Монументальные памятники эпохи Рамсеса III
Мединет Абу
Несомненно, наиважнейшим памятником, возведенным при Рамсесе III, стал его грандиозный заупокойный комплекс в Мединет Абу — “Храм Рамсеса Соединяющегося с Вечностью”. Своей хорошей сохранностью комплекс обязан нескольким обстоятельствам: Мединет Абу играл большую роль как в религиозной так и в светской жизни страны, включая в себя и храм и царский дворец; именно здесь находилась высшая администрация некрополей западного берега Фив; и, наконец, с наступлением арабской эпохи это место абсолютно опустело, и комплекс не использовался в качестве каменоломни.
От Нила к храму был прорыт канал, заканчивавшийся озером, на западной стороне которого находилась пристань с двумя лестницами, ведущими на террасу, увенчанную карнизом. Прямо напротив выхода с террасы возвышался колоссальный главный вход в храм, состоявший из двух последовательно расположенных ворот. Первые из них были включены в окружавшую всю территорию ансамбля внешнюю стену, вдоль которой были построены зубчатые башни-бойницы. Башни по обе стороны входа служили помещением для стражи. Вторая стена, также зубчатая, отстояла от первой на расстоянии 12 м. Возвышаясь до 18,4 м, она имела толщину 10,5 м. На фасадах двух гигантских башен — заимствованного египетским архитектором азиатского мигдола, поставленного в качестве главного входа, — были высечены огромные изображения царя, повергающего врагов Египта; перед ними на особых возвышениях стояли статуи. Западные половины верхних частей башен соединялись переходом. Здесь были устроены комнаты для увеселения фараона, расположенные в двух этажах, украшенные рельефными сценами из гаремной жизни и освещавшиеся полукруглыми окнами. Поднимались сюда по пандусу, шедшему со двора. Имелась также лестница на крышу, откуда открывался великолепный вид на Нил и окружающий некрополь. Проход между башен фланкировали две статуи богини Сехмет. Примыкавшая к главному входу территория ансамбля была отделена невысокой стеной с небольшим пилоном (I) в центре западной стороны, к которому от входа вела дорога. По бокам дороги находились два священных озера и маленькое святилище, построенное еще при царице Хатшепсут. Вся территория за маленьким пилоном была вновь обведена стеной, к которой примыкали жилища жрецов и служебные помещения. Центральный участок территории комплекса был также обнесен стеной с огромным пилоном (II)посередине восточной стороны и башнями по углам и серединам других сторон. Внутри этой стены и находился дворцовый ансамбль и храм, по планировке очень напоминающие Рамессеум. Только гипостиль был меньше, и, по-видимому, около дворца располагался сад с прудом. Все раскрашенные рельефы на пилонах, стенах и колоннах сохранили свои восхитительные цвета до наших дней. Входы были оформлены, как в Пер-Рамсесе, цветными изразцами. Слева от гипостиля находилась сокровищница храма.
Строительству комплекса не помешали даже кровопролитные войны; надписи на его стенах восхваляют победы царя Рамсеса: Большая надпись 5-го года и сцены, повествующие о первой ливийской войне, располагаются на внутренних стенах второго двора, о “нашествии народов моря” рассказывают тексты на плоскостях гигантского второго пилона; на западной стороне первого пилона находится Надпись 11-го года и сцены второй ливийской войны. Высочайший уровень рельефов Мединет Абу полностью опровергает популярное сейчас мнение об упадке египетского искусства при XX династии, несмотря на то, что колонны первого двора и царские статуи-пилястры несколько тяжелы: эти детали совсем не портят общий вид ансамбля. Именно из Мединет Абу происходят замечательные статуи Рамсеса III, многие рельефные композиции из комплекса невероятно жизненны и реалистичны: захватывают дух сцены охоты царя на диких быков, сохранившиеся на южном торце второго пилона. Фигуре стоящего на колеснице царя, статичной и спокойной, противостоит хаос и безумие спасающихся в прибрежных тростниках животных — быков, газелей, вспугивающих диких птиц и рыбу в заводях. Бесспорно, это один из самых ярких шедевров египетских художников, воплотивших в камне жестокие царские забавы, словно вспоминая анималистическое искусство Амарны. Имена авторов этих композиций время не пощадило.
Карнак и Луксор
Небольшой храм, построенный Рамсесом III в нынешнем первом дворе храма Амона в Карнаке, очень похож на храм, возведенный этим царем в комплексе Мут; он состоит из пилона, фланкированного двумя колоссами царя, двора, украшенного с трех сторон осирическими статуями, святилища. “Во владениях Хонсу” Рамсес только начал работы по перестройке храма Аменхотепа III; его имя выявлено лишь на фундаменте сооружения. О небольшом святилище Рамсеса III в Луксорском храме мы знаем лишь из письменных источников; в Луксоре же он украсил рельефными изображениями внешнюю стену храма Амона.
Рамсес III и долина Нила
Имя Рамсеса III было высечено отнюдь не только в Фивах, но и во многих других городах Египта. В Дельте, в Телль эр-Ретабе он расширил храм Рамсеса II. Строительные работы велись в Атрибисе, где выявлены несколько блоков с именем царя, в Пер-Рамсесе по его приказу был возведен дворец, а сам город переименован: имя Рамсеса II было заменено (!) именем Рамсеса III. В Гелиополе обнаружены остатки созданного в это время укрепленного комплекса, блоки с титулатурой фараона найдены в Абидосе, Эдфу, Ахмиме, Эль Кабе, на острове Филе. В тексте Большого папируса Харрис упомянуты также некоторые другие города, которые Рамсес III не обошел вниманием, однако археологических подтверждений этим данным пока не обнаружено.
Виктор Солкин
ancient.gerodot.ru