Жаңалықтар

Херихор и Паианх: эра “Возрождения”

По инициативе царя в Фивах была установлена новая власть военачальника Херихора, усилиями которого Панехси был вытеснен на юг. Рамсес XI собственной персоной посетил Фивы, чтобы увидеть последствия войны. Одним из первых решений, принятых в эру “Возрождения”, было создание трибунала по делам об ограблении царских усыпальниц: преступники проникли даже в гробницы Сети I и Рамсеса II. В Долине цариц грабители дошли до того, что разорвали на куски и разделили серебряный саркофаг царицы Хабадилат, гробница которой подверглась набегу воров уже не в первый раз. Причиной этих невероятных преступлений против умерших был столь же страшный голод среди живых. Особо тяжелые преступления в некрополе совершали остатки разбитых войск Панехси. Обычные грабители, действовавшие маленькими группками по пять-восемь человек, не смогли бы разбить и перевернуть многотонный гранитный саркофаг Рамсеса VI. Священные масла, обильно использовавшиеся при погребении, стекли к стенке, оказавшейся в горизонтальном положении, в результате чего сдвинутая крышка гроба разбилась вдребезги. Сохранившиеся царские мумии были на скорую руку отреставрированы в Мединет Абу. Шесть лет спустя, другими словами, на 6-м году “Возрождения”, мумии Сети I и Рамсеса II, лишенные практически всех ювелирных изделий и драгоценных амулетов, были положены в новые скромные деревянные саркофаги и перезахоронены в тайнике Дейр эль-Бахри 320. Реставрация коснулась всех областей жизни страны: на 5-м году “Возрождения” старейшина Зала Унуамон отправился в город Библ за благородным ливанским кедром для восстановления великой парадной ладьи бога Амона Усерхет. С появлением в Фивах Херихора и началом эры “Возрождения” были возобновлены работы в храме бога Хонсу в Карнаке, практически достроенном при Рамсесе XI. Вскоре Херихор принимает царскую титулатуру, в первом картуше которой выписывался только его титул “Первый пророк Амона”, а во втором “Сын Амона, Херихор”. Однако в храме Хонсу эта специфическая титулатура не афишировалась и использовалась только в портике двора за башнями пилона. В гипостильном зале храма Амона картушами Херихора были покрыты базы нескольких колонн. В других городах Египта никаких упоминаний о Херихоре не найдено. О происхождении Херихора мы почти ничего не знаем. Неизвестно, как и когда завершился его жизненный путь: погребение Херихора не обнаружено. Однако некоторые гипотезы относительно его семейных связей и легитимизации его власти можно построить, имея в виду, что супруга Херихора, госпожа Ноджемет, была дочерью “притесненного” верховного жреца Амона Аменхотепа и его супруги, “главной гарема (певиц) Амона-Ра, царя богов” Хереры. На 7-м году “Возрождения”, т.е. на 25-м году номинального царствования Рамсеса XI в Фивах появляется новый вельможа — Паианх, который получил все титулы своего отца (?), или, по крайней мере, предшественника — Херихора, став верховным жрецом царя богов. Вероятно, это говорит о кончине Херихора, произошедшей еще при живом Рамсесе XI. Cледует также отметить, что между смертью Херихора и установлением власти Паианха, обязанности верховного жреца Амона выполнял Несамон, сын верховного жреца Рамсеснахта и младший брат пророка Аменхотепа, который и позже, став вторым жрецом бога, в тексте известного памятника об оракуле Амона, назначающем на должность писца, его тезку, ассистирует Паианху: “Носитель опахала справа от Его Величества, царский сын Куша, первый пророк Амона-Ра, царя богов, военачальник, властитель, Паианх правогласный, второй жрец Амона-Ра Несамон, жрец уаб, писец хранилища дома Амона Несамон. Амон-Ра, владыка престолов Обеих Земель, находящийся в Карнаке, владыка неба, царь богов, предвечный повелитель Двух Земель, создавший все сущее. Год 7-й эры Ухем месут, третий месяц сезона шему, день 28-й при величестве этого царя Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра Сетепенптаха Рамсеса Хеканечериуну. (День) выхода этого почтенного бога Амона-Ра, царя богов, утром на празднике его великолепном “Опет Его Величества”. Был установлен бог великий на переносной платформе. Обратился к нему военачальник Паианх правогласный, сказав: “О, благой владыка мой, сделай утверждение по поводу слов относительно твоего (имущества (?))!” Великий бог дважды заметно кивнул. Затем зачитали (?) список слуг всех дома его перед ним. Отказал (он) учитывающим (rwDw) божественные приношения. (Обратился) он (т.е. Паианх — В.С.), сказав: “О, благой владыка мой, было ли отказано учитывающим божественные приношения?” И бог великий дважды заметно кивнул, тогда как были они повторены перед ним полностью. Сделал он утвердительный знак относительно Несамона правогласного, (сына) Ашехет правогласного, бывшего писцом хранилища дома Амона. И повторил он (т.е. Паианх — В.С.), сказав: “Назначен ли он писцом хранилища дома (Амона), на место предков его?” И бог великий (дважды) заметно кивнул ... дважды”. На 10-м году “Возрождения” Паианх предпринял поход в Нубию. Сохранилась его переписка с отцом и сыном “писцами некрополя” Джхутимесом и Бутехамоном. В письмах он осведомляется о происходящем в Фивах. Уничтожить Панехси, если это входило в его планы, ему не удалось. Гробница Панехси, последнего “царского сына Куша”, сохранявшего свою реальную власть в Нубии, обнаружена в Анибе, административном центре южных земель. Панехси, Херихор и Паианх были людьми, определявшими ход истории во времена правления Рамсеса XI. Конечно, существовали и другие вельможи. Помимо двух последних, носивших титул везира, известны еще три человека, находившихся на этой должности: первый, Небмаатранахт был везиром первые два года эры “Возрождения”, его имя зафиксировано на покровах “отреставрированных” царских мумий. Двое других, Рамсес-Ментуэрхатеф и его сын Уненнефер сменили на посту везира Рамсеса XI Хаэмуаса; в свою очередь, их преемником стал Небмаатранахт. Мы практически ничего не знаем об их деятельности. В связи с бурными событиями в Фивах мы плохо осведомлены о событиях, происходивших при Рамсесе XI в остальных регионах страны. Сам царь, обозрев ужасы исчезающего в пепле и крови великолепия и божественности Фив, еще до смерти Херихора вернулся на север в Пер Рамсес, под опеку возвысившегося вельможи Несубанебджеда, основавшего после смерти царя XXI династию. Помимо храма Хонсу, памятники Рамсеса XI в долине Нила практически не встречаются. ancient.gerodot.ru
12.09.2013 09:51 2913

По инициативе царя в Фивах была установлена новая власть военачальника Херихора, усилиями которого Панехси был вытеснен на юг. Рамсес XI собственной персоной посетил Фивы, чтобы увидеть последствия войны. Одним из первых решений, принятых в эру “Возрождения”, было создание трибунала по делам об ограблении царских усыпальниц: преступники проникли даже в гробницы Сети I и Рамсеса II. В Долине цариц грабители дошли до того, что разорвали на куски и разделили серебряный саркофаг царицы Хабадилат, гробница которой подверглась набегу воров уже не в первый раз. Причиной этих невероятных преступлений против умерших был столь же страшный голод среди живых. Особо тяжелые преступления в некрополе совершали остатки разбитых войск Панехси. Обычные грабители, действовавшие маленькими группками по пять-восемь человек, не смогли бы разбить и перевернуть многотонный гранитный саркофаг Рамсеса VI. Священные масла, обильно использовавшиеся при погребении, стекли к стенке, оказавшейся в горизонтальном положении, в результате чего сдвинутая крышка гроба разбилась вдребезги. Сохранившиеся царские мумии были на скорую руку отреставрированы в Мединет Абу. Шесть лет спустя, другими словами, на 6-м году “Возрождения”, мумии Сети I и Рамсеса II, лишенные практически всех ювелирных изделий и драгоценных амулетов, были положены в новые скромные деревянные саркофаги и перезахоронены в тайнике Дейр эль-Бахри 320. Реставрация коснулась всех областей жизни страны: на 5-м году “Возрождения” старейшина Зала Унуамон отправился в город Библ за благородным ливанским кедром для восстановления великой парадной ладьи бога Амона Усерхет.

С появлением в Фивах Херихора и началом эры “Возрождения” были возобновлены работы в храме бога Хонсу в Карнаке, практически достроенном при Рамсесе XI. Вскоре Херихор принимает царскую титулатуру, в первом картуше которой выписывался только его титул “Первый пророк Амона”, а во втором “Сын Амона, Херихор”. Однако в храме Хонсу эта специфическая титулатура не афишировалась и использовалась только в портике двора за башнями пилона. В гипостильном зале храма Амона картушами Херихора были покрыты базы нескольких колонн. В других городах Египта никаких упоминаний о Херихоре не найдено.

О происхождении Херихора мы почти ничего не знаем. Неизвестно, как и когда завершился его жизненный путь: погребение Херихора не обнаружено. Однако некоторые гипотезы относительно его семейных связей и легитимизации его власти можно построить, имея в виду, что супруга Херихора, госпожа Ноджемет, была дочерью “притесненного” верховного жреца Амона Аменхотепа и его супруги, “главной гарема (певиц) Амона-Ра, царя богов” Хереры.

На 7-м году “Возрождения”, т.е. на 25-м году номинального царствования Рамсеса XI в Фивах появляется новый вельможа — Паианх, который получил все титулы своего отца (?), или, по крайней мере, предшественника — Херихора, став верховным жрецом царя богов. Вероятно, это говорит о кончине Херихора, произошедшей еще при живом Рамсесе XI. Cледует также отметить, что между смертью Херихора и установлением власти Паианха, обязанности верховного жреца Амона выполнял Несамон, сын верховного жреца Рамсеснахта и младший брат пророка Аменхотепа, который и позже, став вторым жрецом бога, в тексте известного памятника об оракуле Амона, назначающем на должность писца, его тезку, ассистирует Паианху:

Носитель опахала справа от Его Величества, царский сын Куша, первый пророк Амона-Ра, царя богов, военачальник, властитель, Паианх правогласный, второй жрец Амона-Ра Несамон, жрец уаб, писец хранилища дома Амона Несамон. Амон-Ра, владыка престолов Обеих Земель, находящийся в Карнаке, владыка неба, царь богов, предвечный повелитель Двух Земель, создавший все сущее. Год 7-й эры Ухем месут, третий месяц сезона шему, день 28-й при величестве этого царя Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра Сетепенптаха Рамсеса Хеканечериуну. (День) выхода этого почтенного бога Амона-Ра, царя богов, утром на празднике его великолепном “Опет Его Величества”. Был установлен бог великий на переносной платформе. Обратился к нему военачальник Паианх правогласный, сказав: “О, благой владыка мой, сделай утверждение по поводу слов относительно твоего (имущества (?))!” Великий бог дважды заметно кивнул. Затем зачитали (?) список слуг всех дома его перед ним. Отказал (он) учитывающим (rwDw) божественные приношения. (Обратился) он (т.е. Паианх — В.С.), сказав: “О, благой владыка мой, было ли отказано учитывающим божественные приношения?” И бог великий дважды заметно кивнул, тогда как были они повторены перед ним полностью. Сделал он утвердительный знак относительно Несамона правогласного, (сына) Ашехет правогласного, бывшего писцом хранилища дома Амона. И повторил он (т.е. Паианх — В.С.), сказав: “Назначен ли он писцом хранилища дома (Амона), на место предков его?” И бог великий (дважды) заметно кивнул ... дважды”.

На 10-м году “Возрождения” Паианх предпринял поход в Нубию. Сохранилась его переписка с отцом и сыном “писцами некрополя” Джхутимесом и Бутехамоном. В письмах он осведомляется о происходящем в Фивах. Уничтожить Панехси, если это входило в его планы, ему не удалось. Гробница Панехси, последнего “царского сына Куша”, сохранявшего свою реальную власть в Нубии, обнаружена в Анибе, административном центре южных земель.

Панехси, Херихор и Паианх были людьми, определявшими ход истории во времена правления Рамсеса XI. Конечно, существовали и другие вельможи. Помимо двух последних, носивших титул везира, известны еще три человека, находившихся на этой должности: первый, Небмаатранахт был везиром первые два года эры “Возрождения”, его имя зафиксировано на покровах “отреставрированных” царских мумий. Двое других, Рамсес-Ментуэрхатеф и его сын Уненнефер сменили на посту везира Рамсеса XI Хаэмуаса; в свою очередь, их преемником стал Небмаатранахт. Мы практически ничего не знаем об их деятельности.

В связи с бурными событиями в Фивах мы плохо осведомлены о событиях, происходивших при Рамсесе XI в остальных регионах страны. Сам царь, обозрев ужасы исчезающего в пепле и крови великолепия и божественности Фив, еще до смерти Херихора вернулся на север в Пер Рамсес, под опеку возвысившегося вельможи Несубанебджеда, основавшего после смерти царя XXI династию. Помимо храма Хонсу, памятники Рамсеса XI в долине Нила практически не встречаются.

ancient.gerodot.ru

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға