Жаңалықтар

Мавзолей Арыстан-Баба превратился в одну из главных святынь Южного Казахстана (ФОТО)

                           Мавзолейный комплекс над могилой средневекового мистика, знаменитого Арыстан-Баба, построенный Тамерланом, превратился в одну из главных святынь Южного Казахстана и стал местом паломничества сотен пилигримов со всего света. Многие казахстанцы считают самым мощным по энергетике и наиболее загадочным из более чем пятидесяти различных памятников юга Казахстана мавзолей над могилой мистика и учителя великого Яссави — мавзолей знаменитого Арыстан-Баба, который расположен в Туркестане (Южно-Казахстанская область). И поскольку мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави вот уже много лет находится на реставрации, то мавзолей Арыстан-Баб и его комплекс за эти годы стали чуть ли не главной святыней региона, куда в дни мусульманских праздников стекаются все правоверные и сотни туристов. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Муххамада. Однажды пророк Муххамад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему косточку хурмы. Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрари села Шаульдер Южно-Казахстанской области. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства. Но здесь сложилась и инфраструктура по обслуживанию памятника. Например, в этом пустынном месте есть гостиницы, столовая, беседки для отдыха и торговли всякими товарами религиозного культа, а также муллы проводят мусульманские обряды. Здесь ли умер или нет великий средневековый мистик и помощник самого пророка — доподлинно неизвестно. Но то, что точно выяснено — Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен и его первый мавзолей. Доподлинно неизвестно, что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близ расположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением. Но в XIV веке на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Правда и оно не дошло до наших дней. Как говорится в легенде, по распоряжению великого и воинственного правителя средневековья Тамерлана, который хоть и был страшно жесток к своему народу, но и впервые остановил полчища войск Чингиз-хана, над могилой великого ученого, лекаря, святого Ходжи Ахмеда Ясави его люди начали строить мавзолей. Правитель-воин, который до этого возводил в степи лишь горы из черепов как своего народа, так и врагов, не пожалел ни сил, ни средств на возведение памятника Ясави, которого он считал духовным учителем. По распоряжению Хромого Тимура (он получил прозвище от народа, из-за поврежденной в младенчестве ноги) началось строительство мечети, которое велось с 1338 по 1405 годы. Но все попытки возвести стены терпели неудачу, из-за того, что то сильная буря сносила их, то, по другой версии, появлялся зелёный бык , который разрушал построенное. И так не удавалось закончить строительство в течении долгих десятков лет, пока явившийся во сне Тимуру святой не сказал ему, что сначала ему нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясови. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым делом посещают мавзолей Ары стан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясови. Мавзолей Арыстан-Баба (Арыстан-баба кесенеcі) — это первая известная перестройка мавзолея, которая относится к XIV — XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание восемнадцатого века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза. Также в 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть. Над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, который сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Ары стан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба. В комплексе есть немало чудесных мест ,которыми всегда пытаются воспользоваться посетители, например если залезть в одну их колон усыпальницы, то там можно загадать желание, а также есть колодец с «живой-мертвой» водой, которая, по преданию, может излечить самые серьезные раны. Вода эта имеет явный железисто-соленый вкус и на вид она ржавая. Собственно сегодня — это целый комплекс на бывшем и еще нестаром кладбище, куда каждый день едут десятки местных верующих и иностранцев на поклонение или за излечением. Местные жители сразу предупреждают путешественников об осторожном и почтительном обращении к силе святого мавзолея. Поскольку, здесь якобы происходят не только чудесные излечения и избавления от дурных привычек, но также и то, что здесь можно, по неосторожности, подцепить какого нибудь черного духа, изгнанного из тела от читанного муллами, больного. Но помимо вещей, которых народ наделил чудесной силой, в мавзолеи имеются и настоящие подлинные реликвии, например сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв.). Также в мавзолее под стеклом представлен древний Коран— великолепный образец средневекового каллиграфического искусства. Как известно и с останками Тимура, и его мавзолеем, находящимися недалеко от этих мест на территории соседнего Узбекистана, тоже связано немало чудесного. Например, когда советская экспедиция обнаружила могилу Тамерлана и потревожила ее, отослав кости воителя на изучение в Москву — к Сталину, то, несмотря на предупреждение неких загадочных трех аксакалов — не делать этого с древней книгой, иначе начнется война — и впрямь началась вторая мировая война. Сейчас же в приграничном селе Сайрам, бурная речка которого разделяет Казахстан от Узбекистана, местные жители обнаружили даже место, на котором была передана хурма от Пророка. Это, якобы, случилось на мосту через эту речку. «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат Пророка — хурму», — гласит придорожная надпись в селе. Пороги этой речки также проходят по могильному комплексу мавзолея Арыстан-Баба. А облака здесь кристально чистые, и кажется, что Небо спустилось к человеку — можно рукой достать. Также нередко здесь гремят раскаты грома, а в небе вспыхивают красивейше полыхающие зарницы — это говорит, как утверждают верующие, о величии этого места и его избранности.  Лариса ПОЛИХРОНИДИ, фото автора  
26.09.2013 09:28 7927

                          

Мавзолейный комплекс над могилой средневекового мистика, знаменитого Арыстан-Баба, построенный Тамерланом, превратился в одну из главных святынь Южного Казахстана и стал местом паломничества сотен пилигримов со всего света.

Мавзолей Арыстан-Баба превратился в одну из главных святынь Южного Казахстана (ФОТО)Многие казахстанцы считают самым мощным по энергетике и наиболее загадочным из более чем пятидесяти различных памятников юга Казахстана мавзолей над могилой мистика и учителя великого Яссави — мавзолей знаменитого Арыстан-Баба, который расположен в Туркестане (Южно-Казахстанская область). И поскольку мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави вот уже много лет находится на реставрации, то мавзолей Арыстан-Баб и его комплекс за эти годы стали чуть ли не главной святыней региона, куда в дни мусульманских праздников стекаются все правоверные и сотни туристов.

По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Муххамада. Однажды пророк Муххамад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».

Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему косточку хурмы. Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрари села Шаульдер Южно-Казахстанской области.

С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства. Но здесь сложилась и инфраструктура по обслуживанию памятника. Например, в этом пустынном месте есть гостиницы, столовая, беседки для отдыха и торговли всякими товарами религиозного культа, а также муллы проводят мусульманские обряды.

Здесь ли умер или нет великий средневековый мистик и помощник самого пророка — доподлинно неизвестно. Но то, что точно выяснено — Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен и его первый мавзолей. Доподлинно неизвестно, что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близ расположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением. Но в XIV веке на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Правда и оно не дошло до наших дней.

Как говорится в легенде, по распоряжению великого и воинственного правителя средневековья Тамерлана, который хоть и был страшно жесток к своему народу, но и впервые остановил полчища войск Чингиз-хана, над могилой великого ученого, лекаря, святого Ходжи Ахмеда Ясави его люди начали строить мавзолей. Правитель-воин, который до этого возводил в степи лишь горы из черепов как своего народа, так и врагов, не пожалел ни сил, ни средств на возведение памятника Ясави, которого он считал духовным учителем.

По распоряжению Хромого Тимура (он получил прозвище от народа, из-за поврежденной в младенчестве ноги) началось строительство мечети, которое велось с 1338 по 1405 годы. Но все попытки возвести стены терпели неудачу, из-за того, что то сильная буря сносила их, то, по другой версии, появлялся зелёный бык , который разрушал построенное.

И так не удавалось закончить строительство в течении долгих десятков лет, пока явившийся во сне Тимуру святой не сказал ему, что сначала ему нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясови. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым делом посещают мавзолей Ары стан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясови.

Мавзолей Арыстан-Баба (Арыстан-баба кесенеcі) — это первая известная перестройка мавзолея, которая относится к XIV — XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана.

В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание восемнадцатого века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза. Также в 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения.

Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть.

Над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, который сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Ары стан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба.

В комплексе есть немало чудесных мест ,которыми всегда пытаются воспользоваться посетители, например если залезть в одну их колон усыпальницы, то там можно загадать желание, а также есть колодец с «живой-мертвой» водой, которая, по преданию, может излечить самые серьезные раны. Вода эта имеет явный железисто-соленый вкус и на вид она ржавая.

Собственно сегодня — это целый комплекс на бывшем и еще нестаром кладбище, куда каждый день едут десятки местных верующих и иностранцев на поклонение или за излечением.

Местные жители сразу предупреждают путешественников об осторожном и почтительном обращении к силе святого мавзолея. Поскольку, здесь якобы происходят не только чудесные излечения и избавления от дурных привычек, но также и то, что здесь можно, по неосторожности, подцепить какого нибудь черного духа, изгнанного из тела от читанного муллами, больного.

Но помимо вещей, которых народ наделил чудесной силой, в мавзолеи имеются и настоящие подлинные реликвии, например сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв.). Также в мавзолее под стеклом представлен древний Коран— великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.

Как известно и с останками Тимура, и его мавзолеем, находящимися недалеко от этих мест на территории соседнего Узбекистана, тоже связано немало чудесного. Например, когда советская экспедиция обнаружила могилу Тамерлана и потревожила ее, отослав кости воителя на изучение в Москву — к Сталину, то, несмотря на предупреждение неких загадочных трех аксакалов — не делать этого с древней книгой, иначе начнется война — и впрямь началась вторая мировая война.

Сейчас же в приграничном селе Сайрам, бурная речка которого разделяет Казахстан от Узбекистана, местные жители обнаружили даже место, на котором была передана хурма от Пророка. Это, якобы, случилось на мосту через эту речку. «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат Пророка — хурму», — гласит придорожная надпись в селе.

Пороги этой речки также проходят по могильному комплексу мавзолея Арыстан-Баба. А облака здесь кристально чистые, и кажется, что Небо спустилось к человеку — можно рукой достать. Также нередко здесь гремят раскаты грома, а в небе вспыхивают красивейше полыхающие зарницы — это говорит, как утверждают верующие, о величии этого места и его избранности. 

Лариса ПОЛИХРОНИДИ, фото автора

 

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға