Рождение культуры представляет собой очень долгий и трудоемкий процесс, поэтому нельзя назвать точную дату ее возникновения. Но, есть возможность установить отрезок времени, во время которого, проистекал процесс ее возникновения. Учитывая то, что первый человек разумный, возник около 40 тыс. лет назад, то первое появление культуры было задолго до этого события.
То есть около 150 тыс. лет назад. Выходит, что культура, старше самого человечества. Причем ее появление можно отодвинуть до 400 тысяч лет назад, если брать в расчет изобретение огня первыми людьми. Но, под культурой мы обычно подразумеваем нечто духовное, поэтому начнем отсчет более приемлемой цифры в 150 тысяч лет. Именно к этому времени, можно отнести первое появление начальных форм религий, которая и являлась главным источником всего духовного.
Фото psychologos.ru
Сегодня много говорится о духовном возрождении нации, которое началось с момента обретения Казахстаном статуса суверенного государства. С данным тезисом можно согласиться лишь отчасти. Действительно, с момента обретения независимости в Казахстане начался стремительный, бурный рост национального самосознания, который некоторые исследователи сравнивают с эффектом разжавшейся пружины. Возрождаются многие традиции, обычаи народа. На страницах газет и журналов появляются многочисленные рубрики, в которых ведется подробное ознакомление читателей с историей и культурой казахского народа. Работа над проблемами, связанными со спасением, сохранением, популяризацией казахского языка, привела к решению о предании ему государственного статуса, а сегодня - к официальному постепенному переходу на казахский язык делопроизводства республики, что также нашло свое отражение в СМИ.
Принятие в 2003 году Государственной программы «Мэденимұра», которая была разработана по инициативе Президента КазахстанаН.А. Назарбаева, и успешная пошаговая еѐ реализация ставят своей целью спасение и сохранение памятников истории, философии, древнего зодчества, литературы, музыкального наследия прошлого и т.д. Ведутся мероприятия по возвращению на землю предков этнических казахов, проживающих сегодня за пределами Казахстана. И, наконец, огромное внимание, которое государство сегодня уделяет культуре межнационального общения, пропаганда толерантного отношения между представителями разных народностей и религиозных конфессий, для которых волею судьбы Казахстан стал Родиной. Все эти мероприятия, действительно, свидетельствуют о духовном росте.
Фото http://www.inform.kz
Однако ряд фактов не позволяют стопроцентно назвать происходящие в стране перемены истинным периодом духовного возрождения. До распада СССР культурная и духовная жизнь в республике была полна событиями. Однако культура всегда была тесно связана с идеологией. По мнению исследователей, крушение Советского Союза, а, следовательно, коммунистической идеологии, моральных и культурных ценностей, обретение независимости и новой государственности вызвали сначала растерянность, ощущение пустоты, потерю морально-нравственных ориентиров, а затем острую потребность заполнить образовавшийся вакуум.
Произошел всплеск псевдо культуры: появился целый ряд новых телевизионных и радиоканалов, периодических изданий. Сетка вещания заполнилась в основном зарубежными фильмами, видео и аудиоматериалами низкого качества. Хлынула на рынок нелицензионная видео и аудио продукция. Кризис в сфере культуры привел к тому, что многие деятели культуры (независимо от национальности) покинули Казахстан. И в наши дни талантливая молодежь часто уже в начале творческого пути стремится уехать из Казахстана, не видя перспектив. Казахстан стал терять свое интеллектуальное богатство, начала обрываться преемственность в сфере культуры.
Фото http://www.savok.org
Для полноценного охвата освещения культуры, необходимо также, рассмотреть газеты и журналы, выходящие за пределами нашей республики. В основном, в качестве материала для сравнения, хотелось бы взять издания, выходящие на русском языке.
Нужно помнить, что работа в сфере освещения искусства, собственно как и в самой сфере искусства, обязывает журналистов передавать людям эмоции. Чтение статей, должно пробуждать в читателе любовь к музыке, театру, кино, книгам, а не просто нести рекламный характер. Выражаясь еще проще, нужно самому чувствовать то, что ты хочешь передать аудитории. Нужно учитывать ее особенности, потому что культурная тематика адресована достаточно широкой аудитории граждан. Конечно прежде всего особенности не сколько аудитории, а самого освещения проще обнаружить специализированных изданиях. В качестве примера можно рассмотреть такие газеты как «Литературная газета» и газета «Культура».
Эти издания рассчитаны на более старшее поколение. В этих газетах можно узнать мнение известных искусствоведов, ведущих ТВ о состоянии современного искусства. Это позволяет конкретнее увидеть всю картину событий в стране. Также, помимо освещения культуры, «Литературная газета» освещает важные события в жизни общества: актуальные на данный момент интервью, анонсы хроники, аннотации. Основной темой статей в обеих газетах является ответственность художника, автора перед его аудиторией, то есть обществом. О книгах можно узнать из еженедельника «Книжное обозрение». Но он скорее коммерчески – направленный, он делает ставку на раскрутку брендов издательских домов, писателей. Рейтинг книг, представленный в журнале написан на основе рейтингов издательств, интернет – магазинов. Другими словами, не совсем объективно. Помимо этого журнала, есть пара таких же коммерчески – ориентированных журналов как «В мире книг» и «Читаем Вместе». Освещением культуры среди бизнес элиты, занимаются такие гиганты как «Газета»,
Миллионы граждан не имеют возможности показать себя в творчестве или реализовать права на достойное образование и приобщение к культуре. Развитие сферы культуры, напрямую зависит от того, как будет развиваться наша страна, ее области и жизнь ее граждан. Культура нуждается в помощи и защите государства. Без его поддержки, развития не будет. Нам, как молодому государству, в принципе повезло. У нас еще все впереди и страна старается поддерживать творческих людей.
Вся работа журналистов в сфере культуры, направлена больше не на освещение важных культурных событий, а освещение более приземленных вещей. Например, жизнь звезд во многих изданиях относят к разделу культуры. Примером тому, служит хоть и отлично написанная, статья о певице Аретте Франклин, которую я приводил во второй главе дипломной работы. Освещение культуры становится более вульгарным и бедным. Всему виной мы сами. Печатные издания, которые мы исследовали в работе, просто дают читателям то, что люди хотят видеть на страницах. Решением этой проблемы, должны заниматься не только журналисты. Каждый человек, должен обратить внимание на то, что он читает, слушает и смотрит. А в некоторых случаях, просто начать читать, слушать и смотреть. В эру новых информационных технологий, каждый сам отбирает и фильтрует информацию, по своему вкусу.
И те, кто пишут о культуре, должны помогать людям, развивать вкус, а не просто писать веселые заметки о новом спектакле в театре «Астана Опера». И сделать это так, будто человек сам к этому пришел, ведь так ему будет легче жить. Работа, проделанная при изучении этих двух общественно политических изданий показала, что обоим изданиям есть куда стремиться. Собственно, ни для кого не секрет, что нет предела совершенству и всегда есть куда стремиться. Например, газета «Вечерняя Астана» позиционирует себя как издание, освещающее жизнь столицы. В жизни любого города, очень важное место занимает культура. Без нее, мы бы до сих пор жили в пещерах и рисовали на ее стенах. Делаем выводы, освещению культуры в данных изданиях не уделяется должного внимания. То есть, статьи в основном информационного характера. Когда освещение кмузыки, театра или кино, требуют более глубокого анализа. К примеру, информационные жанры совершенно не подходят для написания рецензий к фильмам или книгам.
Образ журналиста как «человек, роющийся в грязном белье» уже очень прочно закрепился и на то чтобы, научить читателя доверять, а не то чтобы «формировать вкус» уйдет еще очень много времени. Тем более для печатного издания, которые из-за появления интернета, постепенно теряют популярность. Но освещение культуры, неважно в электронном виде или печатном никогда не перестанет быть актуальным. После окончания университета в редакцию печатных СМИ приходят студентыжурфака, которым нужнотрудоустроиться, или абитуриенты, которым необходимы статьи для поступления на факультет журналистики. Каждому из них задают вопрос, какая тематика им ближе. 95 % опрошенных выбирают тему освещения культуры.
В освещении именно культурных вопросов есть нечто манящее и неважно, что большинство выбирающих, даже не могут правильно сформировать данный термин. Ведь определений понятия «культура» огромное количество. Вероятнее всего, люди хотят дать понять, что им неинтересна тема экономики или политики, а писать о культурных мероприятиях, таких как концерты, театральные постановки – это самое то.