Жаңалықтар

Цивилизация Древнего Египта

Это случилось 10 тысяч лет назад или чуть раньше... Небольшой отряд охотников, пришедших из Сахары, тогда еще цветущей равнины, подошел к краю плоскогорья, за которым открылась новая, неведомая страна. Охотники за антилопами, знакомые лишь с небольшими, пересыхающими летом речками родных степей, такого чуда не видели еще никогда! Широкая, полноводная река величественно несла мимо них мутные воды; откуда и куда - не знал никто. Не нарушая молчания, люди долго смотрели на реку, охваченные священным трепетом и желанием пасть на колени перед могущественным властелином этих мест. Охотники даже не решились спуститься вниз, к самой воде, около которой кишели ядовитые змеи. Берега реки на сотни метров были заболочены и поросли густым тростником. На отмелях отдыхали бегемоты и крокодилы. Охотники ушли, но им, а впоследствии и их потомкам пришлось вернуться к заманчивым и пугающим берегам. Дичи в высыхающих степях Сахары становились все меньше, стычки между охотничьими племенами делались все более ожесточенными и кровавыми. Потерпевшие поражение, оттесненные из привычной степи племена оседали на незнакомых им берегах большой реки. Население долины Нила складывалось постепенно из небольших, "просачивающихся" сюда групп, среди которых были люди с разным цветом кожи - оливково-желтым, коричневатым или совсем темным. Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к довольно позднему времени - 6-4 тыс. до н.э. Располагались они на высоких участках речной долины, далеко от воды - люди боялись наводнений. Плодородную почву "нижних полей" они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны. Поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым существом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. А отец в представлении древних - это тот, дает еду, заботиться о своих детях. Конечно, египтянам приходилось самим добывать пропитание, но отец Нил давал им самое главное - плодородные земли своих берегов и воду для их орошения. Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну "Кемет" - "Черная". Необыкновенную землю принесла сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменное основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения - есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течет по каменистому ложу, и остатки растений, принесенные притоками из прибрежных тропических лесов. Когда в начале лета в Восточной Африке, где находится исток Нила, начинают таять горные снега, уровень воды в реке повышается и начинается разлив. Нил замедляет свое и без того спокойное течение и затопляет низкие берега, превращая их на несколько месяцев в настоящие болота. В стоячей воде взвешенные частицы постепенно оседают вниз, и, когда река возвращается в русло, берега оказываются покрытыми новым слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в середине июля, а выше всего - на 8-10 метров над обычным уровнем! -вода поднимается в августе - сентябре и держится высоко до середины ноября. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень ее повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот. Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых "нижних полей" связана с тем, что после спада воды влага распределяется неравномерно - высоко расположенные участки теряют ее слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются, потому что вода стоит на них почти круглый год. И египтяне придумали очень простое устройство, позволяющее регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Почти также, как дети, строящие весной на ручейках земляные запруды, египтяне начали возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клеточку тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в "клеточки" - бассейны, и люди могли ею распоряжаться по необходимости - надолго задержать на высоких местах или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенено отдельные сооружения связывались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров. Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления цепочками запруд - первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет назвали "ном", а ее правителя - "номарх". Правители отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых земляных стен-плотин и прокладке отводящих лишнюю воду каналов, следили за тем, чтобы весь урожай с полей свозился в городские амбары, а зерно в течении года более или менее поровну раздавалось всему населению. Номархи жестоко боролись друг с другом за верховную власть над всей страной, разоряя города соседей, угоняя их скот и обращая в рабство таких же египтян, как они сами. Ко времени образования единого египетского царства (около 3000 г. до н.э.) таких номов насчитывалось примерно сорок. Египтяне редко готовили себе еду сами - чаще всего они относили полученное зерно в специальные "столовые", в которых кормились вся деревня или несколько соседних деревень. Эти "столовые" тоже находились под надзором номархов или самого царя, которого называли "фараон". Специальный чиновник следил за тем, чтобы повара не воровали продукты, поровну раздавали похлебку, кашу и пиво, он же собирал с них налоги и разбирал их дела в суде. Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие в древнем мире урожаи, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. О том, как и что египтяне строили, мы расскажем позже, а пока посмотрим, как и за что они воевали. Фараон, который чаще всего стоял во главе египетского войска, старался воевать быстро, чтобы уже через несколько месяцев вернуться домой, в столицу. Армия состояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян, набранных в войско всего на несколько месяцев и временно освобожденных от полевых работ. Вражеские крепости египтяне не умели брать приступом, поэтому они их осаждали, на что уходило много времени. Нередко египетское войско возвращалось домой после трех-четырехмесячного похода, захватив лишь одну-две небольшие крепости. Крупные сражения случались редко - полководцы берегли солдат, которых они называли "стадом Бога". Рисковать не хотели ни египтяне, ни их противники: нубийцы на юге, правители небольших сирийских и палестинских городов и хеттские цари на севере. Очень редко победа в войне приводила к захвату чужого царства, потому что управлять ими было трудно и хлопотно. Фараоны предпочитали посадить на трон в чужой стране верного Египту правителя, а если он становился непокорным - заменить его другим, которого до поры до времени держали при дворе почетным заложником. Главной целью войны была военная добыча - рыбы, скот, редкие породы дерева, слоновая кость, золото, драгоценные камни. После удачного похода фараоны возвращались с грудами богатств; многое доставалось и простым воинам. Солдат мог пригнать 3-5 рабов и либо выгодно продать их на невольничьем рынке, либо использовать в своем хозяйстве. Жажда военной добычи была, однако, не единственной причиной, заставлявшей фараонов отправляться с войсками отправляться в чужие края. Дело в том, что Египет не имел хорошей древесины для строительства кораблей, рудников для добычи различных металлов и даже камня, необходимого для строительства храмов и дворцов. Чем совершеннее становились египетские постройки, тем больше страна зависела от ввозимых материалов из чужих краев. Широкое применение меди потребовало постоянного присутствия египетских отрядов на Синайском полуострове, где находились самые богатые медные рудники. Из Леванта же вывозили ценные породы деревьев. Еще сложнее стало положение Египта, когда около 1500 г. до н.э. стала широко применяться бронза - сплав меди и олова. Оружие, изготовленное из бронзы, было намного лучше медного, и армия , вооруженная бронзовыми мечами, стрелами и копьями с бронзовыми наконечниками, имела большое превосходство над противником. Медь египтяне могли достать, а вот оловянных рудников по близости не было, и знаменитым фараонам Нового Царства (1580 – 1085 гг. до н.э.) Тутмосу III и Рамсесу II приходилось вести длительные войны в Сирии и Палестине вплоть до реки Евфрат, чтобы поставить под египетский контроль главные торговые пути, по которым перевозили олово. В отдельных случаях египтяне покупали необходимые им продукты и материалы, но чаще всего они стремились получить нужное силой. Огромные богатства, накопленные фараонами, позволили египтянам строить так много, величественно и красиво, как не умел ни один народ на Древнем Востоке. Стройкой руководил специально обученный жрец-архитектор, умевший производить довольно сложные математические расчеты. Имена самых знаменитых архитекторов дошли до нашего времени. Рабочих-строителей, возглавляемых чиновниками-бригадирами, было не так уж много, и они выполняли самую сложную работу - окончательную обработку больших каменных блоков, их шлифовку и укладку. Делалось это настолько тщательно, что даже сейчас, спустя четыре с лишним тысячи лет, между многими каменными блоками невозможно вставить тонкое лезвие бритвы - так плотно они уложены. От точности при обработке и укладке камней зависело очень многое, ведь египтяне не скрепляли камни специальным раствором, а просто клали их один на другой, как делают дети, строящие башню из деревянных кубиков. Прочность и устойчивость здания зависела от того, насколько хорошо "кубики" прилегают друг к другу. Самые простые работы - перетаскивание тяжестей, грубое обтесывание камней, прокладка дорог к месту стройки - доставались согнанным из ближних деревень крестьянам. Начальники заботились, чтобы они не сидели сложа руки даже во время разлива Нила, когда работы на полях не было. Труд рабов на стройках использовался редко. Хотя рабов в Египте всегда было немало, до эпохи Нового Царства они занимались в основном домашним хозяйством: пекли, стирали, убирали комнаты, сторожили дом хозяев, ткали холсты, ухаживали за домашней птицей. Свободных египтян чиновники фараона соединяли в "рабочие отряды", состоящие из нескольких десятков человек. Они выполняли множество разных заданий: всего за год человек мог поменять несколько занятий, таких, как, обработка полей, рытье каналов, прокладка дорог, строительство зданий. В эпоху Древнего Царства(2800-2250гг. до н.э.) рабочими отрядами управлял фараон через своих чиновников, и даже знатные люди вынуждены были обращаться к фараону с просьбой выделить им работников для обработки земли. Во времена Среднего Царства (2050 – 1750 гг. до н.э.) вельможи уже обзавелись собственными зависимыми людьми и распоряжались ими по своему усмотрению. Самые крупные храмы и пирамиды строились десятилетиями. Храм, недостроенный одним царем, завершал его преемник на троне, а вот пирамида иногда оставалась незавершенной. Пирамиды – это гробницы фараонов; гроб с телом царя, превращенным мастерами в нетленную мумию, устанавливался в потайном помещении внутри пирамиды; входы в погребальную комнату и в саму пирамиду закладывались камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал ее закончить. Самые высокие (их называют "Великими") пирамиды возведены в эпоху Древнего Царства неподалеку от города Мемфис, тогдашней столицы Египта, фараонами Хуфу (греки называли его Хеопс) и Хафра (Хефрен). Высота первой из них в древности составляла 146.7 м, второй – 143.5 м. Вершины их довольно сильно пострадали от времени, и сейчас обе пирамиды на несколько метров ниже. При строительстве таких огромных сооружений египетским архитекторам приходилось решать сложные технические задачи. Пирамида Хуфу, к примеру, сложена из 2 300 000 (!) каменных блоков, каждый из которых весит около двух с половиной тонн. Общий вес пирамиды - 6,5 или 7 млн. т – следовало рассчитать так, чтобы давление на внутренние помещения (галереи, погребальные камеры, святилища) распределялось равномерно и пирамида не обрушилась внутрь от собственной тяжести. Восхищение самих египтян и их соседей Великими пирамидами было настолько огромно, что их считали одним из семи чудес света. Зачем же египтяне строили своим царям гигантские гробницы? Чтобы понять это, необходимо хотя бы немного знать о богах Древнего Египта и о религиозных представлениях его жителей. Мы привыкли говорить о человеческой "душе"; египтяне же считали, что таких душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники -жрецы. Гробница рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли "Ка" (двойник умершего человека). Поэтому цари и вельможи еще при жизни не жалели золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом своего "Ка" красивым и приятным. К сожалению, большинство гробниц ограблено ворами и разбойниками еще в далекой древности. До нас дошли лишь отдельные, случайно сохранившиеся и наверняка не самые богатые захоронения. Широкую известность получила открытая археологами гробница Тутанхамона, молодого царя, умершего в девятнадцатилетнем возрасте. В Египте почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных - кошек, быков, крокодилов - и содержали их в специальных помещениях, прудах или стойлах. Оскорбление животных наказывалось смертью, ибо наносился ущерб богам, которых они олицетворяли. В каждом номе были свои боги (иногда мало известные за его пределами), но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и другие. Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома. Когда после распада Древнего Царства столица страны была перенесена из Мемфиса в Фивы, верховным божеством стал считаться фиванский Амон-Ра. Известно еще, что фараон Эхнатон попытался запретить поклонение всем богам, кроме бога солнечного диска по имени Атон. Но привязанность египтян к старым богам оказалась сильнее страха перед грозным царем. Попытка Эхнатона не удалась, и его преемники постарались стереть даже память о нем. Египтяне связывали мифы о богах с явлениями природы, сменой времен года, разливами Нила. Когда начинали дуть жаркие ветры из пустыни, жители Египта говорили о том, что коварный бог пустыни, Сет, убил своего брата Осириса и теперь безраздельно господствует в мире. По представлениям египтян, слезы богини Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, вызывали разливы Нила. Начало восхода посевов считалось воскресением Осириса, которого спас его сын Гор. Все это стало известно, когда в первой трети 19 в. француз Шампольон расшифровал египетские иероглифы, и ученые смогли прочитать надписи в пирамидах и "Книгу мертвых" с описанием подземного Царства мертвых. Некоторые из мифов были записаны на папирусе - египетском предшественнике бумаги, изготовлявшемся сложным способом из растения папирус - и сохранились до наших дней. Долгое время египтянам удавалось охранять долину Нила от чужеземных вторжений. За первые две тысячи лет египетской истории страна всего один раз была завоевана кочевыми племенами гиксосов около 1750г. до н.э. Меньше чем через 200 лет завоевателей изгнали, и Египет вступил в эпоху длительного расцвета. Однако соседние страны развивались все же быстрее Египта, который с трудом усваивал новое из-за приверженности своим традициям, и в I тыс. до н.э. страну в нильской долине завоевали сначала ассирийцы, потом - иранцы, греки и, наконец, римляне. Но и под чужой властью египтяне еще долго сохраняли свою неповторимую культуру, воспоминания о великом прошлом своей родины. ancient.gerodot.ru
12.09.2013 04:51 5290

