполненную на плитняке копию фрагмента тюркской сцены из Архарлы. Этот шедевр был обнаружен в 2021 году во время народной археологической экспедиции по паспортизации археологического комплекса Архарлы сотрудниками института археологии им. А. Маргулана во главе с ведущим археологом А. А. Горячевым и охотниками за петроглифами – плита, отколотая от скалы заготовщиками плитняка, лежала лицевой стороной вниз. Для поднятия плиты волонтерами была организована целая спасательная операция, руководил которой «охотник» Ерлан Жагипаров (Ерлан Степняк). После этого на глазах у собравшихся плита с копией рисунка была уничтожена художником.
Читайте также:
- Недавно я побывал в горах Архарлы, расположенном в Жетысу, где находится одно, в прошлом, из крупнейших в Средней Азии скоплений петроглифов. На протяжении нескольких тысяч лет наши предки молились там, отмечали священные праздники, приводили туда молодежь. В наше время сердце Архарлы было практически уничтожено: бесценные плиты с петроглифами переработали на щебенку. Я был потрясен и буквально уничтожен, когда понял, что за варварство творится с историческим наследием. Свою боль я постарался передать в перфомансе, который сегодня представил зрителям, - сказал Санжар Жубанов.
По словам координатора сообщества волонтеров «Охотники за петроглифами» Ольги Гумировой, проблема сохранения наскальной живописи в Казахстане стоит очень остро.
- Возможно, Казахстан не имеет себе равных по петроглифическому наследию. Расцвет петроглифического искусства пришелся на бронзовый и железный века, но традиция жила до XIX века. Многие объекты еще не исследованы до конца, но есть основания полагать, что, например, скопление Ордакуль, паспортизацией которого сейчас занимается народная археологическая экспедиция памяти Ерлана Жагипарова, – самое большое в мире. Только на территории Жетысу по предварительным подсчётам ученых имеется до 90 тысяч петроглифов, причем, это в уже известных уже скоплениях, особенно много их вокруг Талдыкоргана, из них под охраной - только 10 000 в музее-заповеднике Танбалы тас и небольшая часть в национальном парке АлтынЭмель. Остальные петроглифы «охраняются» только отдаленностью и плохими дорогами. Но и это не помогает, достаточно вспомнить святилище Аккайнар, центральная часть которого почти полностью уничтожена надписями, оставленными солдатами срочниками и местными чабанами, - отметила Ольга Гумирова.
Многие шедевры прошлого могут быть уничтожены также, как петроглифы Архарлы и Аккайнара. Где-то ведется хозяйственная деятельность. Где-то поверх наскальных рисунков свои автографы оставляют туристы и местные жители.Они даже еще не изучены толком – у ученых не хватает денег и ресурсов для экспедиций.
- Мы считаем, что для сохранения культурного наследия необходимо создание специальных охраняемых территорий - археопарков, национальных парков, заказников, как государственных, так и частных. А начать необходимо с паспортизации скоплений, которых, по словам археологов и нашим данным раз в 5 больше. У археологов нет денег на организацию нужного количества экспедиций и составление документации. Петроглифы могли бы стать мощным фактором для привлечения туристов, они несут в себе бесценную информацию о прошлом народа Казахстана – прежде всего, тюркские традиции. Но в ближайшие годы мы можем безвозвратно потерять до 25% наскальной живописи Казахстана, - подчеркнула Ольга Гумирова.
Общественный фонд «Охотники за петроглифами» намерен инициировать изменения в законодательство, чтобы облегчить постановку на учет и взятие под охрану объектов исторического наследия.