Жаңалықтар

Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности

Проблема самоактуализации личности в процессе выстраивания своего профессионального пути в современной психологии представлена различными теоретическими подходами и конкретными исследованиями. Один из аспектов изучения профессионального самоопределения связан с гендерными установками в профессиональной деятельности. Формирующая сила культурных ожиданий находит свое отражение в особенностях профессионального поведения как мужчин, так и женщин. Сегодня значительное число женщин уделяет большое внимание выстраиванию своего жизненного пути и профессиональной карьере как его неотъемлемой части. Амбициозность, независимость, активность, стремление к достижениям - все эти качества становятся довольно распространенными в характере современной женщины. В связи с этим возникает вопрос: насколько полно женщине удается реализовать свои способности и стремления в профессиональной деятельности? Ответ на этот вопрос требует всестороннего исследования. В данной статье предлагается один из возможных подходов к пониманию проблемы самоактуализации женщины.      Теоретический подход      Проблема развития профессиональной карьеры в зарубежной и отечественной психологии с недавнего времени начинает рассматриваться как частный случай более общей модели личностного развития, как неотъемлемая часть ее (личности) целостного жизненного пути. Анализируя состояние психологического знания в этой области, К.А. Абульханова-Славская пишет о том, что "характер самовыражения, самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяют как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности".      Жизненный путь человека рассматривается исследователями с различных позиций, но только в том случае он предстает как действительная эволюция личности, когда внимание фокусируется на внутренних превращениях (П.Жане, Ш. Бюлер, СЛ. Рубинштейн).      Жизнь личности, ее рост неотделимы от нарастания субъектности. Субъект жизни - это вершина в развитии личности, то к чему в результате длительного пути взросления приходит человек, если этот путь сложился именно как прогресс развития личности. Как отмечает Бодалев А.А., став субъектом жизни, личность не всегда эффективна в проявлениях этой субъектности, так как тенденции собственного поведения личности либо "работают" на ее развитие по восходящей, либо тормозят его, а иногда ведут к социальной деградации [3].      Успешное решение проблемы истинной субъектности или "неотчужденной активности", по мнению Фромма Э., предполагает: осознание и соотнесение личностью своих потребностей с деятельными возможностями и возможностями, которые представлены в условиях ее жизни; создание возможности аутентичного ее природе бытия, когда все ее потенции оказываются востребованными обществом. Осознание или осмысление, то есть нахождение личностного смысла в событиях среды, в фактах собственной биографии, в своих качествах как потенциальных предпосылках предстоящих свершений - все это позволяет представить согласованные поступательные ряды внешних событий, внутренних превращений, поступков и достижений личности. Это делает ее - личность - смысловым центром, конечной причиной и объяснением последовательности и смены жизненных циклов [4].      Возраст зрелой личности характеризуется стремлением к обретению смысла, а смысл жизни - в стремлении с наибольшей полнотой реализовать себя, в стремлении к аутентичному бытию. Изменения, происходящие во внешних пространствах (организм, среда, деятельность) по естественным, независящим от личности причинам, в соответствии с собственной логикой бытийности этих пространств, продолжают влиять на развитие личности, если оказываются значимыми для нее. Но основной источник противоречий теперь связан с внутриличностными смысловыми преобразованиями и процессом самоактуализации, вступающим в противоречие, сталкивающимся с сопротивлением внешней бытийности (ограниченность физических возможностей индивида, отсутствие нужных навыков и др.).      Чувство идентичности, аутентичности бытия, как считают многие авторы, рассматривающие проблему жизненного сценария (Э.Эриксон, Э.Берн, Мак-Адаме и др.), возникает у личности вследствие создаваемой ею истории своей жизни. Сна дает личности чувство цели, придает жизни смысл, а также служит оформлением Self.      Анализируя практику реальной жизни, исследователи обоснованно исходят из аналогичного представления, считая, что человек в ней одержим стремлением наиболее полно реализовать свою самоконцепцию. Эта посылка легла в основу теории профессионального самоопределения Д. Сьюпера, считавшего, что, выражая профессиональное предпочтение, человек выражает в профессиональной терминологии свою идею того типа человека, которым он является. Входя в профессию, он ищет воплощение, концепции себя; утверждаясь в профессии, он достигает самоактуализации. [7].      Исследования М. Холланда показали, что выбор профессиональной карьеры следует рассматривать как проявление экспансии ("расширения") личности и ее попытку проявить личностный стиль поведения в контексте работы [6, 7]. Содержательный анализ профессионального эталона и его коррекция в соответствии с реальными возможностями развивающейся личности позволяют оптимизировать процессы профессионального становления и личностного роста, сделать их согласованными и, следовательно, истинно прогрессивными, то есть расширяющими ареал возможностей личности и усиливающими тенденции ее самоактуали­зации, плодотворности, экспансии Я на внешние пространства (структурирование внешних сред, конгруэнтных структуре Я). Если избранная профессия не вступает в неразрешимое противоречие со сформировавшимися личностными чертами и предполагаемое профессиональное формирование личности соответствует основным ценностным представлениям, то в последующем можно ожидать органичной творческости, и, естественной спонтанности в профессиональном поведении. В этом случае профессионализация связана с естественной связной поступательностью в развитии личности и сознательно отражаемым чувством личностного роста. Однако изменение человека, его личности не всегда происходит как развитие. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что часто изменение человека - это своеобразная "уступка" обстоятельствам [2].      В социальном прессинге общественного мнения и сложившихся образовательных традиций личности нередко навязываются унифицированные стереотипы профессионального поведения, которые не дают ей возможности реализовать свои истинные побуждения. Деятельность, в том числе и профессиональная, отчуждается от личности, перестает быть средством самовыражения и самоактуализации.      Социально-культурная среда как мощный фактор становления личности предлагает определенные стереотипы профессиональных действий, связанных с гендерными различиями. Во всем многообразии гендерных ролей в различных культурах существует представление о "мужских" и "женских" видах деятельности как в семье, так и в профессиональной сфере. В большинстве современных европейских культур существует определенное, жестко не декларируемое, но имеющее весомое значение, разделение профессий по половому признаку. Так, профессии, связанные с активной публичной политической и руководящей ролью традиционно определяются как "мужские", то есть характеризующий их поведенческий репертуар насыщен мужскими поведенческими паттернами.      Расширение представлений общества о возможности реализации женщиной своих возможностей не только в семейной, общественной, но и в политической и профессиональной сферах, позволило значительной части женщин освоить ряд профессий, связанных с управлением (управление организацией, людьми, капиталом, различные политические государственные должности). Особенно много женщин руководителей в образовательных учреждениях.      Результаты исследования, связанного с общими проблемами самоактуализации личности и способами оптимизации функциониро­вания образовательного учреждения, позволили сделать некоторые выводы частного порядка о разнице в личностных характеристиках, обеспечивающих реализацию профессиональных функций мужчинами и женщинами - руководителями образовательных учреждений.      Исследование было проведено в одном из районов Краснодарского края. В нем приняли участие 58 руководителей. Из них : 25 человек - директора образовательных. учреждений, 26 человек - заместители директоров, остальные - работники органов управления образования. Распределение по половому признаку - 22 мужчины и 36 женщин.      Использованные методы:      - тест, выявляющий уровень самоактуализацин (CAT);      - опросник 16 PF Р.Б. Кеттелла;      - анкета "Опосредующие развитие факторы (стимулирующие и препятствующие)".      Анализ и интерпретация эмпирических данных      Описание степени самоактуализации респондентов представлено через анализ результатов использованного самоактуализационного теста (CAT), который измеряет ее как многомерную величину, регистрируя разные составляющие ее параметры. Самоактуализационный тест (CAT) состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными, но респонденту предлагается выбрать то, которое отвечает его представлениям или привычному способу поведения.      CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени (способности субъекта жить "настоящим") и шкала поддержки (независимости ценностей поведения субъекта от воздействия извне). В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики, дополнительные 12 шкал ориентированы на регистрацию отдельных аспектов самоактуализации личности.      