Это случилось 10 тысяч лет назад или чуть раньше...

Небольшой отряд охотников, пришедших из Сахары, тогда еще цветущей равнины, подошел к краю плоскогорья, за которым открылась новая, неведомая страна. Охотники за антилопами, знакомые лишь с небольшими, пересыхающими летом речками родных степей, такого чуда не видели еще никогда! Широкая, полноводная река величественно несла мимо них мутные воды; откуда и куда - не знал никто. Не нарушая молчания, люди долго смотрели на реку, охваченные священным трепетом и желанием пасть на колени перед могущественным властелином этих мест. Охотники даже не решились спуститься вниз, к самой воде, около которой кишели ядовитые змеи. Берега реки на сотни метров были заболочены и поросли густым тростником. На отмелях отдыхали бегемоты и крокодилы. Охотники ушли, но им, а впоследствии и их потомкам пришлось вернуться к заманчивым и пугающим берегам. Дичи в высыхающих степях Сахары становились все меньше, стычки между охотничьими племенами делались все более ожесточенными и кровавыми. Потерпевшие поражение, оттесненные из привычной степи племена оседали на незнакомых им берегах большой реки. Население долины Нила складывалось постепенно из небольших, "просачивающихся" сюда групп, среди которых были люди с разным цветом кожи - оливково-желтым, коричневатым или совсем темным.

Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к довольно позднему времени - 6-4 тыс. до н.э. Располагались они на высоких участках речной долины, далеко от воды - люди боялись наводнений. Плодородную почву "нижних полей" они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны.

Поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым существом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. А отец в представлении древних - это тот, дает еду, заботиться о своих детях. Конечно, египтянам приходилось самим добывать пропитание, но отец Нил давал им самое главное - плодородные земли своих берегов и воду для их орошения.

Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну "Кемет" - "Черная". Необыкновенную землю принесла сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменное основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения - есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течет по каменистому ложу, и остатки растений, принесенные притоками из прибрежных тропических лесов.

Когда в начале лета в Восточной Африке, где находится исток Нила, начинают таять горные снега, уровень воды в реке повышается и начинается разлив. Нил замедляет свое и без того спокойное течение и затопляет низкие берега, превращая их на несколько месяцев в настоящие болота. В стоячей воде взвешенные частицы постепенно оседают вниз, и, когда река возвращается в русло, берега оказываются покрытыми новым слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в середине июля, а выше всего - на 8-10 метров над обычным уровнем! -вода поднимается в августе - сентябре и держится высоко до середины ноября. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень ее повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот.

Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых "нижних полей" связана с тем, что после спада воды влага распределяется неравномерно - высоко расположенные участки теряют ее слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются, потому что вода стоит на них почти круглый год. И египтяне придумали очень простое устройство, позволяющее регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Почти также, как дети, строящие весной на ручейках земляные запруды, египтяне начали возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клеточку тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в "клеточки" - бассейны, и люди могли ею распоряжаться по необходимости - надолго задержать на высоких местах или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенено отдельные сооружения связывались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров. Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления цепочками запруд - первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет назвали "ном", а ее правителя - "номарх". Правители отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых земляных стен-плотин и прокладке отводящих лишнюю воду каналов, следили за тем, чтобы весь урожай с полей свозился в городские амбары, а зерно в течении года более или менее поровну раздавалось всему населению.

Номархи жестоко боролись друг с другом за верховную власть над всей страной, разоряя города соседей, угоняя их скот и обращая в рабство таких же египтян, как они сами. Ко времени образования единого египетского царства (около 3000 г. до н.э.) таких номов насчитывалось примерно сорок.

Египтяне редко готовили себе еду сами - чаще всего они относили полученное зерно в специальные "столовые", в которых кормились вся деревня или несколько соседних деревень. Эти "столовые" тоже находились под надзором номархов или самого царя, которого называли "фараон". Специальный чиновник следил за тем, чтобы повара не воровали продукты, поровну раздавали похлебку, кашу и пиво, он же собирал с них налоги и разбирал их дела в суде. Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие в древнем мире урожаи, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. О том, как и что египтяне строили, мы расскажем позже, а пока посмотрим, как и за что они воевали.

Фараон, который чаще всего стоял во главе египетского войска, старался воевать быстро, чтобы уже через несколько месяцев вернуться домой, в столицу. Армия состояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян, набранных в войско всего на несколько месяцев и временно освобожденных от полевых работ. Вражеские крепости египтяне не умели брать приступом, поэтому они их осаждали, на что уходило много времени. Нередко египетское войско возвращалось домой после трех-четырехмесячного похода, захватив лишь одну-две небольшие крепости. Крупные сражения случались редко - полководцы берегли солдат, которых они называли "стадом Бога". Рисковать не хотели ни египтяне, ни их противники: нубийцы на юге, правители небольших сирийских и палестинских городов и хеттские цари на севере. Очень редко победа в войне приводила к захвату чужого царства, потому что управлять ими было трудно и хлопотно. Фараоны предпочитали посадить на трон в чужой стране верного Египту правителя, а если он становился непокорным - заменить его другим, которого до поры до времени держали при дворе почетным заложником.

Главной целью войны была военная добыча - рыбы, скот, редкие породы дерева, слоновая кость, золото, драгоценные камни. После удачного похода фараоны возвращались с грудами богатств; многое доставалось и простым воинам. Солдат мог пригнать 3-5 рабов и либо выгодно продать их на невольничьем рынке, либо использовать в своем хозяйстве. Жажда военной добычи была, однако, не единственной причиной, заставлявшей фараонов отправляться с войсками отправляться в чужие края.

Дело в том, что Египет не имел хорошей древесины для строительства кораблей, рудников для добычи различных металлов и даже камня, необходимого для строительства храмов и дворцов. Чем совершеннее становились египетские постройки, тем больше страна зависела от ввозимых материалов из чужих краев. Широкое применение меди потребовало постоянного присутствия египетских отрядов на Синайском полуострове, где находились самые богатые медные рудники. Из Леванта же вывозили ценные породы деревьев. Еще сложнее стало положение Египта, когда около 1500 г. до н.э. стала широко применяться бронза - сплав меди и олова. Оружие, изготовленное из бронзы, было намного лучше медного, и армия , вооруженная бронзовыми мечами, стрелами и копьями с бронзовыми наконечниками, имела большое превосходство над противником. Медь египтяне могли достать, а вот оловянных рудников по близости не было, и знаменитым фараонам Нового Царства (1580 – 1085 гг. до н.э.) Тутмосу III и Рамсесу II приходилось вести длительные войны

в Сирии и Палестине вплоть до реки Евфрат, чтобы поставить под египетский контроль главные торговые пути, по которым перевозили олово. В отдельных случаях египтяне покупали необходимые им продукты и материалы, но чаще всего они стремились получить нужное силой.

Огромные богатства, накопленные фараонами, позволили египтянам строить так много, величественно и красиво, как не умел ни один народ на Древнем Востоке. Стройкой руководил специально обученный жрец-архитектор, умевший производить довольно сложные математические расчеты. Имена самых знаменитых архитекторов дошли до нашего времени. Рабочих-строителей, возглавляемых чиновниками-бригадирами, было не так уж много, и они выполняли самую сложную работу - окончательную обработку больших каменных блоков, их шлифовку и укладку. Делалось это настолько тщательно, что даже сейчас, спустя четыре с лишним тысячи лет, между многими каменными блоками невозможно вставить тонкое лезвие бритвы - так плотно они уложены. От точности при обработке и укладке камней зависело очень многое, ведь египтяне не скрепляли камни специальным раствором, а просто клали их один на другой, как делают дети, строящие башню из деревянных кубиков. Прочность и устойчивость здания зависела от того, насколько хорошо "кубики" прилегают друг к другу.

Самые простые работы - перетаскивание тяжестей, грубое обтесывание камней, прокладка дорог к месту стройки - доставались согнанным из ближних деревень крестьянам. Начальники заботились, чтобы они не сидели сложа руки даже во время разлива Нила, когда работы на полях не было.

Труд рабов на стройках использовался редко. Хотя рабов в Египте всегда было немало, до эпохи Нового Царства они занимались в основном домашним хозяйством: пекли, стирали, убирали комнаты, сторожили дом хозяев, ткали холсты, ухаживали за домашней птицей.

Свободных египтян чиновники фараона соединяли в "рабочие отряды", состоящие из нескольких десятков человек. Они выполняли множество разных заданий: всего за год человек мог поменять несколько занятий, таких, как, обработка полей, рытье каналов, прокладка дорог, строительство зданий.

В эпоху Древнего Царства(2800-2250гг. до н.э.) рабочими отрядами управлял фараон через своих чиновников, и даже знатные люди вынуждены были обращаться к фараону с просьбой выделить им работников для обработки земли. Во времена Среднего Царства (2050 – 1750 гг. до н.э.) вельможи уже обзавелись собственными зависимыми людьми и распоряжались ими по своему усмотрению.

Самые крупные храмы и пирамиды строились десятилетиями. Храм, недостроенный одним царем, завершал его преемник на троне, а вот пирамида иногда оставалась незавершенной. Пирамиды – это гробницы фараонов; гроб с телом царя, превращенным мастерами в нетленную мумию, устанавливался в потайном помещении внутри пирамиды; входы в погребальную комнату и в саму пирамиду закладывались камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал ее закончить.

Самые высокие (их называют "Великими") пирамиды возведены в эпоху Древнего Царства неподалеку от города Мемфис, тогдашней столицы Египта, фараонами Хуфу (греки называли его Хеопс) и Хафра (Хефрен). Высота первой из них в древности составляла 146.7 м, второй – 143.5 м. Вершины их довольно сильно пострадали от времени, и сейчас обе пирамиды на несколько метров ниже. При строительстве таких огромных сооружений египетским архитекторам приходилось решать сложные технические задачи. Пирамида Хуфу, к примеру, сложена из 2 300 000 (!) каменных блоков, каждый из которых весит около двух с половиной тонн. Общий вес пирамиды - 6,5 или 7 млн. т – следовало рассчитать так, чтобы давление на внутренние помещения (галереи, погребальные камеры, святилища) распределялось равномерно и пирамида не обрушилась внутрь от собственной тяжести. Восхищение самих египтян и их соседей Великими пирамидами было настолько огромно, что их считали одним из семи чудес света.

Зачем же египтяне строили своим царям гигантские гробницы? Чтобы понять это, необходимо хотя бы немного знать о богах Древнего Египта и о религиозных представлениях его жителей. Мы привыкли говорить о человеческой "душе"; египтяне же считали, что таких душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники -жрецы. Гробница рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли "Ка" (двойник умершего человека). Поэтому цари и вельможи еще при жизни не жалели золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом своего "Ка" красивым и приятным. К сожалению, большинство гробниц ограблено ворами и разбойниками еще в далекой древности. До нас дошли лишь отдельные, случайно сохранившиеся и наверняка не самые богатые захоронения. Широкую известность получила открытая археологами гробница Тутанхамона, молодого царя, умершего в девятнадцатилетнем возрасте.

В Египте почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных - кошек, быков, крокодилов - и содержали их в специальных помещениях, прудах или стойлах. Оскорбление животных наказывалось смертью, ибо наносился ущерб богам, которых они олицетворяли. В каждом номе были свои боги (иногда мало известные за его пределами), но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и другие. Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома. Когда после распада Древнего Царства столица страны была перенесена из Мемфиса в Фивы, верховным божеством стал считаться фиванский Амон-Ра.

Известно еще, что фараон Эхнатон попытался запретить поклонение всем богам, кроме бога солнечного диска по имени Атон. Но привязанность египтян к старым богам оказалась сильнее страха перед грозным царем. Попытка Эхнатона не удалась, и его преемники постарались стереть даже память о нем.

Египтяне связывали мифы о богах с явлениями природы, сменой времен года, разливами Нила. Когда начинали дуть жаркие ветры из пустыни, жители Египта говорили о том, что коварный бог пустыни, Сет, убил своего брата Осириса и теперь безраздельно господствует в мире. По представлениям египтян, слезы богини Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, вызывали разливы Нила. Начало восхода посевов считалось воскресением Осириса, которого спас его сын Гор. Все это стало известно, когда в первой трети 19 в. француз Шампольон расшифровал египетские иероглифы, и ученые смогли прочитать надписи в пирамидах и "Книгу мертвых" с описанием подземного Царства мертвых. Некоторые из мифов были записаны на папирусе - египетском предшественнике бумаги, изготовлявшемся сложным способом из растения папирус - и сохранились до наших дней.

Долгое время египтянам удавалось охранять долину Нила от чужеземных вторжений. За первые две тысячи лет египетской истории страна всего один раз была завоевана кочевыми племенами гиксосов около 1750г. до н.э. Меньше чем через 200 лет завоевателей изгнали, и Египет вступил в эпоху длительного расцвета. Однако соседние страны развивались все же быстрее Египта, который с трудом усваивал новое из-за приверженности своим традициям, и в I тыс. до н.э. страну в нильской долине завоевали сначала ассирийцы, потом - иранцы, греки и, наконец, римляне. Но и под чужой властью египтяне еще долго сохраняли свою неповторимую культуру, воспоминания о великом прошлом своей родины.

ancient.gerodot.ru

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға