Смотр воинов
После набора записанные воины готовились к смотру. По Ливию, Цинциннат приказал набранным явиться на следующий день до захода солнца на Марсово поле, имея при себе пятидневный запас еды и по 12 кольев; тем же, кто был уже стар для войны (т.е. сениорам), он велел приготовить еду для своих соседей-воинов. “Войско, — сообщает далее Ливий, — построенное походным порядком, было готово в случае надобности развернуться к бою — легионы, ведомые самим диктатором, и всадники под предводительством начальника конницы” (III.27.4-6). Отсюда следует, что в снаряжении войска участвовали все, включая сениоров. Ливий не упоминает здесь прямо о наборе, возможно, потому, что приказ касался всех достигших призывного возраста и не было специальной необходимости выкликaть их имена. Перерыв между набором и смотром объясняется необходимостью запастись провиантом. Обычно же после набора (dilectus) на сходке (contio) консул объявлял, чтобы на следующий день все юниоры собирались на Марсовом поле.
Именно там происходил смотр войск (Liv.II.39.9; III.27.4; 69.6; VI.20.10; Dionys.VIII.82.5). Полибий называет Капитолий (VI.19.6), но следует учесть, что его сообщение относится к более позднему времени и то, что Капитолий вплоть до Суллы также не входил в черту померия. Однако более вероятно, что во времена Полибия на Капитолий сходились командиры войск для вынесения знамен подразделений. Относительно Марсова поля есть сведения, что оно получило свое название в начале Республики, будучи ранее собственностью Тарквиния Гордого (Liv.II.5.2), хотя традиция приписывает проведение первых смотров войска с его люстрацией Сервию Туллию (I.44.1). Представляется, что при Тарквинии оно могло не использоваться и даже было засеяно (Plut.Popl.8), так как не было нужды проводить центуриатные комиции, а с изгнанием царей его функции военного плаца были восстановлены. По Ливию, на Марсовом поле проводился ценз (I.44.2; III.3.9; IV.8.2; 22.7; Dionys.IV.22.2; V.75; VI.96.4)у и центуриатные собрания (Liv.VI.20.10; Dionys.VI.49.1; VII.59; VIII.82.1-5; IX.46.1; IХ.14.1; Тас.Аnn.I.15; Varro. LL.VI.92). Именно здесь консул Лукреций разложил военную добычу (Liv.III.10.1). Консулы Валерий и Гораций, возвратясь из похода в 449 г., также призывают сенаторов на Марсово поле для отчета перед ними, что вызвало возмущение последних желанием консулов докладывать о своих подвигах среди воинов с целью внушить страх сенату (III.63.6). Следовательно, Марсово поле было прочно связано с войском в V—IV вв. Согласно сообщению Дионисия (IX.57.1), там консулы приносили обеты богам, проводили люстрацию войска (Liv.I.44.2; III.24.10; X.47.2; ХХII.38; Dionys.IV.22.1-2; IX.57.1 ), после чего выводили его в поход. Туда выносились квесторами из казнохранилища-эрария священные знамена (вексиллы) и значки (signa) центурий (Liv.III.69.8; IV.22.2; 30.14; VII.23.3; Dionys.VIII.88.1). Там же проводились выборы центурионов (III.69.8). Там же при священных знаменах давались торжественные обеты воинов богам (Марсу Градиву, Юпитеру Феретрию и Юноне Сорории) (Liv.I.20.4; II.45.l4). Марс Градив считался покровителем воинских сил, более того, их непосредственным руководителем. Вероятно, именно он символизировал военный империй консула, который перед отправлением войска на войну приводил в движение священное копье и щиты Марса в его храме со словами “Марс, бди!” Сами обряды люстрации, т.е. посвящения воинов Марсу, и выноса из эрария священных знамен ассоциировались с выходом Марса в поход вместе с войском, что повышало значение именно обрядовой стороны этих процедур и требования к лицу, ответственному за их правильность. Наконец, на Марсовом поле войско давало присягу консулу повиноваться ему и без приказа не расходиться (Liv.II.32.1; ср. III.20.3; V.28.12; VII.16; Dionys.XI.43.2). Такую присягу Ливий всегда обозначает термином sacramentum, а Дионисий. Принимая присягу и утрачивая гарантии свободного гражданина, воины как бы обрекали себя головой (capite) милости богов и отдавали себя во влacть империя консула.
roman-glory.com