В последнее время проблема суицида среди детей и подростков в Казахстане становится всё более актуальной. Ведущие эксперты и организации, работающие с молодежью, активно обсуждают пути решения этого сложного вопроса. В интервью с Назирой Оспанбек, старшим научным сотрудником Национального научно-практического института по повышению благополучия детей "Өркен", магистром по программе "Социальная работа", корреспондент El.kz попытался понять, какие факторы способствуют росту суицидальных мыслей среди подростков и что уже делается для их предотвращения. Мы также затронули важные вопросы, касающиеся роли социальных сетей и кибербуллинга, а также мер, которые помогают поддерживать детей в кризисных ситуациях.
— Какова текущая статистика по суицидам среди детей и подростков в Казахстане, и какие тенденции наблюдаются в последние годы?
— Статистика по суицидам среди детей и подростков в Казахстане действительно вызывает тревогу. В последние годы мы наблюдаем рост этой тенденции, особенно в возрастной группе от 14 до 18 лет, которая является одной из самых уязвимых. По официальным данным, суициды остаются одной из ведущих причин смерти среди подростков. Среди причин этих трагедий – стресс, депрессия, влияние социальных факторов, семейные проблемы, кибербуллинг и буллинг. Государственные и негосударственные организации прикладывают усилия для профилактики и снижения уровня самоубийств среди молодежи, однако эта проблема по-прежнему требует комплексного подхода. Решение должно включать улучшение психологической поддержки, образовательных программ и профилактических мер.
— Какие основные факторы чаще всего приводят к суицидальным мыслям у подростков?
— Существует множество различных факторов, которые могут привести к суицидальным мыслям и действиям, и невозможно выделить какой-то один определённый набор. Основными факторами являются семейные проблемы, такие как конфликты, разводы, непонимание, насилие, эмоциональное или физическое давление. Кроме того, значительную роль играют психологические проблемы, включая депрессию, различные расстройства, низкую самооценку и чувство одиночества.
Социальное давление также оказывает влияние: часто от старшего поколения или родителей исходят чрезмерные ожидания, с которыми ребёнок не может справиться, а также давление со стороны сверстников и сложности с адаптацией в новой среде. К числу факторов относятся и академические нагрузки в школе, особенно если у ребёнка возникают трудности с учёбой, он подвергается буллингу или оказывается социально изолированным.
Кибербуллинг – ещё один распространённый фактор, который в наше время значительно влияет на психику детей и подростков. Этот вид травли может происходить круглосуточно, через социальные сети, и проявляется в виде оскорблений, угроз и домогательств, что также может подтолкнуть к суицидальным мыслям.
— Кстати о кибербуллинге. Расскажите подробнее как этот вид травли и социальные сети влияют на суицидальные настроения среди молодежи?
— Кибербуллинг стал одной из наиболее острых проблем среди подростков и молодежи. Мы видим, что в сети можно встретить всё: от оскорблений и угроз до случаев, когда злоумышленники угрожают распространением личной информации, включая персональные данные и содержимое социальных сетей подростка. Всё это усиливает у жертвы чувство бессилия, стыда и изоляции. Кроме того, в социальных сетях создается иллюзия успешной, красивой, счастливой жизни, что влияет на самооценку не только подростков, но и взрослых. Открывая социальные сети, многие видят чужие достижения и изменения и начинают задумываться, почему у них самих всё иначе.
Важно объяснять детям, что в интернете зачастую много фиктивной и фальшивой информации: то, что мы видим в сети, может сильно отличаться от реальной жизни. Родители и другие взрослые должны говорить об этом с детьми, поскольку подростковый возраст сам по себе уязвим, а такие сравнения могут привести к падению самооценки и даже к суицидальным мыслям, вроде "раз у меня не так, как у всех, значит, нет смысла жить." Иногда в социальных сетях даже появляются группы и игры, которые специально направлены на то, чтобы подталкивать детей к опасным действиям. Поэтому важно внимательно следить за поведением ребенка, за его сигналами и вовремя реагировать на любые признаки, которые он транслирует родителям или другим взрослым.
— Какие программы и методики используются в Казахстане для поддержки детей, находящихся в кризисных ситуациях?
— В Казахстане, как я знаю, существуют различные программы и методики для поддержки детей и подростков, оказавшихся в трудных ситуациях. Их основная цель — оказание им помощи в кризисные моменты. В наших школах, как я уже упоминала, предоставляется психологическая помощь, а также действуют программы, направленные на то, чтобы помочь подросткам в преодолении депрессии. Сейчас, в каждом регионе, как я заметила, открыты центры психологической поддержки, а также центры поддержки семей, которые работают с детьми.
В каждой школе, как мне известно, проводятся тренинги, уроки безопасности и семинары для родителей, педагогов и детей, которые ставят перед собой цель улучшить их взаимодействие и оказать помощь детям в сложных ситуациях. Если эта работа проводится качественно, и педагоги с родителями понимают важность общения с детьми, это обязательно даст положительный результат. Мы видим, что в последнее время наши отношения с детьми значительно ухудшились, так как все больше погружены каждый в свои дела, телефоны, интернет и работу.
В каждой государственной школе Казахстана работают центры педагогической поддержки родителей, которые, как я знаю, включают в себя элементы профилактики суицида и буллинга среди детей. Здесь ведётся большая информационная работа: когда у человека есть информация о том, как действовать в таких ситуациях и куда обращаться, это способствует профилактике и может спасти многих детей. Важными инструментами также являются телефоны доверия, горячие линии и чат-боты, которые оказывают им психологическую помощь и предоставляют консультации детям и их семьям.
— Какие меры вы считаете наиболее эффективными для профилактики суицида среди подростков?
— Я считаю, что в первую очередь важны образование и осведомлённость. Если я владею информацией, я владею миром, как говорится. Подростков, родителей и учителей необходимо обучать распознаванию признаков суицидальных мыслей и тому, какие шаги следует предпринимать. Нужно уметь распознать сигналы и знать, как действовать в таких ситуациях.
Психологическая помощь должна быть доступной и, если необходимо, анонимной — как в онлайн-формате, так и офлайн. Существуют ситуации, когда ребёнок остаётся вечером один дома, и к нему могут прийти такие мысли, поэтому важно внедрять программы и уроки для укрепления психического здоровья. Наши дети и взрослые должны уметь справляться со стрессом, повышать свою уверенность, развивать социально-эмоциональные навыки и поддерживать здоровые межличностные отношения. Также важно, чтобы они умели вести себя в конфликтных ситуациях и находить способы их разрешения.
Одним из ключевых аспектов является работа с семьёй, так как ребёнок всегда видит, что происходит дома, и это влияет на его психологическое состояние. Если родители не умеют справляться со сложными ситуациями, реагировать адекватно на стресс или эффективно общаться с детьми, это обязательно отразится на поведении и принятии решений ребёнка. Поэтому, на мой взгляд, работа с семьёй должна быть в приоритете — это очень важно.
— Как родители и близкие могут вовремя распознать признаки суицидальных мыслей у ребенка?
— Признаков существует много. В первую очередь, родителям и близким, вообще взрослым, которые находятся рядом с ребёнком, нужно обратить внимание на изменение поведения. Если ребёнок был активным, разговорчивым, а вдруг становится замкнутым, теряет интерес к занятиям, которые раньше его увлекали, это может быть тревожным сигналом. Также в таких случаях ребёнок может избегать любого общения — с ним трудно поговорить, выйти на контакт и так далее.
Резкое изменение настроения также может быть признаком. Важно не путать это с подростковым возрастом. В случае суицидальных мыслей ребёнок может находиться в депрессии, тревоге или агрессии дольше обычного. Мы все знаем, что в подростковом возрасте настроение часто меняется, но если это состояние затягивается, это может быть поводом для беспокойства.
Ещё один сигнал — проблемы с самооценкой. Ребёнок может чувствовать себя бесполезным, никчёмным. Это может выражаться в словах типа "Я ничего не умею", "Я бесполезный", "Мне это не дано". Также может появиться интерес к теме смерти или суицида. Например, ребёнок может искать информацию на эту тему в интернете, читать статьи или обсуждать это с сверстниками — на это тоже стоит обратить внимание.
Кроме того, ребёнок может начать отказываться от общения с друзьями и сверстниками. Если раньше у него было хобби, которым он увлекался, он может полностью от него отказаться. Это также является тревожным сигналом.
Ещё один важный момент — резкое ухудшение успехов в учёбе или в социальных отношениях. Если раньше ребёнок был общительным, активно участвовал в жизни, а теперь стал тихим, замкнутым, это также может свидетельствовать о проблемах, требующих внимания.
— Какую роль играют учителя и школьные психологи в выявлении и поддержке подростков в кризисе?
— Я думаю, что основную роль в этом вопросе играют родители, поскольку они проводят больше времени с ребёнком. Они его чаще видят, лучше знают и оказывают на него большее влияние. Однако учителя и школьные психологи также играют ключевую роль в раннем выявлении признаков суицидальных настроений или мыслей у ребёнка. Учителя и психологи могут заметить изменения в поведении учеников, обратить внимание на снижение успеваемости, на то, что ребёнок замкнулся, утратил интерес к учёбе или социальной жизни в школе.
Школьные психологи могут проводить различные индивидуальные консультации и беседы, что помогает понять, что происходит с ребёнком. Здесь важен момент разрешения родителей: если родители не дали согласие на работу с ребёнком, школьный психолог не может проводить с ним консультации. Однако беседовать с ним о его делах, планах и чувствах, например, в коридоре или во время свободного времени, я думаю, не возбраняется.
Я считаю, что школьные психологи и учителя должны внедрять различные программы и методы, направленные на развитие эмоциональных навыков, эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции, чтобы ребёнок умел справляться со стрессовыми ситуациями. Очень важным моментом является сотрудничество школы с родителями, семьёй и специалистами. Комплексная помощь — это ключ к эффективной поддержке ребёнка.
— Какие проекты реализуются в институте "Өркен" для изучения причин и профилактики суицидального поведения?
— В институте "Өркен" для изучения причин и профилактики суицида проводятся различные исследования и разрабатываются программы. Например, в прошлом году была разработана программа "Дос болайық", направленная на развитие социально-эмоциональных навыков у детей. В рамках этой программы, с использованием метода наставничества, старшее поколение помогает развивать эти навыки у младшего поколения через проектную деятельность. Это способствует коммуникации, наставничеству и оказанию поддержки.
Кроме того, в 2023 году в институте "Өркен" была разработана программа "Центр педагогической поддержки родителей". В рамках этой программы родителям различных возрастных групп предлагается пройти занятия, которые включают вопросы воспитания, развития детей и построения позитивных коммуникаций с ними. В этом году программа была обновлена, и её новое содержание включает вопросы профилактики кибербуллинга, буллинга и поведения в стрессовых ситуациях.
Кроме этих программ, хотелось бы рассказать о проекте "Менің бауырым". По принципу "равный равному" студенты колледжей и университетов старших курсов имеют возможность, согласовав с заместителем директора по воспитательной работе, проводить занятия с детьми по профилактике буллинга и суицида. Таким образом, дети могут получать актуальную и интересную информацию не только от взрослых, но и от студентов, которые, будучи бывшими школьниками, хорошо знакомы с ситуациями, когда ребёнок сталкивается с кризисами и травматичными ситуациями.
Таким образом, в институте реализуются три программы: "Центр педагогической поддержки родителей", программа "Дос болайық" и проект "Менің бауырым".
— Как повысить квалификацию специалистов, работающих с подростками, находящимися в группе риска?
— Наш институт проводит курсы для повышения квалификации специалистов, таких как классные руководители, завучи, психологи и социальные педагоги. Кроме того, все наши специалисты регулярно участвуют в семинарах, тренингах и курсах, проводимых в регионах, а также занимаются самообразованием. Важно отметить, что необходимо развивать междисциплинарное сотрудничество между педагогами, психологами, социальными работниками и медицинскими специалистами. Также необходимо внедрять супервизии, интервизии и консультации для специалистов, работающих с детьми, находящимися в группе риска.
Очень часто бывает, что наши педагоги и психологи не знают, как работать с такими детьми и что с этим делать. В результате ситуация остаётся без внимания, либо не предпринимаются никакие действия, что может привести к плачевным результатам.
— Какие советы вы могли бы дать родителям и подросткам для преодоления трудностей и предотвращения кризисных ситуаций?
— Мне кажется, что в первую очередь нужно работать с родителями, потому что как родитель реагирует на стрессовую ситуацию, так и ребёнок будет реагировать на неё. Поэтому важно, чтобы родители научились реагировать спокойно и адекватно на различные стрессовые ситуации. Также нужно быть внимательными к изменениям в поведении ребёнка и стараться открыто обсуждать проблемы. Взрослым родителям следует научиться здоровым способам реагирования на стресс и агрессивные эмоции, а также учить этому своих детей.
Не менее важным является создание в семье атмосферы поддержки и безопасности, чтобы ребёнок всегда чувствовал, что его поддержат, ему помогут и его поймут. У ребёнка должна быть уверенность, что он может рассказать о своих проблемах маме и папе и получить обратную связь: "Что мне делать дальше?"
Что касается подростков, важно, чтобы они умели открыто говорить о своих чувствах и переживаниях с теми, кому доверяют — взрослыми или сверстниками. Очень важно, чтобы эти чувства и эмоции были проговорены. У каждого подростка должно быть как минимум один-два способа снятия стресса, например, спорт, творчество, хобби или какие-то практические занятия, помогающие привести себя в порядок.
Самое важное, наверное, — это понимание, что все трудности временные. Всегда можно найти выход из любой ситуации, если обратиться за помощью и послушать советы адекватных людей, которым не всё равно на тебя. Нужно понимать, что жизнь — это самое ценное, а все остальные проблемы решаемы. Это ещё не конец. Этот момент очень важно донести до детей: все трудности временные, и любую ситуацию можно решить, если знать, как действовать. Если не знаешь, как действовать, нужно обращаться за помощью.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!