Жаңалықтар

Творчества

  В 1970-1976 гг. был министром культуры Казахской ССР, в 1976-1981 гг. – министром иностранных дел. Значителен его вклад как организатора в проведение ряда международных конференций и конгрессов, на которых он выступил докладчиком. В своих докладах «Нынешнее время и искусство» (1972), «Общественное развитие и искусство» (1973), «Общественная функция литературы и искусства» (1974), «Национальное и интернациональное содержание искусства» (1975), «Советская культура и её иностранные “критики”» (1976) учёный-литературовед глубоко и всесторонне освещал актуальные вопросы культуры и искусства. Принимая активное участие в проведении мировых симпозиумов в Швеции (1971), Индонезии (1972), Дании (1973), ФРГ (1975) от имени Советского Союза, М. Базарбаев прославил на весь мир культуру и искусство нашей страны. Любознательный журналист, проявивший себя как искусный автор учебников, уверенно стал заниматься литературоведческим трудом. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию «Тема труда в казахской поэзии» в Академии общественных наук при Центральном Комитете КПСС. В 1956 и 1961 гг. М. Базарбаев работал заместителем директора Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР, а в 1961-1970 гг. стал директором отдельно созданного Института литературы и искусства при Академии наук Казахской ССР. Муслим Базарбаев был блестящим организатором, вложившим много сил и энергии в становление и укрепление Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова. Трудовая деятельность учёного, первого директора Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова М. Базарбаева, внёсшего огромный вклад в культуру и литературу казахского народа, тесно связана не только с национальной историей. Он совершил очень много благородных дел на благо будущего своей нации, внёс колоссальный вклад в исследование становления и развития казахской советской литературы. Он был не только одним из авторов «Истории казахской литературы», состоящей из 6 книг, но и руководителем (1961-1967) этого коллективного труда, а также непосредственным руководителем всего процесса исследования, создания и опубликования трудов «Казак эдебиеті тарихынын очеркі» на казахском (Алматы, 1958) и «Очерков истории казахской литературы» (Москва, 1960) на русском языках. М. Базарбаев – один из ведущих авторов фундаментального, многотомного исследования «Очерки истории казахской литературы» (1960) и «История многонациональной советской литературы». Особо ценными были его дополнения к книгам «Казак эдебиетінін тарихы» (1948), «Казак совет эдебиеті тарихынын очеркі» (1949), «Казак совет эдебиетінін очеркі» (1958). После кончины М.О. Ауэзова в честь памяти писателя на заседании отдела общественных наук Академии наук Казахской ССР (28 июня 1961 г.) М. Базарбаев убедительно выступил с концептуальным докладом, после чего институт был назван именем писателя. Вложивший немало сил в открытие мемориального дома-музея писателя в 1967 году, М. Базарбаев не только написал предисловие к 12-томному собранию сочинений М. Ауэзова, но и был его главным редактором. В 1971 году М. Базарбаев защищает докторскую диссертацию «Традиция и новаторство в казахской национальной поэзии» в Институте востоковедения (г. Москва). Особо следует упомянуть монографию Муслима Базарбаева «Олен – создін патшасы, соз сарасы», в которой учёный поднимает такие кардинальные проблемы как традиция и новаторство в казахской национальной поэзии. Автор обращает внимание не только на форму и содержание казахской поэзии, но и на взаимосвязь литератур, рассматривая особенности национальной казахской поэзии от лиро-эпического эпоса «Кыз Жибек» до творчества Т. Молдагалиева. Перечисляя достижения казахской поэзии, учёный даёт свою, объективную, оценку. Среди трудов М. Базарбаева, посвящённых истории казахской литературы, можно выделить коллективные монографии и исследовательские труды самого автора. В научных статьях М. Базарбаева рассматривались основные периоды советской литературы («Казіргі казак эдебиетінін алгашкы кезені», «Замана тудырган эдебиет», «Каhарлы кундер эдебиеті» (Э. Нарымбетовпен бірге, 1968), «Ерлік пен енбек дастаны» (Э. Нарымбетовпен бірге, 1984), «Замандас жэне каhарман», «Оскен эдебиет откен жок», «О современнике, о критике»). М. Базарбаеву принадлежит авторство монографий о жизни и творчестве А. Букейханова, Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева, С. Сейфуллина, Ж. Жабаева, А. Токмаганбетова, М. Ауэзова, С. Муканова, Г .Мусрепова, К. Аманжолова, Х. Есенжанова, С. Шаймерденова, Ж. Молдагалиева. Стоит особо отметить труды Муслима Базарбаева о наследии Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева, М. Ауэзова, Ж. Молдагалиева. М. Базарбаев является одним из первых учёных, который занимался исследованием творчества Шакарима. Его труды в шакаримоведении колоссальные. После оправдания Шакарима Кудайбердиева в 1958 году учёный стал уделять особое внимание его наследию. 1966-1969 годах под его руководством были собраны и исследованы произведения Шакарима, а 3 декабря 1969 года они были рассмотрены на заседании Научно-координационного совета Института. Через 7 дней все решения и постановления этого заседания, сборник и сопроводительное письмо были направлены в секретариат Центрального Комитета, но ответа не последовало. Несмотря на это, учёный посвящает одну главу своей диссертации произведениям Ш. Кудайбердиева и успешно защищает докторскую диссертацию в Москве. Благодаря настойчивости и целеустремленности М. Базарбаева, многогранное наследие Шакарима Кудайбердиева увидело свет. В этом проявились чистота помыслов литературоведа и такие черты его характера как смелость, умение убеждать и доказывать, умение отстаивать свою правоту, широкая образованность и интеллект. Учёный-литературовед и государственный деятель, используя весь свой авторитет, продуманно и целенаправленно шёл к поставленной благородной цели. В письмах, которые были адресованы Первому секретарю Центрального Комитета Компартии Казахстана Д.А. Кунаеву (от 14 мая 1985 года), заведующему отделом науки и учебных заведений Центрального Комитета, Сабиту Муканову, М. Базарбаев требовал проведения работ по сбору, исследованию и изданию наследия Ш. Кудайбердиева. Он с горечью вспоминает (“Корікті ойдан – коркем соз”, 54 б.) о том, что при реабилитации Шакарима уже не было Ахата Жаксыбаева (сына акына), который приложил все свои усилия, чтобы довести до народа произведения отца. После того как Ш. Кудайбердиев в 1988 году второй раз был официально реабилитирован, учёные-литературоведы получили возможность исследовать его наследие.
25.04.2013 10:37 4416

 

В 1970-1976 гг. был министром культуры Казахской ССР, в 1976-1981 гг. – министром иностранных дел. Значителен его вклад как организатора в проведение ряда международных конференций и конгрессов, на которых он выступил докладчиком. В своих докладах «Нынешнее время и искусство» (1972), «Общественное развитие и искусство» (1973), «Общественная функция литературы и искусства» (1974), «Национальное и интернациональное содержание искусства» (1975), «Советская культура и её иностранные “критики”» (1976) учёный-литературовед глубоко и всесторонне освещал актуальные вопросы культуры и искусства. Принимая активное участие в проведении мировых симпозиумов в Швеции (1971), Индонезии (1972), Дании (1973), ФРГ (1975) от имени Советского Союза, М. Базарбаев прославил на весь мир культуру и искусство нашей страны. Любознательный журналист, проявивший себя как искусный автор учебников, уверенно стал заниматься литературоведческим трудом. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию «Тема труда в казахской поэзии» в Академии общественных наук при Центральном Комитете КПСС.

В 1956 и 1961 гг. М. Базарбаев работал заместителем директора Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР, а в 1961-1970 гг. стал директором отдельно созданного Института литературы и искусства при Академии наук Казахской ССР. Муслим Базарбаев был блестящим организатором, вложившим много сил и энергии в становление и укрепление Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова. Трудовая деятельность учёного, первого директора Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова М. Базарбаева, внёсшего огромный вклад в культуру и литературу казахского народа, тесно связана не только с национальной историей. Он совершил очень много благородных дел на благо будущего своей нации, внёс колоссальный вклад в исследование становления и развития казахской советской литературы. Он был не только одним из авторов «Истории казахской литературы», состоящей из 6 книг, но и руководителем (1961-1967) этого коллективного труда, а также непосредственным руководителем всего процесса исследования, создания и опубликования трудов «Казак эдебиеті тарихынын очеркі» на казахском (Алматы, 1958) и «Очерков истории казахской литературы» (Москва, 1960) на русском языках.

М. Базарбаев – один из ведущих авторов фундаментального, многотомного исследования «Очерки истории казахской литературы» (1960) и «История многонациональной советской литературы». Особо ценными были его дополнения к книгам «Казак эдебиетінін тарихы» (1948), «Казак совет эдебиеті тарихынын очеркі» (1949), «Казак совет эдебиетінін очеркі» (1958). После кончины М.О. Ауэзова в честь памяти писателя на заседании отдела общественных наук Академии наук Казахской ССР (28 июня 1961 г.) М. Базарбаев убедительно выступил с концептуальным докладом, после чего институт был назван именем писателя. Вложивший немало сил в открытие мемориального дома-музея писателя в 1967 году, М. Базарбаев не только написал предисловие к 12-томному собранию сочинений М. Ауэзова, но и был его главным редактором.

В 1971 году М. Базарбаев защищает докторскую диссертацию «Традиция и новаторство в казахской национальной поэзии» в Институте востоковедения (г. Москва). Особо следует упомянуть монографию Муслима Базарбаева «Олен – создін патшасы, соз сарасы», в которой учёный поднимает такие кардинальные проблемы как традиция и новаторство в казахской национальной поэзии. Автор обращает внимание не только на форму и содержание казахской поэзии, но и на взаимосвязь литератур, рассматривая особенности национальной казахской поэзии от лиро-эпического эпоса «Кыз Жибек» до творчества Т. Молдагалиева. Перечисляя достижения казахской поэзии, учёный даёт свою, объективную, оценку. Среди трудов М. Базарбаева, посвящённых истории казахской литературы, можно выделить коллективные монографии и исследовательские труды самого автора. В научных статьях М. Базарбаева рассматривались основные периоды советской литературы («Казіргі казак эдебиетінін алгашкы кезені», «Замана тудырган эдебиет», «Каhарлы кундер эдебиеті» (Э. Нарымбетовпен бірге, 1968), «Ерлік пен енбек дастаны» (Э. Нарымбетовпен бірге, 1984), «Замандас жэне каhарман», «Оскен эдебиет откен жок», «О современнике, о критике»). М. Базарбаеву принадлежит авторство монографий о жизни и творчестве А. Букейханова, Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева, С. Сейфуллина, Ж. Жабаева, А. Токмаганбетова, М. Ауэзова, С. Муканова, Г .Мусрепова, К. Аманжолова, Х. Есенжанова, С. Шаймерденова, Ж. Молдагалиева. Стоит особо отметить труды Муслима Базарбаева о наследии Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева, М. Ауэзова, Ж. Молдагалиева. М. Базарбаев является одним из первых учёных, который занимался исследованием творчества Шакарима.

Его труды в шакаримоведении колоссальные. После оправдания Шакарима Кудайбердиева в 1958 году учёный стал уделять особое внимание его наследию. 1966-1969 годах под его руководством были собраны и исследованы произведения Шакарима, а 3 декабря 1969 года они были рассмотрены на заседании Научно-координационного совета Института. Через 7 дней все решения и постановления этого заседания, сборник и сопроводительное письмо были направлены в секретариат Центрального Комитета, но ответа не последовало. Несмотря на это, учёный посвящает одну главу своей диссертации произведениям Ш. Кудайбердиева и успешно защищает докторскую диссертацию в Москве. Благодаря настойчивости и целеустремленности М. Базарбаева, многогранное наследие Шакарима Кудайбердиева увидело свет. В этом проявились чистота помыслов литературоведа и такие черты его характера как смелость, умение убеждать и доказывать, умение отстаивать свою правоту, широкая образованность и интеллект. Учёный-литературовед и государственный деятель, используя весь свой авторитет, продуманно и целенаправленно шёл к поставленной благородной цели. В письмах, которые были адресованы Первому секретарю Центрального Комитета Компартии Казахстана Д.А. Кунаеву (от 14 мая 1985 года), заведующему отделом науки и учебных заведений Центрального Комитета, Сабиту Муканову, М. Базарбаев требовал проведения работ по сбору, исследованию и изданию наследия Ш. Кудайбердиева. Он с горечью вспоминает (“Корікті ойдан – коркем соз”, 54 б.) о том, что при реабилитации Шакарима уже не было Ахата Жаксыбаева (сына акына), который приложил все свои усилия, чтобы довести до народа произведения отца. После того как Ш. Кудайбердиев в 1988 году второй раз был официально реабилитирован, учёные-литературоведы получили возможность исследовать его наследие.

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға