Стратегически верно – эксперты о решении Президента по диверсификации нефтяных маршрутов
Президент РК Касым-Жомарт Токаев на совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала диверсификацию поставок нефти назвал в качестве одной из важнейших задач. Как отмечают эксперты, это решение носит стратегический характер, передает El.kz.
"Данная инициатива является своевременной и, более того, весьма оперативной. В целом, складывающаяся геополитическая ситуация подталкивает нас на подобные решения, которые, конечно же, имеют для Казахстана и его населения критически важное значение. Это обусловлено тем, что экспорт нефти формирует большую часть государственного бюджета в связи с налоговыми поступлениями. Что касается диверсификации, то здесь надо отметить, что сегодня было выработано стратегически выверенное решение. Поэтому сегодняшнее заседание можно рассматривать в качестве неких месседжей для наших стратегических партнеров в лице Европейского Союза или, например, Российской Федерации, которая также имеет долю в Каспийском трубопроводном консорциуме более 30 процентов", - говорит ведущий научный сотрудник КИСИ Бекжан Садыков.
Он также прокомментировал появившуюся в ряде зарубежных СМИ информацию о том, то Казахстан действует якобы в ущерб России. Спикер уверен, что данные высказывания не соответствуют действительности.
"Сегодняшнее заседание можно рассматривать под разными углами, но, я думаю, что все-таки не стоит антагонизировать, играть или манипулировать информацией, озвученной в рамках сегодняшних поручений главы государства, и тем более ставить ее в противовес интересам России. Все должны понимать, что данное решение было довольно прагматичным, поскольку касалось не только трубопроводного транспорта, но и в целом железнодорожных транспортных сетей. Если помните, ранее однозначно ставилась задача по модернизации железнодорожных сетей в Алматинской области для получения максимальной эффективности от торговли с Китаем и другими регионами мира, в том числе со странами Центральной Азии, участниками Евразийского экономического союза. Также была обозначена задача по модернизации портов города Актау. Соответственно, Касым-Жомартом Токаевым были озвучены тезисы о необходимости развития морского флота.
Кроме того, нужно сказать и том, что сегодня было также озвучено немаловажное поручение, касающееся обеспечения трубопроводной связи между крупнейшими месторождениями. К ним относится и Кумколь, который входит в число 15-и крупных месторождений Казахстана и обладает запасами не только нефти, но и газа", - отметил эксперт.
Он также назвал основные преимущества реализации Транскаспийского маршрута для Казахстана.
"Как я уже говорил ранее, диверсификация подразумевает под собой минимизацию определенных рисков в случае перебоев поставок, экспорта нефти. В целом, это также касается вопросов транспортной безопасности и транспортной политики.
Конечно, о перспективах пока еще говорить рано, как минимум сейчас точно. Я думаю, ввиду того, что были озвучены поручения, исполнительный блок должен эту информацию как следует обдумать, отработать и предоставить уже выверенные решения, которые будут соблюдать все риски и учитывать возможности. Опять же, здесь необходимо отметить, что реализация любых проектов может затягиваться, но, я думаю, что с учетом важности и приоритетности транспортно-логистических систем в экономике Казахстана, Правительство не будет медлить", - заключил Садыков.
Заместитель руководителя ТОО "Казмортрансфлот" Сакен Сагатулы отметил важность и необходимость инициативы, выдвинутой главой государства.
"Безусловно, реализовать все небыстро и требует больших инвестиций. Но новые маршруты для экспорта казахстанской нефти необходимы, так как это вопрос национальной безопасности. Казахстан, как многовекторная страна, имеет маршруты поставок нефти как на запад – по КТК, так и на восток – это нефтепровод Казахстан-Китай. Также всегда существовал маршрут через Каспий, но в последние годы, он стал менее используемым экспортерами нефти. Реализация Транскаспийского маршрута даст Казахстану хорошую альтернативу экспорта нефти на мировые рынки. К примеру, нефть, переваливаемая через порт Актау может пойти по нескольким направлениям: в Баку, далее из Баку нефть может пойти в трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» с выходом на Средиземное море. Второе направление – железной дорогой и трубопроводом в черноморские порты Грузии Батуми и Супса; в Махачкалу, далее нефть через систему нефтепроводов «Транснефти» попадает в Европу и в случае снятия санкций с Ирана, появится еще один альтернативный маршрут экспорта нефти с выходом на Персидсий залив", - говорит Сакен Сагатулы.
Эксперт считает, что экспортировать нефть через Транскаспийский маршрут может быть дороже чем трубопроводные маршруты, но его реализация даст большой экономический и социальный эффект для страны.
"К примеру, при экспорте нефти через КТК, работают и зарабатывают только владельцы трубопровода, когда нефть будет идти на экспорт через Транскаспийский маршрут – будут задействованы много казахстанских активов – это железные дороги в лице КТЖ, градообразующее предприятие – порт Актау, терминалы в порту Актау, морской флот Казмортрансфлота, помимо этого есть порт Батуми, который также является казахстанским активом. То есть цепочка, в которой будут задействованы много отечественных компаний означает, что все они будут получать дополнительные доходы, выплачивать больше налогов, появятся условия для создания дополнительных рабочих мест и другое. Например, по нашим расчетам, для Транскаспийского маршрута потребуется строительство порядка 10 танкеров. Это означает, что только работы на судах Казмортрансфлота портебуется около 280 человек. По этой логике однозначно можно сказать, что реализация Транскаспийского маршрута помимо развития транспортно-транзитного потенциала, диверсифицирует экспортные маршруты нефти, но и способствует росту экономики западного региона и созданию новых рабочих мест", - заключил Сакен Сагатулы.