Посмотреть на невидимый город
Казахстанские художники задумали показать жителям столицы всю полноту их социальной жизни. На выставке «Невидимый город» Айсулу и Алма Шайкеновы, Айгерим Оспан, Аяна Байгозина и Туран Нургожин рассказывают о столице, которую обычно не показывают по телевизору.
- Когда речь идет о Нур-Султане, что мы видим в интернете и по телевизору? Это левый берег с его величественными зданиями, символизирующими власть государства. Остальная часть города редко попадает в объектив и, таким образом, исключается из официальных репрезентаций, становясь невидимой. Мы же показываем эту самую невидимую сторону, делая акцент на детали, которые теряются в суете городской жизни, - объясняет историк Нари Шелекпаев.
По его словам, эта выставка дает метафорические ключи для ответа на вопросы о том, что представляет из себя казахстанская столица для каждого из нас, и как нам всем найти способ принять ее такой, какая она есть. Очевидно, что ответы не могут быть одинаковыми для всех просто потому, что все мы разные, и потому, что наш опыт, жизненные пути и ожидания различны.
Айсулу Шайкенова известна перфомансами на социальные, экологические темы. В этой экспозиции она представила работы, посвященные проблеме застройки озера Талдыколь.
- Многие не знают о существовании этого озера, хотя ему уже 13 тысяч лет. Озеро является обителью пяти тысяч видов растений, рыб и животных. Моя серия работ сфокусирована на том, чтобы люди обратили свое внимание на это озеро и всех, кто там обитает, - говорит художница.
Она хочет обратить внимание общества на проблему сокращения естественных природных зон столицы. Инсталляция «Құстар келді», сделанная из ледяных фигурок, олицетворяет птиц Талдыколя, которые теряют свой дом из-за искусственного осушения системы озер. Все работы Айсулу Шайкеновой, представленные на выставке, выполнены в технике «digital art»: сначала произведения рисуют на электронном планшете, а затем отпечатывают на холстах. Истории и смыслы закодированы в современных орнаментах. Медиативные раскраски о талдыкольском озере – тоже часть проекта. В них автор изобразила растения, птиц и животных, обитающих у озера; дополнила материалами собственного проекта по обучению казахскому языку «Жақын сөздік». Раскраски раздадут горожанам в кафе, парках и других общественных местах.
- Изначально мы начали работу с городом вместе с куратором Айгерим Капар в рамках общественного объединения Artcom, - рассказывает художница Айгерим Оспан. - В 2017 году мы проводили исследования по городу, делали различные интервенции, взаимодействовали с горожанами, изучали наш город и пытались определить значение времени в нем. Итогом наших исследований стала выставка «Time and Astana». С тех самых пор мы работаем в контексте города, изучаем его, мы больше масштабируемся в разных тематиках, то есть город – это не только физическое пространство, здания, дороги и все, что мы можем пощупать и увидеть. Город – это и социальное пространство, которое формируем мы с вами: люди, различные городские сообщества, с которыми мы активно взаимодействуем, устраивая различные активности в городе.
Также есть определенные культурные коды города, которые мы можем «нащупать» через искусство. К ним относится и уникальность нашей местности. Мы живем в том месте, где есть маленькие озера, реки, и мы в этой местности строим город, мы строим вертикальные здания. Здесь происходит такой конфликт, что везде презентуется вертикальная часть города, и никто не видит горизонталь. Мы через свои работы пытаемся поднять горизонталь.
Концепцию выставки «Невидимый город» Айгерим интерпретирует как идею, в которой Нур-Султан рассматривается в качестве ковра.
- Город – это ковер, в котором сплетаются ткани. Есть основа – это физическое пространство – ландшафт города, и в него вплетаются, как нить утка, наши здания и дороги, ворс ковра составляют наши коммуникации, люди, которые населяют этот город, а орнамент и цвет ковра – это наша эмоциональная составляющая, то, как мы делаем этот город интереснее, - объясняет художница.
Работы Айгерим Оспан раскрывают проблемы внутреннего мира и адаптации горожан. Художница активно развивает соседские сообщества, поэтому ее волнует именно социальная часть города, то, как эта часть развивается, как формируются сообщества и строятся коммуникации. Заметное место на выставке занимает серия ее картин «Лейкоциты города», выполненных в разной технике: цианотипия, шелкография и других.
- Под лейкоцитами я подразумеваю полезные тела в крови, которые следят за гармонией во всем организме. Если город рассматривать как биоорганизм, тогда люди – это лейкоциты, которые лечат общество. Общество – это кровь. Мои лейкоциты – это самые простые граждане, которые ездят каждый день в автобусах. В основном, это тот невидимый пласт общества, который не транслируется на городских открытках, рекламных щитках с улыбающимися прекрасными людьми. Это реальные люди со своей драмой, жизнью и переживаниями. Мы - есть наш город, - комментирует Айгерим.
В технике «шелкография» изображение обрабатывается в битмапе (от англ. вitmap – формат хранения растровых изображений), затем с помощью специального раствора это изображение переносится на шелковую сетку.
Цианотипия — бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка.
В технике «цианотипия» художница также выставила документацию перформанса под названием «Срубить капусту». Он был представлен на выставке «Time and Astana».
- Это о городских жителях, которые приезжают в Нур-Султан для того, чтобы заработать деньги. Я шинковала капусту в течение всего перформанса, там же я ее квасила. Следующим этапом была отдача. Это к тому, что заработал – поделись. Но не надо делиться материальными благами, можно делиться эмоциями, своим благим намерением, любовью к городу и заботой о нем, -описывает Айгерим Оспан.
Другая работа художницы под названием «Гранд Палас» выполнена в технике «рэди-мейд».
- Это ковер, на котором изначально была изображена карта переселений нашей семьи в Нур-Султане. Это работа о том, что переживает человек, когда меняет свое местоположение. У нас было семь перемещений, в том числе съемные квартиры, общежитие, даже кабинет на работе у папы. В итоге мы строим свой дом, наша конечная точка Жаяу Муса, - делится Айгерим.
Символичность этого ковра заключается в том, что это - та вещь, которая всюду сопровождала семью Айгерим, куда бы она ни переезжала. На выставке представлен самый обычный советский легкий ковер из синтетической ткани, знакомый каждому казахстанцу с детства.
У Алмы Шайкеновой работы под названием «Период» несут социальный контекст.
- Многие привыкли думать, что у нашего города нет души. Но если пройти немного вглубь города, в его дворы, то мы можем увидеть таких душевных пожилых людей, которые продают различные вещи, - показывает нам свои работы Алма, – В этих людях – душа города.
Горожане, изображенные на картинах Алмы, - реальные. Во время фотографирования они рассказывали ей свои истории, делились мыслями и переживаниями, которые впоследствии отобразились в работах художницы.
Аяна Байгозина в своих работах делится личным опытом, который переживает большинство людей, переезжающих в новый город. Этот опыт связан со сменой жилья, когда человек все время в подвешенном состоянии из-за постоянных поисков нового места жительства.
- Я переехала в город в 2012 году. За это время мы переезжали с места на место девятнадцать раз. И на двадцатый раз мы наконец-то заселились в свою собственную квартиру. Тем самым я хотела показать проблемы квартиросъемщиков: стресс, неуверенность в завтрашнем дне и другие малоприятные эмоции, которые связаны с постоянными переездами, - рассказывает Аяна.
Этой картиной Аяна несет идею: «Семья – это ячейка общества». По ее мнению, город делают городом люди и их семьи.
Художник Туран Нургожин презентует на выставке свой саунд-арт в стиле «эмбиент». Это жанр электронной музыки, в переводе с английского, означает «музыка окружения». Автор произведения замиксовал звуки птиц, машин, строительных работ и выдал их в одном общем «звуке города». Посетители выставки смогут услышать саунд-арт через наушники в специально отведенной для этого комнате.
Выставка «Невидимый город» проходит в здании монумента Триумфальная арка «Мәнгилик ел». Посетителям нужно заплатить только за вход в здание монумента. Кураторские экскурсии будут возможны после снятия ограничительных мер, связанных с карантином.