При общем сравнительно одинаковом и довольно высоком показателе самоактуализации по базовым шкалам среди испытуемых мужчин и женщин, имело место некоторое различие по отдельным дополнительным шкалам.      Для того, чтобы нагляднее представить основное содержание этих различий, дадим краткое описание получившихся на основе результатов тестирования двух, психологических портретов: мужчин и женщин.      Мужчины в большей степени, чем женщины разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Они в большей мере способны спонтанно выражать свои чувства, то есть, готовы к возможности проявления активности, отличающейся от рассчитанного заранее способа поведения. Способны принять себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков другими.      Женщины в меньшей степени, чем мужчины разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Менее спонтанны в выражении своих чувств, в большей мере ориентированы на заранее продуманное поведение. В меньшей степени способны оценить свои достоинства и принимают себя только в зависимости от оценки своих достоинств и недостатков другими. То есть, женщины больше ориентированы на контроль своего поведения и некоторую недооценку своих достоинств.      Различия в психологической характеристике мужчин и женщин проявились и при изучении у той же группы респондентов факторов, по их мнению, способствующих или мешающих процессу развития. Для изучения факторов, стимулирующих саморазвитие и препятствующих процессу совершенствования в профессии, была применена анкета, предлагающая респонденту по пятибалльной шкале оценить значимость тех или иных факторов.      В результате анализа ответов получены следующие данные. Среди факторов, препятствующих развитию, женщины поставили более высокий балл утверждениям: разочарование в имевшихся ранее неудачах; враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в них перемен, или стремление к новому; состояние здоровья; ограниченные ресурсы; стесненные жизненные обстоятельства. Мужчины придают этим факторам меньшее значение, считают, что они не слишком влияют или препятствуют развитию.      Среди факторов, стимулирующих развитие, мужчины выделили такие, как: влияние коллег, организация труда в школе; доверие к ним; новизна деятельности; условия работы и возможность экспериментиро­вания. Женщины придают этик факторам меньшее значение, но большее значение, чем мужчины, придают занятиям самообразованием. Можно отметить, что женщины склонны к более регламентированному способу организации деятельности, где учтены все возможные непредсказуемые ситуации; ориентированы на самообразование и чувствительны по отношению к различным формам проявления соперничества.      То есть, в целом, женщины более ответственны, в организации своей профессиональной деятельности придают существенное значение внешним обстоятельствам, стремятся соответствовать социальным ожиданиям, ориентированы на самоконтроль и самообразование.      Эти выводы нашли свое подтверждение и при анализе результатов, полученных с помощью личностного опросника 16 PF, выявляющего свойства личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Полученные профили личности мужчин и женщин представлены в таблице.      При сопоставлении личностных профилей рассматриваемых групп респондентов можно заметить различия между мужчинами и женщинами по следующим факторам: С, Е, G, H, I, L, N, Ql, Q2, Q3, Q4.      Анализ показателей по этим факторам свидетельствует о том, что женщины-руководители отличаются от мужчин-руководителей следующими характеристиками личности: более устойчивые интересы, сильная воля, способность следовать нормам коллектива. Женщины в большей степени способны приспособиться к обстоятельствам и упорядочить свое состояние, могут противодействовать усталости при работе с людьми и выдерживать эмоциональные нагрузки, несмотря на наличие собственных нерешенных, эмоциональных проблем. Можно отметить большую ориентацию женщин на доминирующее и авторитарное поведение, настойчивость и строгость. Женщины имеют повышенное чувство долга, более обязательны, соблюдают моральные стандарты и правила, требовательны к себе, догматичны, консервативны, находятся в состоянии постоянной психологической защиты, внутреннее напряжены.      Эти же факторы на мужском обобщенном профиле имеют показатель ниже, что свидетельствует о большей спонтанности, легкомыслии, большей свободе в трактовке правил и норм, переменчивости и эмоциональной свободе, терпимости, добродушии и неамбициозности, склонности к экспериментированию. То есть, отмечается существенная тенденция, подтверждающаяся по многим факторам личностного опросника, в проявлении женщинами доминантного, сознательно контролируемого и менее спонтанного, консервативного и строго регламентированного нормами стиля профессионального поведения.      