Жаңалықтар

АМЕНЕМХЕТ I (1991 - 1962 гг. до н.э.)

Среднее царство, XII династия Аменемхет означает "Амон во главе". Амон был божеством, которое почиталось в Фивах и входило в так называемую "восьмерку" богов города Шмуну (Гермополь греков). Также фараона называли Аменемхат I, Амменемес I (у греков) Тронное имя - Сехетеп-иб-ре – "Тот, кто умиротворяет сердце Ра" Похоронен в эль Лиште (Нижний Египет) Согласно Манефо, XII династия состояла из семи фиванских царей. Списки нашего времени дополнены именем царицы Собекнефру, завершающую XII династию. Первым царем династии был Аменемхет I. Есть мнение, что это именно он был визирем у Ментухотепа III, последнего царя XI династии. У Ментухотепа III был визирь и управляющий южными землями, которого также звали Аменемхет. Предполагают, что Аменемхет I был из простой семьи. Надписи из Карнака сообщают об "отце бога" Сенусерте ("богом" называли царствующего фараона), простолюдине, как об отце Аменемхета. В "Пророчестве Неферти" мать Аменемхета называют "женщина из Та-Сети" (остров Элефантина). Из этого можно заключить, что Аменемхет был родом из Верхнего Египта и поэтому поклонялся богу Амону. В этот период Амон начинает возвышаться, потеснив Монту, верховного бога Фив. Предшественником Аменемхета I в списках Саккара и Абидоса числится Ментухотеп II, последний царь XI династии. Но в Туринском царском каноне существует пробел, который указывает на семилетний разрыв между правлением Ментухотепа II e Аменемхета I. В эту лакуну можно поместить Небтауире Ментухотепа III и его короткое правление в течение шести лет. Упоминания об этом таинственном царе редки, его имя, как и имя Аменемхета I, иногда встречается на фрагментах керамики, найденной в Лиште. Поэтому высока вероятность того, что Ментухотеп III и Аменемхет I - одно и то же лицо. Визирь Аменемхет оставил надписи в Вади Хаммамат. Он пишет, что пришел с войском из 10 000 человек в Вади найти и взять хороший камень, для изготовления крышки саркофага царя. К большому камню их привела беременная газель, за которой они следовали. Затем газель родила потомство на этом камне. Ее немедленно принесли в жертву. Камень для крышки саркофага был найден, и Аменемхет вернулся в Фивы. К сожалению, ни гробница, ни саркофаг Ментухотепа III еще не найдены. Возможно, фараон не смог использовать этот камень. Судя по всему, Аменемхет вернувшись со своими 10 000 воинами, сверг своего патрона и сам стал царем. И таким образом быстро основал новую династию. С другой стороны, есть данные о том, что престол достался Аменемхету I не без борьбы, по крайней мере два претендента были повержены. Один из них - выходец из Нубии, некто Сегерсенти, который пользовался поддержкой южных царств. С ним Аменемхет боролся и в первые годы своего правления. Сегерсенти укрывался в Нубии, и Аменемхет вынужден был послать военный отряд на 20 судах вверх по Нилу во главе с номархом Оксиринхского нома Хнумхетепом I, который поднялся к Элефантине, пытаясь обнаружить мятежников. Не исключено, что Сегерсенти был родственником Аменемхета или воспитывался вместе с ним, судя по намекам на события связанные со сменой династий в "Пророчестве Неферти". Возведен на престол Аменемхет был в 1991 г. до н.э. Первым делом он решил подавить восстания непокорных номархов, азиатов и нубийцев на южных границах. Аменемхет, с одной стороны, опирался на знать, а с другой - явно заменял правителей на местах: в Элефантине, Ассиуте, Кусаи и т. д. И только тех вельмож, которые присягнули на верность основателю новой династии, он всячески возвышал. Аменемхет I реорганизовал внутреннюю администрацию, об изменении территориального деления номов свидетельствуют надписи Хнумхетепа из Бени-Хасан. Аменемхет I перенес столицу из Фив на 32 км южнее старой столицы, Мемфиса. Фараон выбрал такое место, где он легко мог контролировать как Верхний, так и Нижний Египет. Назвал свой город Ити-тауи, "Захвативший обе земли". Местонахождение этого города пока не обнаружено. Аменемхет принял дополнительный титул "Уехем-месует" - "Повторяющийся рождениями", подразумевая, что он был родоначальником новой династии. Наиболее важным свершением Аменемхета было введение в практику со-регенства. Этот обычай продолжали сохранять на протяжении всей XII династии. Таким образом, на 20-м году своего царствования он сделал соправителем своего сына Сенусерта, они делили трон в течение 10 лет, вплоть до смерти Аменемхета. В течение этого времени более молодой фараон занимался, в основном, военными вопросами, такими, как возведение восточных и западных границ или продвижение границ на юг. Надписи датируются 24-м годом правления Аменемхета и 4-м годом правления Сенусерта, например, запись о походе против "жителей пустыни" - азиатов, которые совершали набеги на северо-восточные египетские границы со стороны Газы. О том, что фараон Аменемхет I проявлял интерес к восточной пустыне, свидетельствует стела с его именем, найденная на побережье Красного моря у Джебель Зейт. Уже в то время здесь существовало временное поселение египтян. Жившие там люди добывали нефть и битумную массу, остатки которой до сих пор сохранились. Египтяне использовали ее в судостроении и, возможно, при совершении ритуальных действ. Поселение просуществовало до эпохи Рамессидов. Аменемхет попытался передать сыну навыки искусства быть царем в так называемом "Поучение Аменемхета" и более чем преуспел в обучении. Сенусерта I стал одним из величайших правителей Египта, легендарным фараоном. В этом интересном произведении Аменемхет I, в частности, говорит: "Я не отступал никогда перед опасностью или ввиду бедствия, нападала ли саранча на земли или устраивали беспорядки и возмущения во дворце, или разливы были недостаточны и водохранилища высыхали; или же, вспоминая твое младенчество, восставали против меня, - я никогда не отступал, от самого рождения своего". К памятникам, которые оставил после себя Аменемхет I, относится храм Амона в Фивах, в котором стояла его статуя из розового асуанского гранита. В Мемфисе он отреставрировал храм Пта, о чем рассказывают надписи в каменоломнях Хаммамат. Место для захоронения царя было перенесено и теперь разместилось в Лиште, недалеко от новой столицы, на входе в Фаюм. Пирамида Аменемхета называлась "Ка-нофер" - "Высокая красивая". Она была сделана из каменных блоков, не очень большого размера: высота 15 метров, основание 105х105 метров. Эти размеры стали нормой для последующих пирамид. Изнутри пирамида отделана блоками известняка, большинство из которых позаимствованы с развалин Древнего Царства в Гизе и Абусире. Снаружи пирамида была облицована белым турским известняком также позаимствованным с древних монументов. Не много известно о погребальной камере Аменемхета, так как уже много веков назад туда просочились грунтовые воды и вход внутрь затруднен. Погребальные камеры, вероятно, были ограблены еще в древности. Почти 30-летнее правление Аменемхета стабилизировало обстановку в Египте. Это укрепило XII династию, которая правила в течение двух веков, до тех пор, пока не наступили смуты Второго Переходного периода во время правления царицы Собекнефру. Литература: В.Замаровский "Их Величества пирамиды", М., 1986 Г.Бругш "Все о Египте". "Золотой Век", М., 2000 Г.Белова, Т.Шеркова "Сказки Древнего Египта", М., 1998 P.F. Clayton. "Chronicle Of The Pharaohs", London, 1994 Любовь Егорова ancient.gerodot.ru
12.09.2013 05:02 3110

Среднее царство, XII династия

Аменемхет означает "Амон во главе". Амон был божеством, которое почиталось в Фивах и входило в так называемую "восьмерку" богов города Шмуну (Гермополь греков).
Также фараона называли Аменемхат I, Амменемес I (у греков)
Тронное имя - Сехетеп-иб-ре – "Тот, кто умиротворяет сердце Ра"
Похоронен в эль Лиште (Нижний Египет)

Согласно Манефо, XII династия состояла из семи фиванских царей. Списки нашего времени дополнены именем царицы Собекнефру, завершающую XII династию.

Первым царем династии был Аменемхет I. Есть мнение, что это именно он был визирем у Ментухотепа III, последнего царя XI династии. У Ментухотепа III был визирь и управляющий южными землями, которого также звали Аменемхет.

Предполагают, что Аменемхет I был из простой семьи. Надписи из Карнака сообщают об "отце бога" Сенусерте ("богом" называли царствующего фараона), простолюдине, как об отце Аменемхета. В "Пророчестве Неферти" мать Аменемхета называют "женщина из Та-Сети" (остров Элефантина). Из этого можно заключить, что Аменемхет был родом из Верхнего Египта и поэтому поклонялся богу Амону. В этот период Амон начинает возвышаться, потеснив Монту, верховного бога Фив.

Предшественником Аменемхета I в списках Саккара и Абидоса числится Ментухотеп II, последний царь XI династии. Но в Туринском царском каноне существует пробел, который указывает на семилетний разрыв между правлением Ментухотепа II e Аменемхета I. В эту лакуну можно поместить Небтауире Ментухотепа III и его короткое правление в течение шести лет. Упоминания об этом таинственном царе редки, его имя, как и имя Аменемхета I, иногда встречается на фрагментах керамики, найденной в Лиште. Поэтому высока вероятность того, что Ментухотеп III и Аменемхет I - одно и то же лицо.

Визирь Аменемхет оставил надписи в Вади Хаммамат. Он пишет, что пришел с войском из 10 000 человек в Вади найти и взять хороший камень, для изготовления крышки саркофага царя. К большому камню их привела беременная газель, за которой они следовали. Затем газель родила потомство на этом камне. Ее немедленно принесли в жертву. Камень для крышки саркофага был найден, и Аменемхет вернулся в Фивы.

К сожалению, ни гробница, ни саркофаг Ментухотепа III еще не найдены. Возможно, фараон не смог использовать этот камень. Судя по всему, Аменемхет вернувшись со своими 10 000 воинами, сверг своего патрона и сам стал царем. И таким образом быстро основал новую династию.

С другой стороны, есть данные о том, что престол достался Аменемхету I не без борьбы, по крайней мере два претендента были повержены. Один из них - выходец из Нубии, некто Сегерсенти, который пользовался поддержкой южных царств. С ним Аменемхет боролся и в первые годы своего правления. Сегерсенти укрывался в Нубии, и Аменемхет вынужден был послать военный отряд на 20 судах вверх по Нилу во главе с номархом Оксиринхского нома Хнумхетепом I, который поднялся к Элефантине, пытаясь обнаружить мятежников. Не исключено, что Сегерсенти был родственником Аменемхета или воспитывался вместе с ним, судя по намекам на события связанные со сменой династий в "Пророчестве Неферти".

Возведен на престол Аменемхет был в 1991 г. до н.э. Первым делом он решил подавить восстания непокорных номархов, азиатов и нубийцев на южных границах. Аменемхет, с одной стороны, опирался на знать, а с другой - явно заменял правителей на местах: в Элефантине, Ассиуте, Кусаи и т. д. И только тех вельмож, которые присягнули на верность основателю новой династии, он всячески возвышал. Аменемхет I реорганизовал внутреннюю администрацию, об изменении территориального деления номов свидетельствуют надписи Хнумхетепа из Бени-Хасан. Аменемхет I перенес столицу из Фив на 32 км южнее старой столицы, Мемфиса. Фараон выбрал такое место, где он легко мог контролировать как Верхний, так и Нижний Египет. Назвал свой город Ити-тауи, "Захвативший обе земли". Местонахождение этого города пока не обнаружено.

Аменемхет принял дополнительный титул "Уехем-месует" - "Повторяющийся рождениями", подразумевая, что он был родоначальником новой династии.

Наиболее важным свершением Аменемхета было введение в практику со-регенства. Этот обычай продолжали сохранять на протяжении всей XII династии. Таким образом, на 20-м году своего царствования он сделал соправителем своего сына Сенусерта, они делили трон в течение 10 лет, вплоть до смерти Аменемхета. В течение этого времени более молодой фараон занимался, в основном, военными вопросами, такими, как возведение восточных и западных границ или продвижение границ на юг. Надписи датируются 24-м годом правления Аменемхета и 4-м годом правления Сенусерта, например, запись о походе против "жителей пустыни" - азиатов, которые совершали набеги на северо-восточные египетские границы со стороны Газы.

О том, что фараон Аменемхет I проявлял интерес к восточной пустыне, свидетельствует стела с его именем, найденная на побережье Красного моря у Джебель Зейт. Уже в то время здесь существовало временное поселение египтян. Жившие там люди добывали нефть и битумную массу, остатки которой до сих пор сохранились. Египтяне использовали ее в судостроении и, возможно, при совершении ритуальных действ. Поселение просуществовало до эпохи Рамессидов.

Аменемхет попытался передать сыну навыки искусства быть царем в так называемом "Поучение Аменемхета" и более чем преуспел в обучении. Сенусерта I стал одним из величайших правителей Египта, легендарным фараоном. В этом интересном произведении Аменемхет I, в частности, говорит: "Я не отступал никогда перед опасностью или ввиду бедствия, нападала ли саранча на земли или устраивали беспорядки и возмущения во дворце, или разливы были недостаточны и водохранилища высыхали; или же, вспоминая твое младенчество, восставали против меня, - я никогда не отступал, от самого рождения своего".

К памятникам, которые оставил после себя Аменемхет I, относится храм Амона в Фивах, в котором стояла его статуя из розового асуанского гранита. В Мемфисе он отреставрировал храм Пта, о чем рассказывают надписи в каменоломнях Хаммамат.

Место для захоронения царя было перенесено и теперь разместилось в Лиште, недалеко от новой столицы, на входе в Фаюм. Пирамида Аменемхета называлась "Ка-нофер" - "Высокая красивая". Она была сделана из каменных блоков, не очень большого размера: высота 15 метров, основание 105х105 метров. Эти размеры стали нормой для последующих пирамид. Изнутри пирамида отделана блоками известняка, большинство из которых позаимствованы с развалин Древнего Царства в Гизе и Абусире. Снаружи пирамида была облицована белым турским известняком также позаимствованным с древних монументов. Не много известно о погребальной камере Аменемхета, так как уже много веков назад туда просочились грунтовые воды и вход внутрь затруднен. Погребальные камеры, вероятно, были ограблены еще в древности.

Почти 30-летнее правление Аменемхета стабилизировало обстановку в Египте. Это укрепило XII династию, которая правила в течение двух веков, до тех пор, пока не наступили смуты Второго Переходного периода во время правления царицы Собекнефру.

Литература:
В.Замаровский "Их Величества пирамиды", М., 1986
Г.Бругш "Все о Египте". "Золотой Век", М., 2000
Г.Белова, Т.Шеркова "Сказки Древнего Египта", М., 1998
P.F. Clayton. "Chronicle Of The Pharaohs", London, 1994

Любовь Егорова

ancient.gerodot.ru

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға