МЕНТУХОТЕП I (2060 - 2010 гг. до н.э.)
Среднее царство, XI династия
Имя, данное при рождении – Ментухотеп (“Бог Монту доволен”)
Также известен как Ментухотпе
Тронное имя – Неб-хетеп-ра (“Доволен Владыка Ра”)
Похоронен в гробнице в Дейр эль-Бахри (Фивы)
Среднее царство начинается с воссоединения Египта под властью фараона Ментухотепа I из 11 династии. В списках этой династии он был четвертым царем. Предшественниками Ментухотепа I были три царя, известные как Интефы (или Иниотефы). В тот период времени страна была охвачена гражданскими войнами. Интефы воевали с номархами Гераклеополя. Они хотели установить свое владычество над всем Египтом. Об этом красноречиво свидетельствуют их хоровые имена (эти имена отражали своеобразную “политическую программу” фараона): Интеф II именовался “Царь Верхнего и Нижнего Египта”, хотя его контроль над землями не простирался далее района Фив. Интеф III взял имя Нахит-неб-теп-нефер или “Красота и сила победителя”. К тому же эти фараоны помещали свои хоровые имена в “серех”, и только имя, данное при рождении (сын Ра), было вписано в картуш.
Остатки надписей сообщают, что Интеф II установил границу далеко на север от Фив, у второго порога Нила, захватив земли принадлежавшие гераклеопольской династии и священный Абидос. Его преемник, Интеф III, отодвинул границу еще дальше на север, почти до Асуана, и она стала границей, которую впоследствии сохранял и Ментухотеп I.
Царствование Ментухотепа I достигло своего расцвета после воссоединения Египта. Его последовательная политика красноречиво описывается рядом хоровых имен: “Тот, кто дает сердце Двум Землям”, “Господин Белой Короны” (Верхнего Египта), и “Объединитель Двух Земель”.
Имя “сына Ра” - Ментухотеп, означало “Монту доволен”. Монту был богом войны, почитавшимся в Фивах. Изображался в виде человека с головой сокола. Это имя было присвоено фараону за его воинственный нрав. В 1920 г. американский археолог Герберт Уинлок нашел большое количество гробниц в Тебе рядом с заупокойным храмом Ментухотепа, где были захоронены 60 воинов, погибших в сражениях. Почти все они были убиты в Нубии и перевезены для захоронения в Египет. Это одно из самых ранних воинских кладбищ. О том, что в эпоху правления этого царя велись ожесточенные войны, говорит и находка из гробницы местного принца или военачальника Месехти, которую обнаружили около Асуана в 1894 г. Это две большие деревяные модели. Первая представляет 40 марширующих египетских копьеносцев, у каждого из них в руке копье и щит, а вторая изображает группу нубийских лучников.
Фараон совершал походы против чужеземных земель и боролся с внутренними врагами. На одном из фрагментов рельефа из Гебелейна Ментухетеп Небхепетра изображен поражающим нубийцев, азиатов, ливийцев, а также непокорных египтян. Сопроводительная надпись гласила: “Покорение князей обеих земель, упорядочение Верхнего и Нижнего Египта, чужеземных стран, обоих берегов, Девяти луков”. “Девять луков” - это название врагов Египта, которое использовалось с древности. На фрагменте этого же рельефа сохранилось имя ливийского вождь Хеджуаша, который был взят в плен.
Надпись на рельефе из Гебелейна сохранила названия стран, которые окружали Егиепет. На востоке от Египта жили “азиаты”, на западе – чехену (ливийцы) и на юге - нубийцы. В правление Ментухетепа наряду с этим обобщенным списком, встречавшимся на победных стелах, существовал “малый” список стран. Оба списка с параллельными терминами служили напоминанием о “мировом враге”: Меджа - с востока, Вават - с юга, и Чемеху - с запада.
Фортуна отвернулась от Фив на 14-м году царствования Ментухотепа, когда в Тинисе (Абидосе) поднялся мятеж. Ментухотеп немедленно отправил войска для подавления восстания, всего было предпринято несколько походов, в результате, власть фараона над Объединенным Египтом была вновь восстановлена. На 39-м году правления он стал называться “Объединителем Двух Земель”. Был обнаружен ряд документов, которые описывают военные походы Ментухотепа. Это надписи в Абиско, 27 км южнее первого порога, а также надписи в Шат эр-Ригал, где царь изображен в сопровождении своего визиря Ахтоя, и в каменоломнях Вади Хамамата.
Царствовал Ментухотеп необыкновенно долго - около 50 лет (в то время как продолжительность жизни царей была невелика). После объединения двух земель был установлен мир и созданы условия для процветания Египта. Проводились строительные работы – в Эль-Кабе, Джебеле, Тоде, Дейр эль-Баллас, Дендере и Абидосе.
Ментухетеп много строил в Элефантине. Эти строительные работы напоминали попытку укрепить границы. По его приказу там реставрировали памятники, которые начал сооружать еще Инетеф III. В частности, Ментухетеп реставрировал храм, посвященный богине Сатис (Исиде).
Ментухетеп восстановил добычу аметиста и золота в рудниках Вади эль-Худи, расположенных в 35 км восточнее Асуана. Эти рудники находились на нубийской территории. Добирались туда существовавшим с древних времен караванным путем Абрак, начинавшимся у Асуана. Для добычи полудрагоценного камня нанимали жителей Вавата (город в Нубии).
Заупокойный храм Ментухотепа I
Власть царя была окончательно укреплена. Величайшим произведением Ментухотепа была гробница с заупокойным храмом, воздвигнутыми на западном берегу от Фив. Гробница была вырублена в большой скале в Дейр эль-Бахри, к югу от гробниц его предшественников. Теперь эта местность называется Долиной Фараонов. Почему он выбрал это место, а не то, где позже царица Хатшепсут из 18 династии построила свою гробницу, – загадка. Тем не менее, это был новый тип гробницы с заупокойным храмом. На большом возвышении, окруженном колоннами, помещалась терраса с гипостильным (колонным) залом на задней стороне у основания скалы.
На фасаде храма есть вход в глубокий тоннель, известный как Баб эль-Хасан, “Ворота Всадника”. Он назван так потому, что лошадь Говарда Картера, археолога, который обнаружил гробницу Тутанхамона, споткнулась на этом месте, и благодаря этому событию вход в гробницу был обнаружен. Тоннель ведет в камеру, расположенную под храмом, в ней находится каменная статуя сидящего царя. Он изображен в белых одеждах для праздника “хеб-сед”, на голове Красная корона, лицо окрашено в черный цвет. Черный цвет лица символ того, что фараон подобен Осирису, богу подземного царства и плодородия.
Высшие сановники Ментухотепа, включая вельможу Ахтоя, визирей Даги и Ипи, управляющего Хенену, выбрали место для захоронений рядом с гробницей своего патрона, там же был похоронен и его сын. Великолепный саркофаг из известняка, принадлежащий Даги, расписан изнутри волшебными заклинаниями. С их помощью в эпоху Среднего царства (подобно тому, как в Древнем царстве с помощью текстов пирамид) умерший мог защитить свою душу во время путешествия в загробный мир.
Любовь Егорова
ancient.gerodot.ru