Таким образом, следует отметить, что существует определенная тенденция в проявлении в профессиональном поведении женщин некоторых традиционно приписываемых мужчинам качеств. Можно предположить, что, моделируя собственный стиль профессионального поведения, женщина ориентируется на профессиональные образцы, предлагаемые культурой ч социальной средой. Так в сфере профессиональной деятельности, связанной с управлением, существуют довольно определенно артикулируемые образцы, в основных своих характеристиках " мужские", а культура пока не предлагает женщине достаточно широкого перечня альтернативных "женских" образцов профессионального поведения в этой области. Вследствие чего, женщины в процессе адаптации и формирования профессиональных навыков используют "мужские" образцы, которые не всегда являются органичными элементами в структуре личности женщины. Между "инородным" мужским образцом и стремлением женщины к наиболее полной реализации всех сторон своей личности возникает противоречие, которое и обусловливает, ее большую эмоциональную зажатость, скованность, формирует у нее потребность в постоянном самоконтроле и контроле над ситуацией, некоторую доминантность и повышенное чувство долга.      Результаты исследования подтверждают необходимость более целенаправленного и подробного изучения механизмов формирования профессионального поведения женщины, занятой в сфере управления. Интересным представляется исследование того, в какой мере отражаются "мужские" характеристики женщины в других сферах ее жизни - в семейной, общественной. Одной из существенных задач дальнейшего исследования может быть анализ того, насколько осознаны и приняты все эти качества самой женщиной, насколько органичными они являются для нее, позволяют ли полностью реализовать свои творческие возможности.   Литература Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. М.,1987. С.137-145. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. Бодалев А. А. Психология о личности. Москва, 1988. Фромм Э. Иметь или быть. Москва, 1986. Holland J.L. The psychology of vocational choice. Waltham, Mass: Blaisdell, 1966. Holland J.L. A theory of vocational choice. Journal of Counseling Psychology, 1959, 6, 34-5. Super D.E. Self-concepts in vocational development. In Super D.E., et al., Career development: self-concept theory. N.Y.: CEEB Research Monograph No. 4, 163. Сборник научных трудов, КГУ МРЦПК Краснодар 1998 Выпуск 3 З.И. Рябикина, Л.Н. Ожигова follow.ru
10.09.2013 08:39 3219

Проблема самоактуализации личности в процессе выстраивания своего профессионального пути в современной психологии представлена различными теоретическими подходами и конкретными исследованиями. Один из аспектов изучения профессионального самоопределения связан с гендерными установками в профессиональной деятельности. Формирующая сила культурных ожиданий находит свое отражение в особенностях профессионального поведения как мужчин, так и женщин. Сегодня значительное число женщин уделяет большое внимание выстраиванию своего жизненного пути и профессиональной карьере как его неотъемлемой части. Амбициозность, независимость, активность, стремление к достижениям - все эти качества становятся довольно распространенными в характере современной женщины. В связи с этим возникает вопрос: насколько полно женщине удается реализовать свои способности и стремления в профессиональной деятельности? Ответ на этот вопрос требует всестороннего исследования. В данной статье предлагается один из возможных подходов к пониманию проблемы самоактуализации женщины.

     Теоретический подход
     Проблема развития профессиональной карьеры в зарубежной и отечественной психологии с недавнего времени начинает рассматриваться как частный случай более общей модели личностного развития, как неотъемлемая часть ее (личности) целостного жизненного пути. Анализируя состояние психологического знания в этой области, К.А. Абульханова-Славская пишет о том, что "характер самовыражения, самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяют как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности".
     Жизненный путь человека рассматривается исследователями с различных позиций, но только в том случае он предстает как действительная эволюция личности, когда внимание фокусируется на внутренних превращениях (П.Жане, Ш. Бюлер, СЛ. Рубинштейн).
     Жизнь личности, ее рост неотделимы от нарастания субъектности. Субъект жизни - это вершина в развитии личности, то к чему в результате длительного пути взросления приходит человек, если этот путь сложился именно как прогресс развития личности. Как отмечает Бодалев А.А., став субъектом жизни, личность не всегда эффективна в проявлениях этой субъектности, так как тенденции собственного поведения личности либо "работают" на ее развитие по восходящей, либо тормозят его, а иногда ведут к социальной деградации [3].
     Успешное решение проблемы истинной субъектности или "неотчужденной активности", по мнению Фромма Э., предполагает: осознание и соотнесение личностью своих потребностей с деятельными возможностями и возможностями, которые представлены в условиях ее жизни; создание возможности аутентичного ее природе бытия, когда все ее потенции оказываются востребованными обществом. Осознание или осмысление, то есть нахождение личностного смысла в событиях среды, в фактах собственной биографии, в своих качествах как потенциальных предпосылках предстоящих свершений - все это позволяет представить согласованные поступательные ряды внешних событий, внутренних превращений, поступков и достижений личности. Это делает ее - личность - смысловым центром, конечной причиной и объяснением последовательности и смены жизненных циклов [4].
     Возраст зрелой личности характеризуется стремлением к обретению смысла, а смысл жизни - в стремлении с наибольшей полнотой реализовать себя, в стремлении к аутентичному бытию. Изменения, происходящие во внешних пространствах (организм, среда, деятельность) по естественным, независящим от личности причинам, в соответствии с собственной логикой бытийности этих пространств, продолжают влиять на развитие личности, если оказываются значимыми для нее. Но основной источник противоречий теперь связан с внутриличностными смысловыми преобразованиями и процессом самоактуализации, вступающим в противоречие, сталкивающимся с сопротивлением внешней бытийности (ограниченность физических возможностей индивида, отсутствие нужных навыков и др.).
     Чувство идентичности, аутентичности бытия, как считают многие авторы, рассматривающие проблему жизненного сценария (Э.Эриксон, Э.Берн, Мак-Адаме и др.), возникает у личности вследствие создаваемой ею истории своей жизни. Сна дает личности чувство цели, придает жизни смысл, а также служит оформлением Self.
     Анализируя практику реальной жизни, исследователи обоснованно исходят из аналогичного представления, считая, что человек в ней одержим стремлением наиболее полно реализовать свою самоконцепцию. Эта посылка легла в основу теории профессионального самоопределения Д. Сьюпера, считавшего, что, выражая профессиональное предпочтение, человек выражает в профессиональной терминологии свою идею того типа человека, которым он является. Входя в профессию, он ищет воплощение, концепции себя; утверждаясь в профессии, он достигает самоактуализации. [7].
     Исследования М. Холланда показали, что выбор профессиональной карьеры следует рассматривать как проявление экспансии ("расширения") личности и ее попытку проявить личностный стиль поведения в контексте работы [6, 7]. Содержательный анализ профессионального эталона и его коррекция в соответствии с реальными возможностями развивающейся личности позволяют оптимизировать процессы профессионального становления и личностного роста, сделать их согласованными и, следовательно, истинно прогрессивными, то есть расширяющими ареал возможностей личности и усиливающими тенденции ее самоактуали­зации, плодотворности, экспансии Я на внешние пространства (структурирование внешних сред, конгруэнтных структуре Я). Если избранная профессия не вступает в неразрешимое противоречие со сформировавшимися личностными чертами и предполагаемое профессиональное формирование личности соответствует основным ценностным представлениям, то в последующем можно ожидать органичной творческости, и, естественной спонтанности в профессиональном поведении. В этом случае профессионализация связана с естественной связной поступательностью в развитии личности и сознательно отражаемым чувством личностного роста. Однако изменение человека, его личности не всегда происходит как развитие. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что часто изменение человека - это своеобразная "уступка" обстоятельствам [2].
     В социальном прессинге общественного мнения и сложившихся образовательных традиций личности нередко навязываются унифицированные стереотипы профессионального поведения, которые не дают ей возможности реализовать свои истинные побуждения. Деятельность, в том числе и профессиональная, отчуждается от личности, перестает быть средством самовыражения и самоактуализации.
     Социально-культурная среда как мощный фактор становления личности предлагает определенные стереотипы профессиональных действий, связанных с гендерными различиями. Во всем многообразии гендерных ролей в различных культурах существует представление о "мужских" и "женских" видах деятельности как в семье, так и в профессиональной сфере. В большинстве современных европейских культур существует определенное, жестко не декларируемое, но имеющее весомое значение, разделение профессий по половому признаку. Так, профессии, связанные с активной публичной политической и руководящей ролью традиционно определяются как "мужские", то есть характеризующий их поведенческий репертуар насыщен мужскими поведенческими паттернами.
     Расширение представлений общества о возможности реализации женщиной своих возможностей не только в семейной, общественной, но и в политической и профессиональной сферах, позволило значительной части женщин освоить ряд профессий, связанных с управлением (управление организацией, людьми, капиталом, различные политические государственные должности). Особенно много женщин руководителей в образовательных учреждениях.
     Результаты исследования, связанного с общими проблемами самоактуализации личности и способами оптимизации функциониро­вания образовательного учреждения, позволили сделать некоторые выводы частного порядка о разнице в личностных характеристиках, обеспечивающих реализацию профессиональных функций мужчинами и женщинами - руководителями образовательных учреждений.
     Исследование было проведено в одном из районов Краснодарского края. В нем приняли участие 58 руководителей. Из них : 25 человек - директора образовательных. учреждений, 26 человек - заместители директоров, остальные - работники органов управления образования. Распределение по половому признаку - 22 мужчины и 36 женщин.
     Использованные методы:
     - тест, выявляющий уровень самоактуализацин (CAT);
     - опросник 16 PF Р.Б. Кеттелла;
     - анкета "Опосредующие развитие факторы (стимулирующие и препятствующие)".
     Анализ и интерпретация эмпирических данных
     Описание степени самоактуализации респондентов представлено через анализ результатов использованного самоактуализационного теста (CAT), который измеряет ее как многомерную величину, регистрируя разные составляющие ее параметры. Самоактуализационный тест (CAT) состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными, но респонденту предлагается выбрать то, которое отвечает его представлениям или привычному способу поведения.
     CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени (способности субъекта жить "настоящим") и шкала поддержки (независимости ценностей поведения субъекта от воздействия извне). В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики, дополнительные 12 шкал ориентированы на регистрацию отдельных аспектов самоактуализации личности.
     При общем сравнительно одинаковом и довольно высоком показателе самоактуализации по базовым шкалам среди испытуемых мужчин и женщин, имело место некоторое различие по отдельным дополнительным шкалам.
     Для того, чтобы нагляднее представить основное содержание этих различий, дадим краткое описание получившихся на основе результатов тестирования двух, психологических портретов: мужчин и женщин.
     Мужчины в большей степени, чем женщины разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Они в большей мере способны спонтанно выражать свои чувства, то есть, готовы к возможности проявления активности, отличающейся от рассчитанного заранее способа поведения. Способны принять себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков другими.
     Женщины в меньшей степени, чем мужчины разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Менее спонтанны в выражении своих чувств, в большей мере ориентированы на заранее продуманное поведение. В меньшей степени способны оценить свои достоинства и принимают себя только в зависимости от оценки своих достоинств и недостатков другими. То есть, женщины больше ориентированы на контроль своего поведения и некоторую недооценку своих достоинств.
     Различия в психологической характеристике мужчин и женщин проявились и при изучении у той же группы респондентов факторов, по их мнению, способствующих или мешающих процессу развития. Для изучения факторов, стимулирующих саморазвитие и препятствующих процессу совершенствования в профессии, была применена анкета, предлагающая респонденту по пятибалльной шкале оценить значимость тех или иных факторов.
     В результате анализа ответов получены следующие данные. Среди факторов, препятствующих развитию, женщины поставили более высокий балл утверждениям: разочарование в имевшихся ранее неудачах; враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в них перемен, или стремление к новому; состояние здоровья; ограниченные ресурсы; стесненные жизненные обстоятельства. Мужчины придают этим факторам меньшее значение, считают, что они не слишком влияют или препятствуют развитию.
     Среди факторов, стимулирующих развитие, мужчины выделили такие, как: влияние коллег, организация труда в школе; доверие к ним; новизна деятельности; условия работы и возможность экспериментиро­вания. Женщины придают этик факторам меньшее значение, но большее значение, чем мужчины, придают занятиям самообразованием. Можно отметить, что женщины склонны к более регламентированному способу организации деятельности, где учтены все возможные непредсказуемые ситуации; ориентированы на самообразование и чувствительны по отношению к различным формам проявления соперничества.
