Жаңалықтар

Оружие казахов

Казах вооружался копьем — сунги, мечом — кылыш, луком, если была возможность, надевал на себя панцирь и шлем. В условиях степей, где нередко приходилось отстаивать каждую пядь родной земли, только тот был достоин уважения, кто имел оружие и умел с ним обращаться. Кузнецы, ковавшие оружие, пользовались большим уважением. Существовал даже культ кузницы, считавшейся одной из святынь. Это объясняется не столько суеверием казахов, сколько почтительным отношением к кузнецам, восхищавшим насельников степей таинственностью своего ремесла, общением с огнем, знанием секретов такого жизненно важного материала как железо. Оружие казахов было холодным, по способу применения подразделялось на ударное (боевая палица, нагайка), колющее (пика, копье), рубяще-режущее (секира, меч, кинжал, нож). Наличие у казахов огнестрельного оружия, за исключением капсюльного ружья, которое «было редкостью в степи и переходило из рода в род», до позднейшего времени не замечено. Каких-либо других боевых приспособлений, требующих участия в их обслуживании группы людей, не было. Наиболее полное описание казахского оружия оставил Ч.Валиханов. Ценные для нас материалы о характере оружия содержат народные эпосы «Кобланды-батыр», «Алпамыс-батыр», роман «Путь Абая» Мухтара Ауэзова. В статье «Оружие казахов» В. П. Курылева, опубликованной в XXXIV сборнике Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР в 1978 году, впервые в историко-этнографической литературе сделана попытка ввести в научный обиход отдельные образцы казахского оружия. Известно, что в походе казахи носили шокпар, сойыл — боевые палицы с помощью ременной петли, которую обычно забрасывали на локтевой сгиб. Казахские нагайки — камшы, дойыр, дырау, дода отличались друг от друга не только размерами плетения, но и ручек. Для усиления удара, например, в ручки дойыра и дырау из таволги заливали расплавленный свинец, специально просверливая для этого отверстия. Холодным ударным оружием казах пользовался при спорах с иноплеменниками, во время угона скота обидчика, чтобы выбить противника из седла, не доводя дело до смерти. А при столкновениях с врагами наряду с саблей, копьем применял секиру — айбалта с острым лезвием, напоминающим полумесяц, и обухом. Она имела длинную деревянную рукоятку. Оружие, являвшееся по народным представлениям воплощением благополучия и счастья, особо почиталось как у воинов, так и у простых скотоводов и земледельцев. Но начиная со второй половины XIX в. постепенно ушли в историю такие виды оружия, как лук, пика, копье, меч и секира, в которых отпала необходимость. Казахи стали пользоваться огнестрельным оружием. Узбекали Джанибеков http://www.kazakhistory.ru
04.06.2013 06:23 4495

Казах вооружался копьем — сунги, мечом — кылыш, луком, если была возможность, надевал на себя панцирь и шлем. В условиях степей, где нередко приходилось отстаивать каждую пядь родной земли, только тот был достоин уважения, кто имел оружие и умел с ним обращаться. Кузнецы, ковавшие оружие, пользовались большим уважением. Существовал даже культ кузницы, считавшейся одной из святынь. Это объясняется не столько суеверием казахов, сколько почтительным отношением к кузнецам, восхищавшим насельников степей таинственностью своего ремесла, общением с огнем, знанием секретов такого жизненно важного материала как железо. Оружие казахов было холодным, по способу применения подразделялось на ударное (боевая палица, нагайка), колющее (пика, копье), рубяще-режущее (секира, меч, кинжал, нож). Наличие у казахов огнестрельного оружия, за исключением капсюльного ружья, которое «было редкостью в степи и переходило из рода в род», до позднейшего времени не замечено. Каких-либо других боевых приспособлений, требующих участия в их обслуживании группы людей, не было. Наиболее полное описание казахского оружия оставил Ч.Валиханов.

Ценные для нас материалы о характере оружия содержат народные эпосы «Кобланды-батыр», «Алпамыс-батыр», роман «Путь Абая» Мухтара Ауэзова. В статье «Оружие казахов» В. П. Курылева, опубликованной в XXXIV сборнике Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР в 1978 году, впервые в историко-этнографической литературе сделана попытка ввести в научный обиход отдельные образцы казахского оружия. Известно, что в походе казахи носили шокпар, сойыл — боевые палицы с помощью ременной петли, которую обычно забрасывали на локтевой сгиб. Казахские нагайки — камшы, дойыр, дырау, дода отличались друг от друга не только размерами плетения, но и ручек. Для усиления удара, например, в ручки дойыра и дырау из таволги заливали расплавленный свинец, специально просверливая для этого отверстия. Холодным ударным оружием казах пользовался при спорах с иноплеменниками, во время угона скота обидчика, чтобы выбить противника из седла, не доводя дело до смерти. А при столкновениях с врагами наряду с саблей, копьем применял секиру — айбалта с острым лезвием, напоминающим полумесяц, и обухом. Она имела длинную деревянную рукоятку. Оружие, являвшееся по народным представлениям воплощением благополучия и счастья, особо почиталось как у воинов, так и у простых скотоводов и земледельцев. Но начиная со второй половины XIX в. постепенно ушли в историю такие виды оружия, как лук, пика, копье, меч и секира, в которых отпала необходимость. Казахи стали пользоваться огнестрельным оружием.

Узбекали Джанибеков

http://www.kazakhistory.ru

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға