Техники фехтования
В 17-18 веках в Европе доминирует итальянская школа фехтования. Итальянские фехтмейстеры разработали оригинальные методы и технику фехтования. В 1610 году в Италии появляется рукоятка для рапиры с поперечником, которая сохранилась до наших дней и называется итальянской.
Несколько позже развилась французская школа классического фехтования. В 1633 году французский мастер Беннар Ренне в своей книге изложил основы техники фехтования, очень близкой к современной. Он описал боевую стойку, салют, передвижения, выпад и вольты, соединения и переводы. Все защиты Ренне подразделил на прямые, полукруговые и уступающие. В конце 17 века в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия.
В Германии было распространено «мензурное» фехтование — дуэль на шлегерах с остро отточенными концами. На лицо фехтовальщика надевали очки с металлической сеткой. Противники в поединке наносили друг другу режущие удары по лицу. «Мензурное» фехтование длительный период времени было широко распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях, а шрам на лице считался непременным украшением студента.
В конце 17 века французы укоротили шпагу и изобрели «фиоретти», или рапиру с защитным острием в виде бутона цветка (мушки). С этого времени стало развиваться фехтование преимущественно оружием. Одновременно возникает расхождение между французской (более прогрессивной) и итальянской (более консервативной) школами фехтования.
18 век стал периодом окончательного становления профессиональной французской школы классического фехтования. Французы отказались от рубящих ударов, включили восемь позиций и перенос (купе), использовали атаки с действием на оружие, разработали тактику боя и создали ряд учебных пособий. Французская школа фехтования на рапирах и шпагах завоевывает главенствующую роль во всех европейских странах.
В 1776 году француз Ля Буасье изобрел фехтовальную маску. Она устранила возможность ранения лица и создала условия для дальнейшего развития техники и тактики учебного фехтования. Позднее фехтование в большей мере стало носить педагогическую направленность как средство для развития духовных и физических качеств. Фехтование вводится и преподается как обязательный предмет в военных учебных заведениях, университетах и гимназиях многих европейских стран. В 19 веке начинают развиваться соревновательные формы фехтования, спортивные турниры и международные турниры, прежде всего между французами и итальянцами.
В начале 19 века французы усовершенствовали технику владения легким оружием. Несмотря на прогрессивность французской школы фехтования, в ней до 20 века сохранился ряд недочетов. Так, французкие учителя фехтования рекомендовали боевую стойку с отклонением туловища назад и перенесением тяжести тела на левую ногу, прямое положение туловища на выпаде, поднимание кисти вооруженной руки для смягчения силы укола. Итальянская школа фехтования в 19 веке переняла некоторые положительные стороны от французов, но также имела ряд недостатков. К ним относились: излишне выпрямленная вооруженная рука на рапире и шпаге, чрезвычайно широкая боевая стойка и короткий выпад.
В большинстве европейских стран в 18-20 веках фехтование стало средством боевой подготовки регулярных войск. В пехоте получили распространение разнообразные колющие и рубящие штыки, сабли и легкие шпаги, в кавалерии — пики, сабли и тяжелые палаши. В России «рапирная наука» была введена в дворянских военно-учебных заведениях по указу Петра I в 1701 году. Первые открытые соревнования по фехтованию в России были проведены 1778 году в школе Фишера. В 1908 году в Петербурге была открыта Главная гимнастическо-фехтовальная школа, которая готовила преподавателей фехтования.
В настоящее время в мире распространены следующие виды фехтования: спортивное, национальное, спортивно-прикладное, сценическое.
olympic.kz