     То есть, в целом, женщины более ответственны, в организации своей профессиональной деятельности придают существенное значение внешним обстоятельствам, стремятся соответствовать социальным ожиданиям, ориентированы на самоконтроль и самообразование.
     Эти выводы нашли свое подтверждение и при анализе результатов, полученных с помощью личностного опросника 16 PF, выявляющего свойства личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Полученные профили личности мужчин и женщин представлены в таблице.

     При сопоставлении личностных профилей рассматриваемых групп респондентов можно заметить различия между мужчинами и женщинами по следующим факторам: С, Е, G, H, I, L, N, Ql, Q2, Q3, Q4.
     Анализ показателей по этим факторам свидетельствует о том, что женщины-руководители отличаются от мужчин-руководителей следующими характеристиками личности: более устойчивые интересы, сильная воля, способность следовать нормам коллектива. Женщины в большей степени способны приспособиться к обстоятельствам и упорядочить свое состояние, могут противодействовать усталости при работе с людьми и выдерживать эмоциональные нагрузки, несмотря на наличие собственных нерешенных, эмоциональных проблем. Можно отметить большую ориентацию женщин на доминирующее и авторитарное поведение, настойчивость и строгость. Женщины имеют повышенное чувство долга, более обязательны, соблюдают моральные стандарты и правила, требовательны к себе, догматичны, консервативны, находятся в состоянии постоянной психологической защиты, внутреннее напряжены.
     Эти же факторы на мужском обобщенном профиле имеют показатель ниже, что свидетельствует о большей спонтанности, легкомыслии, большей свободе в трактовке правил и норм, переменчивости и эмоциональной свободе, терпимости, добродушии и неамбициозности, склонности к экспериментированию. То есть, отмечается существенная тенденция, подтверждающаяся по многим факторам личностного опросника, в проявлении женщинами доминантного, сознательно контролируемого и менее спонтанного, консервативного и строго регламентированного нормами стиля профессионального поведения.
     Таким образом, следует отметить, что существует определенная тенденция в проявлении в профессиональном поведении женщин некоторых традиционно приписываемых мужчинам качеств. Можно предположить, что, моделируя собственный стиль профессионального поведения, женщина ориентируется на профессиональные образцы, предлагаемые культурой ч социальной средой. Так в сфере профессиональной деятельности, связанной с управлением, существуют довольно определенно артикулируемые образцы, в основных своих характеристиках " мужские", а культура пока не предлагает женщине достаточно широкого перечня альтернативных "женских" образцов профессионального поведения в этой области. Вследствие чего, женщины в процессе адаптации и формирования профессиональных навыков используют "мужские" образцы, которые не всегда являются органичными элементами в структуре личности женщины. Между "инородным" мужским образцом и стремлением женщины к наиболее полной реализации всех сторон своей личности возникает противоречие, которое и обусловливает, ее большую эмоциональную зажатость, скованность, формирует у нее потребность в постоянном самоконтроле и контроле над ситуацией, некоторую доминантность и повышенное чувство долга.
     Результаты исследования подтверждают необходимость более целенаправленного и подробного изучения механизмов формирования профессионального поведения женщины, занятой в сфере управления. Интересным представляется исследование того, в какой мере отражаются "мужские" характеристики женщины в других сферах ее жизни - в семейной, общественной. Одной из существенных задач дальнейшего исследования может быть анализ того, насколько осознаны и приняты все эти качества самой женщиной, насколько органичными они являются для нее, позволяют ли полностью реализовать свои творческие возможности.
 
Литература
  1. Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. М.,1987. С.137-145.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Бодалев А. А. Психология о личности. Москва, 1988.
  4. Фромм Э. Иметь или быть. Москва, 1986.
  5. Holland J.L. The psychology of vocational choice. Waltham, Mass: Blaisdell, 1966.
  6. Holland J.L. A theory of vocational choice. Journal of Counseling Psychology, 1959, 6, 34-5.
  7. Super D.E. Self-concepts in vocational development. In Super D.E., et al., Career development: self-concept theory. N.Y.: CEEB Research Monograph No. 4, 163.

Сборник научных трудов, КГУ МРЦПК Краснодар 1998 Выпуск 3

З.И. Рябикина, Л.Н. Ожигова

follow.ru

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға